В последние годы тема доступности авиаперелетов для людей с ограниченными возможностями в России становится все более значимой. Однако, несмотря на законодательные меры по созданию инклюзивной среды, на практике многие пассажиры с инвалидностью сталкиваются с серьезными трудностями.
Существующая процедура предполагает, что пассажир с инвалидностью должен заранее оповестить авиакомпанию о своем предстоящем перелете и предоставить информацию о своем весе, весе и габаритах коляски, а также технических характеристиках электроприставки. Однако, несмотря на соблюдение всех требований и соответствие международным стандартам, существует риск оказаться в ситуации, когда некомпетентный сотрудник отказывает в предоставлении необходимых услуг.
Одной из таких проблем является ситуация, когда пассажирам отказывают в посадке на борт самолета из-за необходимости проведения дополнительных проверок электроприставок или другого специализированного оборудования, прикрепленного к инвалидным коляскам. Эти устройства, которые обеспечивают повышенную мобильность и независимость для людей с ограниченными возможностями, требуют от авиакомпаний тщательной проверки на соответствие их правилам и стандартам безопасности.
Зачастую представители авиакомпании не компетентны и недостаточно информированы о правилах перевозки подобного оборудования (в том числе правил собственной авиакомпании), не осведомлены о правах маломобильных граждан и обязательствах перед ними, в связи с чем, немотивированно отказывают пассажиру в перелёте либо отказывают в провозе оборудования на борту.
Данный аспект вызывает значительные трудности и стресс у пассажиров с инвалидностью и требует вашего внимания. Если бы со стороны государственных органов, которые контролируют деятельность авиаперевозчиков, накладывались административные штрафы за нарушение прав людей с ограниченным возможностями и инвалидов, то был бы иной результат.
Практический результат
Во избежание дополнительной проверки со стороны государственного органа и уплаты существенного штрафа, обязать авиакомпании:
1. Обучить своих сотрудников навыками по работе с пассажирами с ограниченными возможностями и инвалидами.
2. Уделять больше внимания и тех сервиса для адаптации самолетов и аэропортов для инвалидов-колясочников.
3. Пересмотреть внутренние правила и процедуры, касающиеся обращения с пассажирами с ограниченными возможностями и инвалидами, в том числе упростить процесс посадки таких пассажиров на борт самолета, чтобы избежать возможных задержек рейсов.
4. Стремиться изменить отношение сотрудников авиакомпании к пассажирам с ограниченными возможностями со стереотипного и дискриминационного на клиентоориентированное. На текущий момент представители авиакомпаний недооценивают возможности инвалидов и убеждены, что люди с ограниченными возможностями создают дополнительные сложности на борту самолета и при посадке/высадке.
5. Тщательно оценивать репутационные риски. Ущемления прав людей с ограниченными возможностями редко становятся известными, если такие люди не предпринимают меры для привлечения СМИ или обращения в суд. Репутация авиакомпании может пострадать, если количество штрафов будет значительным. Для СМИ не составит труда оценить достоверность информации о действиях авиакомпании, поскольку сведения о нарушении прав инвалидов-колясочников будут проверяться госорганом.