Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф45464
Уровень инициативы:
Федеральный

Установить прозрачные взаимовыгодные правила определения порядка оплаты по договорам с лицами, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - 223-ФЗ и 44-ФЗ)

В настоящее время косвенно или напрямую в Российской Федерации более 50% (пятидесяти процентов) экономики контролируется государством. При этом, на рынке государственных и муниципальных закупок (44-ФЗ), а также на рынке корпоративных закупок (223-ФЗ), сложилась следующая практика по порядку оплаты:
- по общему правилу срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) может составлять в среднем от 50 до 100 календарных дней со дня подписания документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора);
- срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства (далее также – субъекты МСП), должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора);
- авансирование товаров (работ, услуг) используется крайне редко.
Даже льготный порядок оплаты, установленный Правительством РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства, не способствует в полной мере развитию российской экономики и предпринимательства по следующим причинам:
1. При такой политике исполнитель должен обладать собственными или привлеченными средствами, что влияет на стоимость товаров, работ, услуг. В частности, банки предоставляют кредиты по ставке не менее 20% (двадцати процентов) годовых. Фактически стоимость кредита оплачивает заказчик, поскольку исполнитель включает её в себестоимость продукции.
2. Доходность по сбережениям заказчика за счет отсрочки оплаты (стоимость денежных средств в обороте заказчика), как правило, не превышает величину процента по банковским депозитам, то есть не более 13% (тринадцати процентов) годовых. Учитывая величину банковских процентов, включенных в себестоимость продукции (см. пункт 1 «Описание проблемы»), заказчик дополнительно оплачивает банковские услуги в размере 7% (семи процентов) годовых*.
3. Длительный срок оборачиваемости денежных средств (с момента производства до момента оплаты) влечет за собой так называемые «кассовые разрывы», задержки выплаты заработных плат, снижение возможности реинвестирования денежных средств в развитие.
4. Производители продукции фактически исключены из участников закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ) поскольку им необходимо обеспечивать непрерывный цикл производства и высокую оборачиваемость капитала. На рынке государственных и корпоративных закупок в большинстве случаев участвуют посредники, которые закладывают в стоимость продукции дополнительные расходы за посреднические услуги.
5. Медленная оборачиваемость капитала сдерживает рост экономики.
*Ориентировочные значения.

Практический результат

1. Снижение себестоимости продукции для государственных и корпоративных заказчиков.
2. Снижение вероятности таких негативных явлений как «кассовые разрывы», задержка заработных плат, увеличение возможностей реинвестирования.
3. Усиление конкуренции на рынке государственных и корпоративных закупок, открытие доступа производителям продукции.
4. Стимулирование роста российской экономики, защита российских производителей продукции.

Решение

Вариант решения №1 включает пункты 1-7 «Решение»;
Вариант решения №2 включает пункты 3, 5-7 «Решение».
Возможно принятие иных сочетаний.
1. До снижения рыночных ставок по кредитам до уровня развитых экономик (не более 2%) или достижения иных значений, позволяющих привлекать «дешёвые денежные средства», рассмотреть возможность установить максимальный срок оплаты в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания сторонами акта приёмки-передачи товаров, работ, услуг по договорам с лицами, подпадающим под специальное правовое регулирование (223-ФЗ и 44-ФЗ).
2. Установить перечень исключений из правила, предусмотренного в пункте 1 «Решение». Перечень исключений должен утверждаться на федеральном законодательном уровне или уровне Правительства Российской Федерации. Любое исключение должно быть детально обосновано и размещено в открытом доступе.
3. Если применяются исключения, предусмотренные в пункте 2 «Решение», или невозможно (нецелесообразно) исполнять пункты 1 и 2 «Решение», то необходимо обеспечить участникам закупки возможность предоставлять альтернативные предложения о цене в зависимости от способа оплаты по базисам.
Например:
Базис № 1 – Цена при оплате в течении 50 рабочих дней (типовой порядок, применяемый у Заказчика);
Базис № 2 - Цена при оплате в течении 30 календарных дней (типовой порядок, применяемый у Заказчика к субъектам МСП);
Базис № 3 - Цена при оплате в течении 10 рабочих дней;
Базис №4 – Цена при оплате в течение 5 рабочих дней.
При оценке по базисам порядка оплаты предусмотреть указание по каждому базису:
- фактической цены предложения;
- цены предложения рассчитанной с учётом стоимости денежных средств в обороте заказчика (далее - приведенная цена). Заказчик самостоятельно публикует в открытых источниках информации показатель средней стоимости денежных средств в обороте заказчика на определенный период, а также порядок расчёта приведенной цены. Раскрытие информации заказчиком о стоимости денежных средств в обороте заказчика и порядка расчета приведенной цены позволит стимулировать участника делать более выгодные предложения, а также исключить возможные недобросовестные действия со стороны Заказчика.
Заказчик (комиссия заказчика) самостоятельно вправе принять решение о выборе победителя по любому из способов оплаты или, например, объявить переторжку только по одному или нескольким способам оплаты.
4. Установить возможность удержания заказчиком доли (части) от стоимости этапа (партии) до момента полного исполнения обязательств. Необходимо рассмотреть возможность ограничения максимальной доли (части) от стоимости этапа (партии) до момента полного исполнения обязательств (например, не более 50% от стоимости этапа).
5. Рассмотреть возможность и целесообразность предоставления предложения с авансом для Российских производителей продукции (с льготными требованиями в части предоставления обеспечения), а для иностранных участников на основании предоставления обеспечительных мер (например, банковская гарантия). Предоставление преимуществ Российским производителям продукции можно позиционировать в качестве поддержки российского бизнеса и ответных мер на принимаемые санкции.
6. Рассмотреть необходимость пересмотра показателей эффективности в связи с принятием рассматриваемых мер.
7. Государственное регулирование порядка оплаты по договорам с лицами, подпадающим под специальное правовое регулирование (223-ФЗ и 44-ФЗ) должно максимально не вмешиваться в коммерческие интересы организаций, однако позволять раскрывать информацию об основаниях принимаемых решений.

К началу списка инициатив