Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Уважаемые пользователи РОИ!

Из-за аварии в дата-центре в настоящее время не обновляется живая лента и счетчики голосов. При этом все голоса учитываются и отобразятся при полном возобновлении работы сервиса. Приносим свои извинения.

Команда РОИ

Инициатива №
77Ф48595
Уровень инициативы:
Федеральный

С целью снижения издержек на онлайн-кассы (что позволит не повышать цены) ввести возможность для определенных видов предпринимательской деятельности отказа от наличных расчётов с гражданами с переходом исключительно на безналичную форму расчётов

Согласно действующей в настоящее время (с 01.07.2018) редакции Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ" поголовно все расчёты с гражданами за приобретённые ими товары/работы/услуги у хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) должны оформляться только с использованием контрольно-кассовой техники, имеющей подключенный к интернету фискальный блок, в режиме «онлайн» информирующий налоговые органы обо всех совершенных расчётных операциях (о попытке включить в закон исключение из этого правила - чуть ниже).
Очевидно, что это направлено на решение важнейшей и насущнейшей задачи - искоренение «чёрного нала» из торгового оборота в интересах не только бюджета, но и повышения уровня защиты прав потребителей.
Безусловно, такой способ контроля полностью оптимален для розничной торговли и подавляющей части бытовых услуг, когда расчёты (сделки) с потребителями производятся тут же на месте (практически единовременно).
Однако, необходимо учитывать, что данный способ борьбы с «чёрным налом» увеличивает издержки (стоимость онлайн-кассы+ постоянный доступ в интернет+ обязательное сервисное обслуживание), а значит ведёт к росту цен на товары/работы/услуги.
При этом данный способ не учитывает следующие существенные обстоятельства:
Во-первых, есть определенный перечень товаров/работ/услуг, при оказании которых вполне возможно вообще исключить расчёты «наличными» с гражданами-потребителями. Более того, есть виды деятельности, где наличный расчёт вообще запрещён законом (например, п.3 ст.5 Федерального закона № 214-ФЗ о долевом строительстве).
Во-вторых, современные банковские ИТ-технологии позволяют не только осуществлять легко доступные гражданам-потребителям безналичные расчёты, но и полностью поставить под контроль государственных органов поступление выручки от них. Причём эти способы контроля буквально на несколько порядков дешевле онлайн-кассовых аппаратов, а по эффективности противодействия "чёрному налу" нисколько им не уступают.
Попытка учесть данные особенности была предпринята законодателем путем отсрочки на год обязательности применения контрольно-кассовой техники для некоторых случаев. Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 03.07.2018 г. № 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" «организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа) … за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019г.».
Однако эта попытка явно неудачная. И не потому, что это - временная мера (отсрочка применения КТТ только на 1 год). Главное - абсолютно неудачная формулировка. Дело в том, что граждане (не предприниматели) могут осуществлять через банки «безналичные расчёты» исключительно только с использованием «электронных средств платежа», и никак по-иному (определения, что такое «перевод денежных средств» и «электронные средства платежа» установлены в ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). К слову сказать: времена, когда «безналичные расчёты» в банках осуществлялись без использования информационных технологий (бумажные документы - так называемые «авизо», пересылались или по почте, или с использованием других средств специальной связи), то есть без использования «электронных средств платежа» — прошли довольно давно (и безвозвратно). И получилось, что данное исключение из общего правила банально «не работает».
Таким образом, тотальное введение онлайн-касс ни в коем случае нельзя считать полностью оптимальным средством борьбы с «чёрным налом». Более того, у профессионалов возникает подозрение, что это произошло не без участия лоббистов, действовавших в интересах производителей такой техники/технологии.
В тоже время при определённых обстоятельствах онлайн-кассы могут быть заменены другими формами контроля получаемых доходов без ущерба для его эффективности (по борьбе с "чёрным налом").
В настоящее время банки и налоговые органы находятся на связи (по телекоммуникационным каналам) практически в режиме онлайн. То есть имеется реальная возможность с минимальными издержками передавать данные о поступлении на расчётные счета хозяйствующих субъектов денежных средств. Заметим, что сейчас такой доступ к информации возможен только по мотивированному запросу строго определённых государственных органов (в том числе органов Федеральной налоговой службы России).
Убежден, что многие хозяйствующие субъекты с целью снижения своих издержек готовы открыть специальный расчётный счёт (для поступления выручки от граждан) и открыть к нему доступ налоговых органов (или обеспечить передачу информации в режиме онлайн через коммуникационные каналы связи обслуживающего банка).
При этом данный хозяйствующий субъект должен официально отказаться (с публичной фиксацией этого отказа) от получения наличных денежных средств от своих клиентов (покупателей/заказчиков и т.п.). И об этом отказе потребитель должен узнавать до момента выбора конкретного продавца/исполнителя.

Практический результат

Предлагаемая новелла:
1. Позволяет существенно снизить издержки определённых хозяйствующих субъектов, что объективно должно привести (при должном уровне конкуренции на данном рынке) к снижению цен и/или повышению качества.
2. При этом не снизится уровень/эффективность контроля за поступлением выручки от продажи товаров/работ/услуг.
3. Значительно облегчит условия осуществления предпринимательской деятельности, особенно в сферах деятельности, где основными покупателями/заказчиками является «бизнес», а граждане-потребители обслуживаются только эпизодически.
4. Снизит монополизм хозяйствующих субъектов, поставляющих онлайн-кассы и обеспечивающих их эксплуатацию/обслуживание, так как будет возможность выбора альтернативного способа предоставления информации в налоговые органы о поступившей выручке.

Решение

Внести в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ" изменения - предоставить возможность юридическим лицам и предпринимателям не применять контрольно-кассовую технику при соблюдении в совокупности следующих условий (ориентировочно):
а) это возможно только при продаже товара, выполнении работы, оказании услуги, когда выплата вознаграждения осуществляется не одновременно с выполнением обязательств перед гражданином-потребителем;
б) не нарушает существенно прав и законных интересов потребителя (например, случаи, когда наличный расчёт является оптимальным и исключительно выгодным потребителю);
в) зафиксирован официальный публичный (доступный для ознакомления потребителям при ознакомлении с условиями продажи товара/оказании услуги) отказ продавца/исполнителя от использования наличных расчётов;
г) продавец/исполнитель обеспечил налоговому органу свободный доступ к информации о поступлении на расчётный счет выручки от продажи товаров (работ, услуг), или обеспечил передачу информации об этом по коммуникационным каналам связи обслуживающего банка в налоговый орган в режиме «онлайн». Возможно, следует обязать хозяйствующего субъекта открывать для данных целей специальный расчётный счёт.
Вполне возможно целесообразно также предусмотреть усиление юридической ответственности для хозяйствующих субъектов, добровольно выбравших данный режим расчётов и допустивших его нарушение.
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 653 голоса

347

Против решения: 121 голос

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив