Сегодня при обращении в государственные органы социальной поддержки населения за различными пособиями (в частности на детей) указанные органы требуют представления сведений о доходах заявителя, его семьи, копию трудовой книжки. Данные сведения в основном выдают работодатели. Причём периодичность представления таких сведений взята буквально "с потолка": для предоставления одного пособия - раз в год, другого - в пол-года, третьего - раз в три месяца. Такая периодичность ничем не регламентирована, следовательно это даёт чиновникам повод заставлять заявителей представлять эти справки как можно чаще - ибо если они не будут представлены, то в пособии будет отказано, следовательно - экономия бюджета. Причём сроки представления жёсткие. Гражданам-заявителям бывает, мягко сказать, "не совсем удобно" так часто обращаться к своим работодателям - хотя работодатели обязаны выдавать такие справки, на практике всё не так просто как написано в Трудовом кодексе, да и субъективный фактор делает своё дело - работодатели ("кадровики" и бухгалтеры) "косо смотрят" на такого работника, заставляющего их работать (готовить эти справки и копии). Кроме того, заявитель может банально забыть или не успеть вовремя "заказать" справку у работодателя - по своему опыту знаю - центр социальной работы обязательно этим воспользуется и откажет в продлении права на пособие. Таким образом, при обещаниях государства о социальной поддержке и защите населения, фактически такую поддержку можно потерять по формальным поводам - не успел представить нужную "бумажку".
Сегодня работает система так называемого межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг (ст.7.1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Суть этой системы в том, что любой государственный орган по просьбе заявителя обязан самостоятельно запросить нужную ему для предоставления этому заявителю услуги информацию в другом государственном органе. И это работает, реально помогает заявителям, уменьшает бюрократию, бумажный документооборот, наконец время предоставления услуг.
Но данная система не работает в отношении не государственных органов, коими являются работодатели. И заявитель-гражданин вынужден самостоятельно запрашивать и представлять такие справки и копии. В наш электронный век это анахронизм. Кроме того, бумажную справку при сегодняшнем развитии печатного дела элементарно подделать, что невозможно при непосредственном взаимодействии государственный орган-работодатель (без участия заявителя).
Предлагаю внести в федеральное законодательство требования о запросах нужных государственным органам сведений у работодателей (независимо от формы собственности), если заявитель попросит об этом.
Таким образом, если заявитель захочет воспользоваться указанным правом, у заявителя будет лишь обязанность своевременно проинформировать о месте работы (получения дохода) или о смене места работы. Также написать своего рода длительное согласие на такие запросы государственным органом. После этого государственный орган сможет самостоятельно запрашивать нужные данные (и должен быть обязан это делать, чтобы заявитель не потерял право на меры социальной поддержки), а заявитель не будет "забивать голову" такими проблемами. Также нужно предусмотреть ответственность государственных органов за не предусмотренные законом запросы (например чрезмерно частые или с требованиями предоставить данные, ненужные для предоставления конкретной, оказываемой им государственной услуги).
Практический результат
Более гарантированная и реально получаемая социальная помощь населению.
Уменьшение бумажного документооборота в стране.
Большая прозрачность и правомерность оказания таких услуг, более быстрое получение таких услуг (бумажные справки сегодня легко подделать - в предлагаемом случае государственные органы будут уверены в правдивости информации, её не нужно перепроверять).