Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф26758
Уровень инициативы:
Федеральный

Защитить школы и учителей от произвола родителей

«Характеры воспитания детей в семье и школе не должны противостоять друг другу. И так как школа является центром организации воспитания и обучения детей, она вправе предъявлять родителям требования к семейному воспитанию.» Эта цитата из самого известного труда классика современной педагогики Ш.А.Амонашвили. Человека, пользующегося непререкаемым авторитетом в отечественной педагогике. И она… не жизнеспособна?
Сегодня мы находимся в ужасающей ситуации. В ситуации, когда школа и учитель по сути являются бесправными учебными членами общества. В теории у нас есть Гражданский и Трудовой кодекс, закон «Об образовании» и «профессиональный стандарт». Но на практике мы – учителя – защищены куда меньше, чем разносчики пиццы или курьеры. Мы – заложники общественной дикости.
Ещё 2-4 десятилетия назад учитель был уважаемый человек. К нему приходили за советом. К его труду относились с уважением и пониманием. А его рекомендации выполняли. Но прошли годы и на смену поколению брошенных невоспитанных детей 90-х, пришло поколение издёрганных, невоспитанных родителей. Людей, которые воспринимают учителя – как прислугу. Людей, которые маскируясь словами о защите ребёнка, просто самоутверждаются, унижая учителей. Используют каждый надуманных повод для жалоб на учителя. А при попытке администрации разобраться в ситуации, жалуются и на администрацию. По сути превращая учителя в прислугу, которая должна быть благодарна, что им позволено приблизится к ребёнку. И которому позволено только хвалить и ребёнка и его результаты.
Причин этому явлению не мало. Но по сути сегодня, всё больше людей сомневаются, стоит ли им идти в педагогику. Они хотят работать с детьми, но не хотят становиться заложниками родительской нечистоплотности и административной трусости. Администрации школ тоже не в состоянии противостоять этому напору.
Нет сомнений, иногда в школу попадают люди которым там вообще не место. Но это явление не массовое. Работа учителя – тяжкий труд и только по велению души можно задержаться в профессии на годы.
Бывает и так, что учитель и правда допускает ошибки. Но он тоже человек. Если водитель такси опоздал на 5 минут – его не увольняют. Работают на своих местах сотрудники почты, перепугавшие почтовые ящики при доставке корреспонденции. Работают чиновники, забывшие начислить пенсионеру пособие и музыканты в оркестре, даже если они ошиблись в исполнении своей партии. И только учитель, совершенно бесправен. Он на грани увольнения даже не после ошибки, а при возникновении у скандального родителя мнения о том, что учитель ошибся. Он мишень, которую рассматривают под микроскопом. Его проще уволить, чем защищать.
"Кто экономит на школах, будет строить тюрьмы", заметил Отто фон Бисмарк в 19 веке. «Экономия» на школах – не только строительство зданий и покупка книг и компьютеров. Забота о школе - это авторитет учителя. Авторитет школы. Это государственная позиция, где школа не халдей, а полноценный участник образовательного процесса. Лоцман этого процесса. Ведь учитель не учит повара готовить. Так почему же повар может учить учителя учить? Как избежать этого в обществе, где образование отнесено к сфере услуг. Не к обязанности государства, не к одной из ключевых его функций. А к услуге?
Безусловно, дополнительное образование, автошколы, курсы кройки и шитья – могут быть услугами. Но базовое образование? Дошкольное, школьное, профессиональное? Это не услуги… Это государство образующая функция.

Практический результат

Учителя и без того перегружены бюрократией и юридическими кружевами. Будучи более защищёнными, они смогут сосредоточится на непосредственной работе, не будут переносить родительский негатив на свою работу. Будут более уверенными в завтрашнем дне, что позволит им больше дать детям и существенно повысит уровень образования в стране.

Решение

В этой связи предлагается:
исключить из закона "Об образовании" и иных документов регулирующих образовательную деятельность понятие «образовательные услуги» применительно к программам дошкольного, школьного и среднего профессионального образования, возможно заменив его на «исполнителя государственных обязательств в сфере образования» или какую-то иную, более подходящую формулировку;
законодательно усилить роль профсоюзов в работе с жалобами родителей;
разработать и реализовать программу по информированию населения (родителей), направленную на повышение престижа педагогической профессии и школы;
запретить увольнение работников образовательных организаций, а также законодательно закрепить необходимость проверки случаев увольнения «по собственному желанию» в течение учебного года, выявление случаев давления родителей и администрации;
выделить необходимые средства для обязательной оплаты института наставничества для молодых специалистов в школах.

К началу списка инициатив