Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
47Ф63007
Уровень инициативы:
Федеральный

За отказ от мусоросжигания и за предотвращение образования отходов

Мусорный кризис в России усугубляется, по всей стране возникают новые очаги социального напряжения: люди выступают против планов расширения старых и создания новых полигонов и свалок, строительства мусоросжигательных заводов, так как это ставит под угрозу их здоровье и качество жизни, нарушает экологические права. Ярким примером тупиковой и несправедливой ситуации являются попытки Москвы вывозить свои бытовые отходы в другие регионы (Архангельскую, Владимирскую области и др.), вызывающие огромное сопротивление местных жителей.
Реализуемая в настоящее время в России реформа по обращению с отходами зашла в тупик из-за нарушения законодательства на всех уровнях государственного управления. Федеральные органы исполнительной власти, разрабатывающие подзаконные нормативно-правовые акты, игнорируют требования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А именно направления государственной политики в области обращения с отходами, которые определяют приоритет максимального использования исходных сырья и материалов, предотвращения и сокращения образования отходов и их обработки (сортировки) над обезвреживанием (сжиганием) и захоронением. Вместо этого федеральными органами власти поощряются проекты строительства мусоросжигательных заводов, а большая часть смешанных отходов после сортировки, в условиях отсутствия раздельного сбора отходов, продолжает вывозиться на полигоны. При этом ответственность и наказание за нарушение должностными лицами приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами не предусмотрены.
Одно из недавних нарушений - это принятие в декабре 2019 года поправок в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые приравнивают сжигание отходов к переработке (так называемой «энергетической утилизации»). Эти поправки открывают ворота к широкомасштабному сжиганию оставшихся после сортировки отходов на экологически опасных предприятиях с производством дорогостоящей и никому не нужной энергии. В таких условиях уровень материальной переработки, когда из отходов производятся новые товары, не будет подниматься, а уровень социальной напряженности продолжит стремительно расти из-за последствий подмены понятий. Уже сегодня граждане России протестуют против появления в регионах каких бы то ни было мощностей по обращению с отходами из-за недоверия к действиям властей. Приравнивание сжигания отходов к энергетической утилизации уже сейчас приводит к росту протестов из-за опасений жителей, что за фасадом любого «мусороперерабатывающего» завода может оказаться обыкновенная печь для сжигания отходов с ядовитым дымом и токсичной золой (для которой будут нужны новые специальные полигоны). Между тем, прогрессивные страны и города мира осознают экологические и экономические опасности уничтожения отходов (являющихся одновременно вторичными ресурсами) посредством сжигания и выбирают другие инструменты для решения мусорной проблемы - объявляют своей целью «ноль отходов», развивают экономику замкнутого цикла и работают над предотвращением образования отходов и отказываются от сжигания – то есть на практике реализуют иерархию способов обращения с отходами, подобную приоритетным направлениям российской госполитики в области обращения с отходами. Так, более 70 стран запретили или ограничили производство и оборот пластиковых пакетов.
В Евросоюзе с 2021 года вводится полный запрет на использование одноразовой пластиковой посуды, пластиковых пакетов, ватных палочек и других одноразовых пластиковых трудноперерабатываемых отходов.
С помощью предложенных ниже мер повернуть мусорную реформу в русло реального решения проблем, связанных с обращением с твёрдыми коммунальными отходами, возможно и в нашей стране. Меры разработаны экспертами Альянса против сжигания и за переработку отходов, который объединяет ряд независимых экологических организаций и ставит своей целью способствовать развитию экологически безопасной и экономически эффективной системы обращения с отходами.

Практический результат

1. Создание условий для достижения целевых показателей национального проекта “Экология”.
2. Выход из “мусорного” кризиса, системное и комплексное решение “мусорной” проблемы в России благодаря предотвращению и сокращению образования отходов, т.е. борьбы с причинами, а не с последствиями.
3. Выполнение требований законодательства, а именно обеспечение соблюдения иерархии приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами (пункт 2 статья 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4. Снижение уровня социальной напряженности в регионах Российской Федерации, связанной с неэффективностью реализации “мусорной” реформы и принятием законодательных норм, приравнивающих сжигание отходов к энергетической утилизации.

Решение

1. Исключить из абзаца восьмого статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (содержащего определение термина «утилизация») слова «а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация)».
2. Дополнить статью 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации частью 13, предусматривающей административную ответственность глав ФОИВов, регулирующих обращение с отходами, и глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит регулирование обращения с отходами, за разработку и утверждение нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ, о соответствии разрабатываемых нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами (п.2. ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а именно наложение административного штрафа в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или административный арест на срок до 15 суток.
3. Включить в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» норму, устанавливающую запрет на оборот на территории Российской Федерации товаров, тары и упаковки немедицинского назначения, которые не могут быть выделены и изъяты из общего потока отходов производства и потребления (в ходе раздельного накопления отходов и их сортировки на объектах обработки), не могут быть отправлены на материальную утилизацию, а также имеют многоразовые альтернативы. Перечень товаров, тары и упаковки немедицинского назначения, на которые будет распространяться предлагаемая к принятию законодательная норма, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики Российской Федерации и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами производства и потребления и утверждается Постановлением Правительства РФ.

К началу списка инициатив