Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
64Ф42111
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввести уголовную ответственность за блокировку добросовестных интернет-ресурсов

В настоящее время в нашей стране действует федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. ст.10.1 упомянутого закона устанавливает обязанности обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет", существенно ограничивающие гражданские права и свободы граждан РФ (в частности, хранение текстовых сообщений пользователей сети "Интернет", голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей сети Интернет, а также предоставление в ФСБ информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений). За неисполнение этих норм ст. 15.4 указанного закона предусмотрена ответственность в виде ограничения доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором.
Наиболее свежим примером произвольного применения этих норм стало блокирование на территории РФ мессенджера Telegram после вынесения решения Таганского районного суда г.Москвы от 13.04.2018 г. по делу № 2-1779/2018 (см. вложение). На основании данного решения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) начала блокировать не только адреса, непосредственно принадлежащие мессенджеру, но и миллионы IP-адресов популярных облачных сервисов, которые использовались мессенджером. По состоянию на 19.04.2018 полностью заблокировано было несколько десятков подсетей, в которых суммарно содержится более 18 миллионов IP-адресов. При этом блокировки всё новых подсетей продолжались несколько дней, что дает основание полагать что к моменту публикации данной инициативы заблокированных подсетей будет намного больше.
Указанные облачные сервисы (Amazon Web Services, Google Cloud и т.д.) используются многими добросовестными интернет-ресурсами для обеспечения своей работы. Блокировка огромного количества IP-адресов этих сервисов явно несоразмерна задаче блокировки одного мессенджера Telegram и приводит к нарушениям или даже полной остановке работы ресурсов, на которые не накладывались никакие ограничения. На протяжении последних дней в Интернете появляются многочисленные сообщения о сбоях на популярных сервисах. При этом по закону чиновники Роскомнадзора не несут никакой ответственности за свои действия, поскольку они прикрываются решением суда. В ответ на требования отменить блокировки, нарушающие работу сторонних ресурсов, чиновники Роскомнадзора присылают лишь отписки, в которых утверждается, что Роскомнадзор все делает правильно.
Данная ситуация остро демонстрирует давно существующую проблему, связанную с отсутствием у Роскомнадзора обязанности при осуществлении блокировок доступа к интернет-ресурсам воздерживаться от действий, приводящих к нарушению работы иных ресурсов. Однако волна проблем, порожденных блокировкой огромных подсетей облачных сервисов за их сотрудничество с мессенджером Telegram, превысила все разумные пределы. Продолжение указанного процесса блокировки целых подсетей приведет к существенному ограничению доступа жителей РФ к сети Интернет в целом (не только к мессенджеру Telegram), что явно нарушит предусмотренное ч.4 ст.29 Конституции РФ право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Глава Роскомнадзора Жаров в своих последних интервью все чаще использует слово "война", но только война эта ведется не в отношении мессенджера Telegram, а в отношении граждан собственной страны. Подобной практике нужно положить конец, и сделать это быстро.

Практический результат

Соблюдение базовых конституционных прав граждан - как обычных пользователей сети Интернет, желающих получить доступ к определенной информации, так и владельцев информационных сервисов, используемых для извлечения прибыли.
Ограничение произвола чиновников.

Дополнительные материалы

Решение

Законодательно запретить блокирование добросовестных информационных ресурсов и приложений, а именно:
1) Дополнить ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 15.9 следующего содержания:
"1) Осуществление действий, предусмотренных статьями 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.6-1, 15.7, 15.8 настоящего Федерального закона, допускается лишь в той мере, в которой указанные действия не ограничивают доступ к иным информационным системам и (или) программам для ЭВМ, в отношении которых не введены ограничения доступа в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) вступившими в законную силу решениями судов, и не приводят к возникновению иных нарушений функционирования таких информационных систем и (или) программ для ЭВМ.
2) В случае выявления ограничения доступа или нарушения функционирования, противоречащего части 1 настоящей статьи, по отношению к информационным системам и (или) программам для ЭВМ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторы связи, провайдеры хостингов незамедлительно предпринимают меры, направленные на прекращение такого ограничения доступа или нарушения функционирования. В случае невозможности принятия таких мер без прекращения исполнения решения, повлекшего указанное ограничение доступа или нарушение функционирования, исполнение этого решения прекращается в связи с невозможностью его исполнения без нанесения ущерба законным правам и интересам иных лиц.
3) Заявления граждан Российской Федерации, содержащие указания на факты нарушения положений настоящей статьи, подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторами связи, провайдерами хостингов в течение одного календарного дня с момента поступления.
4) Принятие мер, предусмотренных частями 2, 3 настоящей статьи не освобождает указанных в них лиц от предусмотренной действующим законодательством уголовной ответственности".
2) Дополнить ст. 17 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" частью 5 следующего содержания:
"Лица, права и законные интересы которых были нарушены в результате несоблюдения положений статьи 15.9 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, операторами связи, провайдерами хостингов, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда."
3) Дополнить Уголовный кодекс статьей 274.2 "Неправомерное ограничение доступа к информационным системам или программам для ЭВМ" следующего содержания:
"1) Неправомерное ограничение на территории Российской Федерации доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ, а также неправомерное нарушение функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, в том числе являющиеся техническим следствием ограничения доступа к иным информационным системам и (или) программам для ЭВМ, осуществленные служащими органов государственной власти, сотрудниками операторов связи, сотрудниками провайдеров хостинга, а равно принятие служащими органов государственной власти решений, вводящих такое ограничение или приводящих к такому нарушению функционирования, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
2) Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, если они повлекли ограничение доступа не менее чем к ста информационным системам и (или) программам для ЭВМ на срок не менее дня, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 10 лет".

К началу списка инициатив