Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
83Ф27199
Уровень инициативы:
Федеральный

Сделать законодательство доступным для понимания рядовому гражданину

В настоящее время в России на федеральном, региональном и муниципальном уровне принимается множество различных законодательных актов (законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил и т.д. и т.п.), которые зачастую так или иначе ограничивают права и свободы гражданина, регулируют правоотношения в различных сферах деятельности человека и общества.
К сожалению, большая часть таких законодательных актов написана на языке, недоступном для простого понимания рядовому гражданину России. Язык, которым пишется законодательство, нередко вызывает неясности и недопонимания даже у специалистов своих отраслей и разночтения у юристов.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 23 ноября 2009 года
№ 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно статью 13, которая регламентирует вопросы установки счетчиков на энергоресурсы. Вот как сформулирована часть 12 этой статьи (оцените, насколько она доступна для понимания рядовому жителю нашей страны):
"12. До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5_1 и 6_1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6_1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5-6_1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5_1 и 6_1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания".
Как видно, всего одна норма в этом законе чересчур объемна по объему и сложна для понимания, содержит много ссылок на другие нормы, которые в свою очередь также объемны и непонятны. Возникает вопрос, а как рядовой житель России должен соблюдать закон, который ему просто непонятен, не воспринимается при прочтении или на слух? И таких законов великое множество, причем с течением времени законы становятся все более непонятными для людей.
На мой взгляд давно назрела необходимость проведения ревизии всего российского законодательства и экспертизы всех принятых законодательных актов на предмет его доступности для понимания рядовому гражданину страны.

Практический результат

1. Повышение правовой грамотности населения.
2. Исключение возможности совершения различных махинаций и мошеннических действий за счет введения граждан в заблуждение, используя неясность законов.
3. Повышение доверия граждан к власти.
4. Повышение эффективности принимаемых законов.

Решение

1. Все принимаемые законодательные акты должны быть составлены на простом языке, доступном для понимания каждому гражданину России, имеющему среднее образование.
2. Все ранее принятые законодательные акты должны быть подвергнуты ревизии и экспертизе на предмет их доступности для понимания гражданам. Трудные для понимания законы необходимо переработать (перевести на простой для понимания язык).
3. Граждане должны быть освобождены от ответственности за нарушения законов, которые написаны на языке чиновников и юристов, а не простых людей.

К началу списка инициатив