Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
24Ф20548
Уровень инициативы:
Федеральный

Усовершенствовать механизм субсидирования сельхозтоваропроизводителей

На сегодняшний день предусмотрено субсидирование согласно постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 и приказа Министерства сельского хозяйства от 11 февраля 2013 г. № 53 (перечень направлений использования кредитов и пр.).
Для получения единицы продукции сельского хозяйства необходимо затратить определенные ресурсы (семена, удобрения, топливо, запчасти, электроэнергию и т.д.). Существующий дотационный механизм направлен на компенсацию израсходованных ресурсов, а не готовой продукции. Поскольку значительная часть этих ресурсов компенсируется, сельхозтоваропроизводителю, в какой-то степени невыгодно задумываться о снижении, например, энергоемкости производства, т.к. вложив свои ресурсы в энергосбережение, фермер лишается дотаций из бюджета из-за сокращения энергопотребления. В результате существующим механизмом государство «углубляется в операционную деятельность» агрокомпании и не стимулирует снижения себестоимости.
Пример существующего механизма (цифры даны условные, для понимания): предприятие производит 1 000 кг мяса в год, за все потраченные ресурсы бюджет суммарно компенсировал 10 000 рублей (по статьям: топливо - 2 000 рублей, комбикорм -1 500 рублей, удобрения -1 000 рублей, электроэнергию - 4 000 рублей, прочие - 1 500 рублей). Т.е. итого на 1 кг произведенного мяса фермер получил из бюджета 10 рублей в виде дотаций.
В случае, выплаты единой субсидии (без «привязки» к ГСМ, удобрениям, электроэнергии и пр.), ориентированной на произведенную продукцию (те же 10 рублей на 1 кг мяса), фермер получает возможность оптимизации структуры затрат. Фермер может решить модернизировать всю сельхозтехнику (в том числе на дизельном топливе) на газовое оборудование или заняться переработкой отходов в биогаз для получения собственной генерации и не беспокоиться, что не получит от бюджетных субсидий по статье "Дизельное топливо" или "Электроэнергия" соответственно. При этом, сохранив производительность предприятия продукции, он также получает из бюджета прежние финансовые ресурсы в размере 10 рублей/кг * 1000 кг = 10 000 рублей.

Практический результат

Перераспределение данного механизма позволит ориентировать субсидии на конечный продукт сельского хозяйства и предоставит возможность хозяйствующим субъектам по своему усмотрению (без опасения на потерю дотационной статьи бюджета) распорядиться субсидиями: ввести новую технологию обработки полей, или закупить современную технику, или внедрить установку по производству удобрения, или внедрить энергосберегающие технологии и пр. От данных модернизаций размер «единой субсидии» сохранится (увеличится), т.к. производительность предприятия сохранится (увеличится),а себестоимость продукции при внедренных новых технологиях снизится.
Позволит увеличить эффективность аппарата Министерства сельского хозяйства (как федерального, так и регионального уровней) из-за сокращения объема предоставляемых форм для субсидий, подтверждающих затраченные ресурсы. Вместо нее появится одна, свидетельствующая о выпущенной продукции.

Решение

Усовершенствовать механизм субсидирования сельхозтоваропроизводителей через замену постатейных компенсаций "за ГСМ", "за удобрения", "за электроэнергию" и пр. «единой субсидией» рассчитанной на основе количества произведенной продукции в натуральной величине (млн. штук яиц, тыс. тонн мяса и пр.).
Неотъемлемой частью данного механизма является разработка методики определения "единой субсидии" на единицу продукции с обязательным участием представителей сельхозтоваропроизводителей. Размер "единой субсидии" должен быть индивидуальный для каждого региона (возможно, для крупных регионов классификация на подгруппы - северная, центральная, южная).
Критерии методики определения размера "единой субсидии":
- сохранение общего объема субсидий для всех категорий сельхозтоваропроизводителей на момент введения механизма;
- ежегодная индексация минимум на уровень инфляции;
- равенства бюджетных дотаций на единицу произведенной продукции;
- отсутствие привязки "единой субсидии" к стоимости ресурсов необходимых для ее производства (исключение - значительное удорожание ресурсов более уровня инфляции);
- отсутствие возможности "приписки" сельхозтоваропроизводителем произведенных объемов продукции.
Данный механизм необходимо опробовать на примере отдельно взятых регионов с различными климатическими условиями, разной структурой производства, разным соотношением крупных и мелких хозяйств и пр.

К началу списка инициатив