Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
24Ф26920
Уровень инициативы:
Федеральный

Установить обязанность каждого суда регулярно обобщать, обнародовать собственную судебную практику и неукоснительно соблюдать ее. Установить ответственность судей за судебные ошибки, допускаемые ими при принятии судебных постановлений.

Суд является окончательным и необратимым средством (способом) защиты любых прав и свобод, а потому суд не имеет права на ошибку.
К сожалению, действующая судебная практика всех судов страны (в особенности судов общей юрисдикции) является недостаточно стабильной, прозрачной, открытой, доступной, а во многих случаях она и вовсе противоречива, что, несомненно, нарушает права на справедливый и беспристрастный суд каждого, кто защищал или планирует защищать свои права и свободы в судебном порядке.
В этой связи представляется необходимым исключить или снизить до минимума вероятность допущения судьей любой ошибки при разрешении какого-либо дела, способной повлечь нарушение и(или) ограничение чьих-либо прав и свобод.
По смыслу диспозиции процессуального законодательства нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права достаточно для отмены или изменения судебного постановления (статья 391.9 ГПК РФ).
Кроме того, в настоящее время процессуальное законодательство (статья 392 ГПК РФ) в качестве оснований для пересмотра судебных постановлений, вступивших в силу, определяет их несоответствие толкованиям (разъяснениям) права различных высших органов судебной власти, выраженных ими, к примеру, в признании Конституционным Судом РФ закона не соответствующим Конституции РФ, в установлении Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в определении (изменении) Пленумом или Президиумом Верховного Суда РФ практики применения правовой нормы.
Закон РСФСР от 08.07.1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (статья 56, действующая до 7.02.2011 г.) в сравнении с действующим законодательством о судебной системе открыто и прямо устанавливал обязательность разъяснений Пленума Верховного Суда России по вопросам применения законодательства.
Таким образом, по смыслу изложенных выше правовых норм, нарушение толкования (разъяснения) права высших органов судебной власти является безусловным основанием для отмены (изменения) судебного постановления.
Вместе с тем, наличие у высших органов судебной власти дискреционных полномочий по изменению практики применения правовых норм само по себе не исключает ошибок в судебной практике, поскольку высшие органы судебной власти физически и практически не способны одновременно определять практику применения правовых норм во многих разных правоотношениях.
В связи с этим отсутствие в настоящее время необходимых толкований (разъяснений) по всем правоотношениям влечет за собой возникновение массовых судебных ошибок вследствие халатности судей, превышения или злоупотребления ими полномочиями, а равно принятия судьями заведомо неправосудных судебных постановлений.
Исходя из этого, предотвратить указанные события возможно лишь в случае создания условий, при которых судебная практика всех судов (в особенности судов общей юрисдикции) будет предсказуемой, стабильной, прозрачной и доступной.
Для чего необходимо чаще и больше обобщать и обнародовать судебную практику всех судов исключительно в открытых источниках информации, которая должна быть доступной как для пользователей государственной услуги правосудия, так и для самих судей.
В связи с этим представляется правильным и необходимым возложить на все суды страны (начиная от мировых судей и до Конституционного Суда РФ) обязанность регулярно (еженедельно) обобщать и обнародовать свою судебную практику и неукоснительно ее соблюдать. При этом обзоры судебной практики нижестоящих судов должны регулярно обновляться по мере изменения судебной практики вышестоящего суда.
К тому же аналогичные функции, связанные с рассмотрением материалов по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, в настоящее время уже осуществляют председатели судов и их заместители.
Однако регулярное обобщение и обнародование судебной практики всеми судами страны недостаточно для предотвращения всех нарушений и ограничений чьих-либо прав и свобод, поскольку действующая система правового регулирования не конкретизирует персональную ответственность судьи, нарушившего единообразие в толковании и применении судами норм права, что опять же не исключает халатность судей, злоупотребление или превышение ими полномочий, вынесение заведомо неправосудных судебных постановлений.
Наличие у вышестоящего суда полномочий по отмене или изменению судебных постановлений, противоречащих единообразию толкования и применения судами норм права, само по себе не исключает случаи не устранения судебных ошибок даже вышестоящими инстанциями, поскольку ограниченный состав судей соответствующих судебных коллегий физически и практически не позволяет полно, досконально и всесторонне проверять обжалуемые судебные постановления на предмет их соответствия единообразию толкования и применения судами норм права.
В этой связи закон должен четко определять и конкретизировать персональную ответственность судей за нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, обнародованного в открытых источниках информации, чтобы каждый судья знал и понимал неотвратимость своей персональной ответственности за халатное, недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям.
С этой целью представляется разумным и необходимым закрепить законом такое основание ответственности судей, как системное (два и более раза в месяц) нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, выраженного в обобщении судебной практики соответствующего суда и(или) суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, обнародованного в открытых источниках информации является дисциплинарным проступком, и влечет установленную законом ответственность.
Также представляется необходимым запретить квалификационной коллегии судей перенаправлять жалобы граждан и организаций председателю вышестоящего суда или суда, в котором осуществляет свою деятельность судья, действия (бездействия) которого обжалуются.

Практический результат

Исходя из прозрачности, предсказуемости, стабильности, открытости и доступности судебной практики каждого суда пользователи государственной услуги правосудия (заявитель, истец, ответчик) заблаговременно до обращения в суд будут иметь возможность ознакомиться с судебной практикой и объективно оценить перспективы своего обращения в суд. При этом, без принятия указанных выше мер массовые и системные судебные ошибки, а за ними поломанные судьбы людей, по-прежнему неизбежны.
Также данный законопроект предоставит каждому пользователю государственной услуги правосудия (заявитель, истец, ответчик) право обратиться в квалификационную коллегию судей с жалобой на нарушение судьей единообразия в толковании и применении норм права, выраженного в обобщении судебной практики соответствующего или вышестоящего суда независимо от результата рассмотрения его жалобы в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. При этом квалификационная коллегия судей обязана будет принять и рассмотреть по существу указанную жалобу и при выявлении нарушений принять необходимые меры воздействия (реагирования).
Таким образом, в случае принятия настоящего законопроекта судебная практика всех судов страны будет более совершенной, прозрачной, предсказуемой, стабильной, открытой и доступной, а судебные постановления будут более высокого качества.

Решение

В целях достижения указанных выше результатов необходимо внести изменения:
а) в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, в частности, статью 2 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
С этой целью суды регулярно (не реже одного раза в неделю) обобщают и обнародуют собственную судебную практику и учитывают ее при разрешении и рассмотрении гражданских дел. Обобщения судебной практики судов регулярно обновляются по мере изменения судебной практики суда апелляционной, кассационной и(или) надзорной инстанции;
б) в Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, в частности, статью 2 дополнить абзацем 8 следующего содержания:
С этой целью арбитражные суды регулярно (не реже одного раза неделю) обобщают и обнародуют собственную судебную практику и учитывают ее при разрешении и рассмотрении дел. Обобщения судебной практики арбитражных судов регулярно обновляются по мере изменения судебной практики суда апелляционной, кассационной и(или) надзорной инстанции;
в) в Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", в частности статью 12.1 дополнить частью 1.1.:
1.1. Системное (два и более раза в месяц) нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, выраженного в обобщении судебной практики соответствующего суда и(или) суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, обнародованного в открытых источниках информации является дисциплинарным проступком и влечет установленную законом ответственность.
г) в Федеральный закон от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в частности часть 2 статьи 22:
изложить в следующей редакции:
2. Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также от граждан, проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно и при необходимости дополнительно могут направляться для проверки председателю соответствующего суда;
д) в иные законы, при наличии такой необходимости.

К началу списка инициатив