Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф17734
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменить монетарную политику Центрального Банка России с целью стимулировать развитие реального сектора экономики, производства в России

Жесткая политика Центрального банка привела в прошлом году к повышению стоимости кредитных ресурсов в среднем на 9 процентных пунктов (п.п.), что подтолкнуло российскую экономику к болоту стагфляции. Если еще год назад уровень рентабельности нашего реального сектора был в среднем в полтора-два раза ниже средней стоимости кредитных ресурсов, то в настоящее время этот разрыв увеличился до трех-четырех раз. Отдача на вложенный капитал оказалась ниже даже ключевой процентной ставки ЦБ - 6% против 8% годовых соответственно. Предлагаемая банками стоимость кредита, позволяет финансировать только оборотный капитал предприятий на небольшой срок. Привлечение долгосрочного кредита в инвестиционных целях теряет смысл. Наряду со снижением объема прибыли промышленных предприятий и сокращением бюджетных инвестиций это влечет за собой спад инвестиционной активности, консервирует научно-техническую отсталость. Увеличивается износ основных фондов: он вырос с 45,2% в 2005 году до 48%, а в 2014 году в связи со спадом капитальных вложений на 2,5% достигнет 48,5%.
До введения западных санкций корпорации и банки компенсировали ограничительную денежную политику внешними займами, общий объем которых превысил 650 млрд долларов (74% из них номинированы в долларах и евро). Эта величина эквивалентна более чем половине обращающейся в российской экономике денежной массы. В 2015 году придется погасить свыше 112 млрд долларов. В том числе 60–65 млрд подлежат уплате частными компаниями и банками, не имеющими доступа к альтернативному источнику рефинансирования на аналогичных условиях.
Дополнительные потери российской финансовой системы в размере более 50 млрд долларов возникают вследствие нелегального вывоза капитала. Еще 60 млрд уйдет из страны в форме сальдо по доходам от трансграничных инвестиций.
Предлагаемые Банком России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015–2017 гг.» игнорируют эту проблему. Если, как следует из вышеизложенного, отток капитала до конца будущего года может составить более 11 трлн рублей, то увеличение кредита банкам на будущий год планируется ЦБ в размере 700 млрд рублей, а в перспективе до 2018 года - 2,1 трлн рублей. Принимая во внимание, что часть задолженности будет погашена за счет валютных накоплений, а также уже предоставленных в этом году кредитов ЦБ банковскому сектору, сжатие денежной массы по отношению к сегодняшнему, явно недостаточному даже для простого воспроизводства уровню составит не менее 5 трлн рублей. С учетом объявленного в ответ на санкции импортозамещения, а также спроса на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса этот дефицит денежного предложения составит 6,5 трлн рублей. А если учесть еще и потребность в кредитовании роста производства на имеющихся производственных мощностях и инвестиций в их модернизацию и развитие, то искусственно создаваемый дефицит денег в экономике достигает 8-9 трлн рублей, что составляет около 12% ВВП. Именно такой объем производства недоберет российская экономика вследствие денежно-кредитной политики в этом и в следующем годах.
Сжимая денежную массу и повышая ставку процента, Центральный банк искусственно ухудшает условия кредитования предприятий, что вынуждает их сокращать производство и инвестиции, а также перекладывать дополнительные издержки на потребителей посредством роста цен. При этом, заявляя о «таргетировании инфляции», ЦБ никак не может достичь заявляемых целей, так как своей политикой он раскручивает маховик инфляции издержек и усиливает инфляционные ожидания переходом к свободно плавающему курсу рубля. В отличие от схоластических моделей рыночного равновесия в реальных российских условиях повышение процентных ставок дает не приток капитала, а его отток из реального сектора на валютные счета, а переход к плавающему курсу рубля оборачивается его свободным падением.
Сокращение кредита и сжатие денежной массы приводит к падению производства и инвестиций, а также к цепочке дефолтов предприятий, сталкивающихся с невозможностью рефинансирования своих обязательств. Можно бесконечно спорить о том, как увеличение денежного предложения влияет на инфляцию, но совершенно очевидно, что его сокращение автоматически связано с падением производства, деловой, инвестиционной и инновационной активности. В 2014 году в результате политики регулятора показатель монетизации российской экономики (отношение рублевого денежного агрегата М2 к ВВП) снизится, по нашей оценке, с 47 до 44% ВВП. Это снижение корреспондирует с падением темпов прироста ВВП на 3 п. п. по отношению к ранее ожидавшемуся уровню (0,5 против 3,5%), так же как и с двухпроцентным падением объема инвестиций. На протяжении последних 16 лет подобное сжатие реального денежного предложения отмечалось лишь дважды: незадолго до разрушения пирамиды ГКО-ОФЗ и дефолта по государственным долговым обязательствам в августе 1998-го, а затем в разгар финансово-экономического кризиса зимой 2008/09 годов.
Экономическому спаду способствует также изъятие правительством из обращения около 7 трлн рублей, замороженных на счетах ЦБ. Это больше, чем кредит Банка России коммерческим банкам и, через них, экономике в целом. Иными словами, реальным кредитором экономики выступает не ЦБ, а налогоплательщики, чьи средства выводятся из обращения и частично замещаются кредитами ЦБ. Тем самым искусственно сокращается конечный спрос на товары и услуги, что приводит к уменьшению ВВП. И хотя часть изымаемых правительством денег компенсируется кредитами Банка России, это неравноценный размен. Изъятие денег прямо сокращает оборотный капитал и деловую активность. А предоставляемое Банком России рефинансирование коммерческих банков используется ими для краткосрочных операций, в том числе спекуляций против рубля.
Усугубляет финансовое самочувствие реального сектора и планируемый правительством «налоговый маневр» - предлагаемая Минфином замена части экспортных пошлин налогом на добычу полезных ископаемых. Этот налог, по сути, является налогом с потребителя нефти и других природных ресурсов. Добавляясь к «замыкающим» издержкам производства на самом худшем по прибыльности месторождении, он автоматически включается в цену товара. Даже с учетом планируемого снижения акцизов на нефтепродукты этот маневр выводит экономику на новый уровень издержек, представляя собой перераспределение природной ренты в пользу экспортеров нефти за счет ее внутренних потребителей. Он еще больше загоняет экономику в стагфляционную ловушку, созданную политикой ЦБ.
Простая экстраполяция отчетливо наблюдаемой статистической зависимости между темпами прироста ВВП и денежной массы показывает, что при нынешней и декларируемой на ближайшую трехлетку политике денежных властей следует ожидать падения ВВП на 4% в 2015 году и на 2% в 2016-м.

Практический результат

Принятие указанных ниже мер позволит добиться:
1. Роста реального сектора экономики России.
2. Стабильной национальной валюты с перспективой мировой резервной валюты.
3. Развития реального импортозамещения и обеспечение безопасности от санкций и подконтрольных странам НАТО критически важных финансовых инструментов.
4. Упрочнение экономических связей со странами СНГ, ЕврАзЭС, БРИКС, ШОС, Меркосур и другими традиционными партнерами.

Дополнительные материалы

Полный список необходимых мер

Решение

1. Необходимо законодательно включить в перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.
2. Необходим переход от регулирования уровня ставок «в целом» к работе с кривой ставок, предусматривающей повышение ставок по краткосрочным инструментам, определяющим доступность кредита для финансирования текущих расходов, и понижение ставок по долгосрочным инструментам, определяющим доступность кредита для инвестиций. Ставка рефинансирования по таким инструментам не должна превышать 3% годовых в рублях исходя из средней нормы рентабельности в инвестиционном комплексе за вычетом банковской маржи, а сроки предоставления кредитов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в промышленности и строительстве (до семи лет).
3. Рефинансирование оборотного капитала должно вестись под 5% годовых в рублях с учетом средней рентабельности обрабатывающей промышленности, а также предусматривать понижение ставки для сельского хозяйства, строительства и других отраслей с низкой рентабельностью и высокой сезонной волатильностью.
4. Доступ к системе рефинансирования должен быть открыт для всех коммерческих банков на универсальных условиях, включающих в себя контроль за целевым использованием кредитов, а также для банков развития на особых условиях, соответствующих профилю и целям их деятельности (в том числе с учетом сроков окупаемости инвестиций в инфраструктуру до 20-30 лет - под 1-2%).
5. Для расширения каналов кредитных потоков необходимо кардинальное увеличение ломбардного списка Центрального банка, включение в него векселей и облигаций платежеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях, институтов развития, гарантий федерального правительства, субъектов федерации и муниципалитетов. При этом во избежание стимулирования вывоза капитала и валютных спекуляций прием иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов ЦБ следует прекратить.
Полный текст решения из 19 пунктов смотрите в приложенном файле.

Дополнительные материалы

К началу списка инициатив