Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф33213
Уровень инициативы:
Федеральный

Создание государством условий для выхода бизнеса из теневого сектора экономки, что позволит в короткие сроки повысить ВВП страны

Цель петиции:
Обратить внимание Правительства на необходимость переработки действующей налоговой системы и адаптации ее под новые вызовы политической и экономической ситуации
Изложении позиции и проблем предпринимателя малого бизнеса
Предложения по доработке законодательства для создания условий выхода малого и среднего бизнеса из теневого сектора экономики, что приведет к повышению учтенного ВВП и поможет бюджету.
Оглавление.
1) Введение. Малый бизнес выбирает темную сторону.
2) Наглядные ситуации ухода от налогов или почему малый бизнес в России так любит тень.
Пример № 1 – Хочешь вести бизнес по белому – вспоминай барщину и оброк. Или тройное налогообложение.
Пример № 2 – Нанимаешь сотрудников – пора раскулачивать. Или заплати за обеспеченные рабочие места.
Пример № 3 – Научился зарабатывать – учись отрабатывать. Или хочешь жить по закону – учись крутиться.
3) Меры государства по «обелению экономики». Инквизиция и охота на вампиров.
4) Кто составляет белую часть экономики, а кто темную?
5) Перечень основных причин ухода в теневую экономику
6) Необходимые изменения в законодательной базе, которые позволят предпринимателям и само занятым гражданам комфортно вести дела «по белому», а государству поднять ВВП за счет выхода бизнеса из тени.
Введение.
Малый бизнес выбирает темную сторону.
В условиях экономического кризиса и наращивания двухсторонних санкция между Россией и странами ЕС и США в нашей стране появился заметный даже рядовому обывателю дефицит бюджета. Это связывают с падением ВВП в российской экономике, а, следовательно, и снижение налогов, поступающих в казну.
Малый бизнес, средний и крупный тоже уже прочувствовали на себе жесткие попытки ФНС закрыть образовавшиеся «пустоты» в бюджете за счет средств предпринимателей. Это выражается в усилившемся контроле за отчетностью, в давлении на банки, в попытке установить тотальный контроль за транзакциями и не допустить «утечку» белых денег в тень. Но еще есть и незаконные способы, когда по окончанию налогового периода ФНС незаконно арестовывает и изымает средства со счетов юридических лиц, объясняя это любого рода ошибками, но вернуть эти средства на практике невозможно. Конечно изъятые таким образом деньги «не пропадают», а идут в зачет будущих налогов, но что же делать если эти деньги бизнесу нужны сейчас? Эти меры государства очень негативно влияют на предпринимателей и приводят еще к большему уменьшению ВВП. Такими темпами наша экономика каждый год будет «прошибать двойное дно», будут расти дыры в бюджете и госдолг, «гайки будут закручиваться» еще сильнее, ВВП будет опять падать. Замкнутый круг и падение в бездну кризиса, ни так ли?
Согласно разным источникам в общем по России теневая экономика составляет 40-60% ВВП, что не идет ни в какое сравнение с 10-20% в развитых в экономическом плане странах. Если посмотреть на сектор малого бизнеса, то здесь доля теневой экономики занимает до 80%, а это просто огромнейшие суммы денег, которые не получает государство. ВВП в России не столько падает, сколько переходит на темную сторону.
Возможно Правительство осознает всю степень серьезности проблем, т.к. даже нефтегазовая отрасль уже не в состоянии стабилизировать ситуацию. Все больше появляется мнений, что нужны коренные изменения в экономической системе страны и в том числе изменения Налогового кодекса. Мы сейчас стоим на распутье, где одна дорога ведет к процветанию и экономическому росту, а другая тянет в еще большее болото кризиса, и куда пойдет Россия зависит от мер, которые будут предпринимать чиновники.
Наглядные ситуации ухода от налогов или почему малый бизнес в России так любит тень.
Главная цель любой предпринимательской деятельности – это извлечение прибыли, а попросту зарабатывание денег. Но почему-то такая очевидная вещь, которая является двигателем любого бизнеса и прописанная в уставах всех ООО и АО, часто чиновниками не замечается или просто игнорируется. Чиновники злодеи и коррупционеры, в этом все дело? Нет, все гораздо проще, чиновники не предприниматели и мыслят совсем другими понятиями, но законы и правила для бизнеса устанавливают они. Так в России исторически сложилось.
Малый бизнес уходит в тень. На практике это означает сокрытие доходов, уход от уплаты налогов и не регистрация деятельности как таковой.
Почему так происходит?
Это происходит из-за желания предпринимателей, в первую очередь, зарабатывать деньги для себя, а уже потом для государства.
Пример № 1 – Хочешь вести бизнес по белому – вспоминай барщину и оброк. Или тройное налогообложение.
Допустим, граждан Николай решил заняться поставками и перепродажей какой-то продукции, например, досок. Он скорее всего спец в досках и всем что с ними связано, но он пока не варился в «каше» российского бизнеса. Николай с мечтами о благополучной жизни идет в налоговую и оформляет скорее всего ООО на ОСНО (ссновной системе налогообложения) т.к. вероятно в этом бизнесе все работают с НДС и с упрощенкой он «не пройдет фейсконтроль». Николай старается, ищет клиентов, договаривается с ними, нервничает, пыхтит в поте лица и зарабатывает в итоге 300 тысяч рублей. Гражданин Николай на радостях уже готов купить себе старенький мерседес, ведь он теперь предприниматель. Но когда дело доходит до уплаты налогов, Николай с грустным выражением лица и с угрызениями совести идет к знакомому бухгалтеру и после магических ритуалов со звонками «проверенным людям» и махинациями с отчетами Николай переходит на сторону злой теневой экономики.
Почему же так? Все просто. Николай заработал 300 тысяч на перепродаже досок, конечно скорее всего он их еще и доставлял и т.п., но это не имеет особого значения. С этих денег в первую очередь платится НДС (налог на добавочную стоимость) 18%. Далее нужно заплатить налог на прибыль – 20%. Но и это еще не все, деньги заработал не Николай, а ООО «Доска», которую основал Николай, теперь он должен вывести эти средства на себя как дивиденды и заплатить как физическое лицо НДФЛ 13% (налог на доходы физических лиц). Вывод в качестве заработной платы вообще рассматривать бессмысленно. И в итоге в кармане Николая из кровно заработанных 300 тысяч рублей остается 171 216 рублей, это без учета возможных налогов на имущество, землю, транспорт и т.д.
А на темной стороне Николай получит 250-280 тысяч из 300, а государство не получит ничего кроме работы для правоохранителей. Интересно почему же Николай так подло поступает и не платит налоги? А потому что Николай заработал 300 рублей и вынужден отдать ФНС половину своей прибыли.
Пример № 2 – Нанимаешь сотрудников – пора раскулачивать. Или заплати за обеспеченные рабочие места.
Бизнесмен Николай услал крутиться как белка в колесе и решил делегировать часть своей работы сотруднику. ООО «Доска» нанимает на работу гражданина Сергея в качестве менеджера. Сергей, будучи хорошим специалистом, хочет зарабатывать 50 тысяч рублей чистыми. ООО «Доска» предлагает эти деньги, но при этом и Сергей должен перейти на темную сторону. Что же теряет Сергей, уходя в тень? А теряет он пенсию на грани прожиточного минимума или ниже, если доживет до 60 лет, при чем его отец Геннадий, трудясь в поте лица на заводе, дожил все-таки до такого возраста на удивление статистике, и чтобы жить в должен работать охранником или таксистом все на той же темной стороне. В свете такого жизненного примера, Сергей, долго не раздумывая, соглашается и все довольны. Все, кроме государства.
Почему же ООО «Доска» в лице темного лорда Николая посвящает в свои круги новых последователей? Все так же очень просто. Чтобы заплатить заработную плату Сергею 50 тысяч рублей «по белому», по документам ООО «Доска», а по факту гражданин Николай должен будет заплатить Сергею 56 500, чтобы отчислить за него НДФЛ 13% и помимо этого заплатить в госфонды (ПФР и ФСС) еще 30% зарплаты Сергея. В деньгах это 16 950 рублей.
В итоге наем работника Сергея на светлой стороне стоит 73 450 рублей, а на темной 50 000 рублей. При этом держим в голове историю № 1, т.к. они взаимосвязаны. И если доход из 300 тыс. с работником у темного лорда Николая составит 200-230 тыс. рублей, то у законопослушного учредителя Николая Геннадьевича он составит примерно 120 тысяч рублей.
Пример № 3 – Научился зарабатывать – учись отрабатывать. Или хочешь жить по закону – учись крутиться.
Отец Сергея гражданин Геннадий достиг пенсионного возраста и вышел на пенсию, в сумме 12 000 тысяч рублей ежемесячно (и это еще достойная пенсия в наше время). За квартплату пенсионер отдает половину пенсии, и остается маловато, даже на пропитание. Геннадий всю жизнь работал слесарем на заводе и имея свою квартиру и автомобиль, чтобы выжить решил обеспечить себя работой, в юридическом смысле, стал само занятым. По нынешнему законодательству Геннадий должен оформить ИП (стать Индивидуальным Предпринимателем), скорее всего на Упрощенной системе налогообложения 6% со входящих платежей. Геннадий приехал в ИФНС, заплатил пошлину, оформил ИП. Далее поехал в банк и открыл расчетный счет. Теперь ИП Геннадий независимо от того заработает он что-то или нет должен отдать в фонды 20-25 тыс рублей в год, а это 2 его пенсии. ИП Геннадий садится в свою «ласточку» и занимается частным извозом. Геннадий хороший таксист и зарабатывает 50 000 рублей. Примерно 25-30 тысяч он тратит на бензин, обслуживание авто и транспортный налог и при этом ему нужно заплатить налог 6% с прибыли, т.е. 3 тыс. рублей, а если он получает дотацию к пенсии, которая ниже прожиточного минимума, увы Геннадий такой дотации лишается. И при всем при этом Геннадий должен научиться сдавать отчетность в ФНС и фонды.
На деле Геннадий сразу станет обычным «бомбилой» и никаких ИП оформлять не будет, потому что это невыгодно и как говорится у слесарей - «геморрой». Следовательно, Геннадий, выходя на пенсию, автоматически перемещается из белой экономики в теневую.
Подведем итог.
Что делают люди, когда солнце слишком сильно жарит?
Налоговая система для малого бизнеса не отвечает современным реалиям, и крупные чиновники должны уделить большее внимание этой проблеме. Результат их работы оценить очень просто, если ВВП выходит из тени – работают хорошо, если работают недостаточно хорошо – результат на лицо мы наблюдаем и сейчас.
Меры государства по «обелению экономики».
Инквизиция и охота на вампиров.
Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Лаоцзы
Старания государства вытащить экономику из тени не дают результатов. Причем это видно не только на примере малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес тоже во многом в тени, пример тому неудавшаяся деофшоризация.
Все попытки государства сводятся к тому, что они охотятся на вампиров, дабы те вышли на свет. Но проблема в том, что как вампиры на свету сгорают, так же и малый бизнес в тени, выйдя на свет при нынешних условиях сгорит.
Все меры сводятся к «закручиванию гаек». Ужесточение контроля приводит к более хитрым способам обмана или к уходу с рынка.
Пример успешной «охоты на вампиров» – Белоруссия. Доля теневой экономики менее 20%, в малом бизнесе и того меньше. Но бизнеса в Белоруссии практически нет, особенно малого. И в экономике все уже гораздо хуже, чем у нас.
Обратный пример – льготное налогообложение в Крыму. В регион реками потекли инвестиции, не взирая на трудности переправы и политическую ситуацию.
Единственное к чему приводит силовое выдавливание теневой экономики – к сокращению ее ВВП. Проблема в том, что давление убивает ВВП теневой экономики, а не выводит ее на свет. Ни один предприниматель не будет работать на налоги – так как в первую очередь он работает ради собственной прибыли, и, если эту прибыль отнять – предприниматель просто не будет работать или будет прятаться до последнего.
Кто составляет белую часть экономики, а кто темную?
В Росси белую часть экономики составляют в основном государственные предприятия и крупные корпорации. Причем крупный бизнес является гибридным, он находится и в белом и в темной секторе экономики. Например, фонд оплаты труда идет по белому, там все по закону – создается отличная репутация компании, но прибыль все равно уходит в офшоры и в обнальные конторы.
В малом бизнесе белый сектор составляют в основном индивидуальные предприниматели на УСН в сфере услуг населению и ИП на ЕНВД (вмененный доход) в сфере торговли. Потому что это действительно выгодные системы налогообложения, ставка по которым не превышает 15% от прибыли.
В тени полностью или частично находится львиная доля малого и среднего бизнеса. В большей части это ООО и АО, которые вынуждены работать на ОСНО с НДС. Они в тени чтобы не платить непомерный налог около половины прибыли или сократить затраты на оплату труда из-за отчислений в ФСС и ПФР.
Сюда же перетекли владельцы ООО на УСН, которые не смогли оформить ИП из-за неприятия такового в их сфере бизнеса. Многие компании имеют предвзятое отношение к ИП в сфере услуг в b2b секторе, что заставляет по факту индивидуального предпринимателя юридически оформлять ООО. В данном случае к замечательной системе налогообложения УСН 15% и 6% прибавляется НДФЛ в размере 13%, что делает налоговую нагрузку тяжелой. Предприниматель такого рода зарабатывающий 100 тыс. рублей не хочет из них треть отдавать государству, поэтому уменьшает разными путями свою налогооблагаемую базу.
Перечень основных причин ухода в теневую экономику
Причины юридических лиц:
1. Высокая ставка по ОСНО – что является тройным налогообложением.
2. Неадекватная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда для бизнеса.
3. Барьер НДФЛ при выводе денег через дивиденды учредителями – двойное налогообложение.
4. Многообразие и сложность нормативов по бухучету искажаемые и трудно применимые на практике.
5. Злоупотребления ФНС, сложность и затянутость арбитража.
Причины физических лиц:
1. Отсутствие прозрачной законодательной базы для регистрации доходов фрилансерами и само занятыми гражданами.
2. Неадекватность пенсионной политики, которая не мотивирует граждан к отчислению в ПФР, а наоборот формирует негативное мнение о пенсии по старости.
3. Неотъемлемость пожизненных преференций (ОМС, бесплатные детские сады, бесплатное образование, пенсия по старости и т.д.).

Практический результат

Создание условий для выхода бизнеса из тени.
Упрощение работы предпринимателей.
Укрепление экономики и пополнение государственного бюджета.
Повышение налогооблагаемого ВВП за счет легализации теневой экономики.

Решение

Необходимые изменения в законодательной базе, которые позволят предпринимателям и само занятым гражданам комфортно вести дела «по белому», а государству поднять ВВП за счет выхода бизнеса из тени.
Большая часть граждан вопреки расхожему мнению честные и здравомыслящие, особенно в сфере бизнеса. Государству необходимо создать благоприятные условия добровольному «перетеканию» экономики из теневого сектора в белый. Для этого нужно устранить причины ухода в тень и на основе реального диалога с бизнес сообществом переработать Налоговый кодекс РФ.
Устранение основных причин ухода в теневой сектор.
Устранение причины юридических лиц:
1. Убрать барьер в виде НДФЛ при выводе денег учредителем из юрлиица на счет физлица по принципу как это работает с ИП. После уплаты налога на прибыль, учредитель имеет право вывести средства без дополнительного НДФЛ, т.к. ООО – это общество таких же участников рынка, которые зарабатывают деньги идентичным образом, что и индивидуальные предприниматели, а именно своей предпринимательской деятельностью. На бумаге ИП и физлицо один человек, а учредитель юрлица и физлицо – это разные налоговые резиденты, а по факту это также один человек, получающий двойное налогообложение.
2. Снизить нагрузку налогооблагаемой базы фонда оплаты труда. Т.е. снизить обязательные отчисления в ПФР и ФСС до 15% минимума с возможностью ее повышения на усмотрение работодателя.
Разработать лестничную систему платежей в фонды и завязать это с пенсионной системой и полисом ОМС. Например, перечень бесплатных услуг по ОМС которые получает гражданин (за исключением оказания первой помощи) можно регулировать, по ставке 15% - поликлиника и гор. Больница, ставка 20% - определенные квоты на какие-то услуги (например, перечень бесплатных операций – т.е. по сути покупка квот) и возможность напрямую, минуя поликлинику обращаться в районные больницы. В отношении пенсии – перечисления в НПФ полностью переложить на плечи граждан – хочет отчисляет, хочет не отчисляет, но тогда никакой страховой части пенсии. Полностью сбор средств и информирование о пенсионных программах по накопительной части отдать в аккредитованные НПФ.
3. Ввести на ОСНО идентичную систему как на УСН 15% по системе доход минус расход (для производств и торговцев) и 6% с входящих платежей (микропредприятия оказывающих услуги плательщикам НДС), только с уплатой налога НДС и упростить бухучет и документооборот.
4. Установить обязательный десятидневный срок возврата незаконно (ошибочно) изъятых средств ФНС и фондами без «обивания порогов с жалобами» и установка пеней за просрочку.
Устранение причины физических лиц:
Разработать простое и понятное законодательство по уплате налогов для официально неработающих граждан, не вставших на биржу труда с минимальным порогом и лестничным коэффициентом.
1. Установить фиксированную плату в ФНС отчислений в отношении неработающих граждан, не вставших на биржу труда старше 18 лет не вышедших на пенсию, не учащихся, не проходящих военную службу, не имеющих инвалидности, кроме женщин не имеющих детей до 6 лет, многодетных родителей и попечителей иждивенцев. Дать возможность отказаться от уплаты такого налога или автоматически его отменять при неуплате, но с лишением всех положенных льгот по образованию и ОМС (кроме оказания первой помощи) – актуально для обеспечивающих себя натуральным хозяйством и всем тем, кто не пожелает уплачивать налог.
2. Разработать договор подряда с физлицом, который позволит юрицам и ИП нанимать сотрудников на разовые работы и оплачивать по факту с перечислением денег на карту с обязательной уплатой налога.
3. Разработать договор услуг, предоставляемых физлицом без оформления ИП, по примеру пункта 2 (для фрилансеров и прочих с возможностью подписи договоров ЭЦП).
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 153 голоса

847

Против решения: 56 голосов

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив