Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
02Ф38566
Уровень инициативы:
Федеральный

Предоставить доступ сотрудникам МФЦ, принимающим документы на регистрацию сделок с недвижимостью, к базе данных ЕГРН и обязать их при приёме документов сразу проверять запись ЕГРН на предмет ареста данной недвижимости и её принадлежность продавцу

В настоящий момент МФЦ (много функциональные центры предоставления государственных услуг) при приёме документов на государственную регистрацию сделок с недвижимостью не проверяют ни какой информации об объекте недвижимости, с которым осуществляется сделка. При этом они не просматривают реестр ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) данного объекта на предмет наличия у продавца недвижимости прав на продаваемый объект недвижимости, а также на предмет наличия у него арестов и запрещений на государственную регистрацию, потому что не имеют доступа к базе данных ЕГРН, и у них нет таких обязанностей. Это приводит к тому, что продаваемый объект недвижимости реально может уже не принадлежать продавцу, а также на продаваемом объекте недвижимости могут иметься аресты или запрещения на государственную регистрацию (о чём покупатель может не знать).
Конечно, любой покупатель формально перед покупкой недвижимости может заказать в любом МФЦ или во многих агентствах недвижимости выписку ЕГРН данного объекта, но официальная эта выписка готовиться до 5 рабочих дней, а электронная может быть получена за 1 сутки. При этом за это время изготовления выписки она может уже устареть и получается, что часто покупатель недвижимости идёт на сделку почти вслепую, руководствуясь устаревшими данными целиком и полностью доверяясь продавцу недвижимости. Кроме того, не все граждане нашей страны, покупающие и продающие недвижимость умеют заказать выписку из ЕГРН и знают, как её прочитать или расшифровать. Так, например, продавец недвижимости может даже не знать, что его объект находиться под арестом, а иногда может и не знать что он уже не хозяин данного помещения (например, его уже продали по поддельной доверенности). Более того, в выписке ЕГРН может отображаться не сразу и не вся информация по объекту недвижимости, поэтому даже наличие на руках выписки ЕГРН без арестов у покупателя не гарантирует того, что сделку зарегистрируют, потому что арест недвижимости или изменение права могут не сразу вносить в запись ЕГРН.
Это приводит к тому что во первых недобросовестный гражданин (мошенник) может в течении нескольких дней, после фактической продажи своей недвижимости, снова продать её другому лицу (После продажи запись ЕГРН о новом собственнике вноситься через 5-7 рабочих дней). Во-вторых, продаваемый объект недвижимости может быть под арестом, но из-за быстрого устаревания выписки покупатель не смог увидеть этот арест или изменения права собственности на момент заказа этой выписки.
При этом даже если новый добросовестный приобретатель недвижимости закажет официальную выписку из ЕГРН о приобретаемом им объекте недвижимости (она готовиться за 1-5 дней), даже после сдачи бывшим собственником документов на государственную регистрацию, то в ней будет стоять старый собственник ещё в течении 7-10 дней и в выписке ЕГРН не будет ни какой информации о том что с данным объектом недвижимости уже осуществляются регистрационные действия. Поэтому новый добросовестный покупатель без страха может идти на сделку и отдать свои деньги бывшему собственнику за фактически уже проданный объект недвижимости, (или который уже сменил владельца, например по решению суда), но ещё формально за ним числящийся.
Да, конечно, 99% наших граждан достаточно законопослушны, и не пойдут на откровенный обман, но 1 % мошенников уже пользуются данной лазейкой. И хотя эти действия обычно попадают под ст. 159 УК РФ (Мошенничество), пока сотрудники полиции примут заявление от потерпевшего, пока возбудят уголовное дело, мошенник может успешно скрыться за границу, уехать в другой регион, сменить ФИО и т.д.. И это если сотрудники МВД, ещё возбудят уголовное дело, а они могут предусмотреть в действиях мошенника "гражданские правоотношения" и рекомендовать обратиться в суд с гражданским иском о возмещении полученного ущерба. Но сегодня взыскать деньги с профессионального мошенника, который уклоняется от своих обязательств, практически не возможно. Более того, в настоящее время есть юридические лазейки и способы, которые формально могут затруднить возбуждение уголовного дела и которые смогут предрасположить сотрудников полиции написать формальную отписку в виде отказа в возбуждении уголовного дела. (Не буду их описывать, чтобы ими не воспользовались криминальные элементы нашего общества, хотя многие мошенники, возможно, их уже знают и успешно пользуются ими).
Учитывая стоимость квартир, разные мошеннические схемы могут сделать бомжами почти любого законопослушного гражданина и его семью. Может быть 1 % (или более) мошеннических сделок это не много, но в масштабах страны это может быть огромное количество обманутых людей.
В настоящий момент, сотрудники МФЦ принимающие документы на государственную регистрацию не проверяют объект недвижимости на предмет его принадлежности продавцу, а также на предмет наличия у объекта недвижимости арестов и запрещений, потому что они не имеют доступа к базе данных ЕГРН и у них это не прописано в их обязанностях. Формально это делается для не разглашения тайны о принадлежности объекта недвижимости, но какая может быть тут тайна, если эта недвижимость официально продаётся в этот момент, а любой гражданин нашей страны может запросить выписку ЕГРН, оплатив госпошлину или цену за предоставление информации. Какую «страшную» тайну вдруг узнает и сможет разгласить государственный служащий, работающий в МФЦ, если получит доступ к почти общедоступной базе ЕГРН? Служащий, который принимает документы и так имеет доступ к большому количеству личной информации (ФИО заявителей, их паспорта, данные и характеристики объектов недвижимости, телефоны заявителей и т.д.). Что страшного произойдёт, если этот сотрудник вдруг узнает, что данный продаваемый объект недвижимости действительно принадлежит (или не принадлежит) заявителю, что на данный объект был недавно наложен арест, или что данная недвижимость в настоящий момент уже продаётся заявителем другому человеку? Эта информация будет и так будет скоро известна заявителям, когда через несколько дней будет зарегистрирована или не зарегистрирована сделка, но она важна покупателю именно в момент приёма документов, когда он ещё не оплатил деньги за недвижимость продавцу.
Казалось бы с помощью арестов и запрещений судебные приставы (государство) следит за погашением долгов собственников недвижимости, но эти долги легко погашаются если покупатель и продавец знают об этих долгах и ограничениях заранее. А если покупатель вдруг узнаёт об аресте, после того как расплатился с продавцом? Многие покупатели с большим трудом набирают требуемую сумму на покупку квартиры (заранее узнав, что она не в аресте) и для покупателя будет большим «сюрпризом» если, например, выясниться что к стоимости квартиры 3 млн. руб. ему нужно погасить 300 тыс. долгов бывшего собственника (А арест может быть наложен за 1 день). Я думаю, покупатель и продавец легко договорятся о погашении суммы долга, если узнают об аресте и долге в момент подачи документов в МФЦ и даже съездят вместе к приставам. Но это погашение долгов может затянуться, если покупатель узнает о долге, после сдачи документов в МФЦ и после того как он уже расплатился с продавцом (а тот уехал за границу или в неизвестном направлении).
Раньше, когда сдача документов на регистрацию недвижимости проходила через регистрационную палату, приём документов на сделки с недвижимостью осуществляли государственные регистраторы, это приводило к некоторым очередям, но давало на 99,9% гарантию, что при приёме документов регистратор проверит документы у продавца и скажет что всё в порядке с недвижимостью. Сейчас приём документов на сделки с недвижимостью сотрудники МФЦ проводят фактически вслепую, опираясь только на документы недельной или многолетней давности, которые могли уже на момент подачи устареть.
Получается, что человек покупающий недвижимость обращается в официальное государственное учреждение, к действующему государственному сотруднику, оплачивает положенную государственную пошлину, (он даже при этом может получить предварительно официальную выписку из ЕГРН), но это не даёт гарантию безопасности сделки, что он не станет жертвой мошенника и не останется без денег и без квартиры.
И это всё происходит, потому что от сотрудников МФЦ (осуществляющих приём документов) держится в тайне информация из ЕГРН об объекте недвижимости, на который они принимают документы. При этом государственные чиновники, которые ограничили доступ сотрудников МФЦ к базе ЕГРН, не обращают внимание на то, что эти сотрудники уже имеют право доступа к этой информации как граждане РФ (если заплатят госпошлину).
В итоге получается, что государственное учреждение МФЦ, не может оказывать услуги по безопасным сделкам с недвижимостью и большинство граждан покупающих недвижимость имеют риск нарваться на мошенников и остаться и без денег и без квартиры.
Всё это можно избежать, если дать доступ сотрудникам МФЦ к базе данных ЕГРН в режиме реального времени и обязать их проверять краткую информацию, об объекте недвижимости. Крайне желательно, чтобы они могли видеть и информацию о том, что если с данным объектом уже осуществляется государственная регистрация. Или то что на данную недвижимость поданы документы на изменение собственника с такой-то даты. Это должно исключить возможность двойной продажи недвижимости мошенниками и не добросовестными гражданами.
Реализация этих действий защищает права сотен тысяч и миллионов Российских граждан, которые покупают недвижимость в России, от мошенников и недобросовестных граждан, при этом она имеет копеечную себестоимость и это не разглашает личных данных граждан. Также я считаю, что если государственные чиновники посчитают, что данные изменения (доступа сотрудников МФЦ к данным ЕГРН) могут удорожать себестоимость предоставления государственных услуг по регистрации недвижимости (сейчас это 2 000 руб.), то думаю, большинство граждан покупающих недвижимость, будут готовы оплатить чуть больше, если это гарантирует безопасность сделки. Так, например, большинство граждан, покупая квартиру за 3-5 млн. руб. будут готовы оплатить какую-то сумму дополнительно (как сейчас 400 руб. за предоставление выписки ЕГРН), если это будет на 100% гарантировать безопасность сделки в режиме реального времени (а не за то, что они смогут получить, возможно, уже устаревшие данные 5 дневной давности о покупаемой квартире).

Практический результат

1. Создание условий для безопасных сделок с недвижимостью по всей стране.
2. Защита граждан РФ от мошенничества и обмана при сделках с недвижимостью.

Решение

1. Предоставить доступ сотрудникам МФЦ к базе данных ЕГРН (в режиме просмотра в реальном времени), с возможностью просмотра ФИО собственника объекта недвижимости, а также наличия на этот объект арестов и запрещений. При этом дать сотрудникам МФЦ возможность просмотра информации об объектах недвижимости, с которыми уже осуществляется государственная регистрация в настоящий момент.
2. Обязать сотрудников МФЦ одновременно с приёмом документов на государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом проверять запись в ЕГРН данного объекта недвижимости о принадлежности данного объекта недвижимости продавцу и наличия на этот объект арестов и запрещений. При этом сообщать покупателю недвижимости о наличии ареста или другого собственника на этот объект и заставлять писать заявление покупателя, что он знает об этом аресте и настаивает на приёме документов (Допустим, если покупатель знает, что долги погашены и уверен, что арест приставы скоро снимут).
3. Обязать сотрудников МФЦ одновременно с приёмом документов на государственную регистрацию сделок с недвижимостью проверять на данный объект, отсутствие в настоящий момент регистрационных действий на изменение права собственности с этой недвижимостью (чтобы исключить возможность двойной продажи продаваемого объекта недвижимости мошенниками).
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 98 261 голос

1 739

Против решения: 26 голосов

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив