Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф49215
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правил сбыта видов оружия, приобретаемых без регистрации в уполномоченных органах, их владельцами другим лицам

Существует необходимость введения правил сбыта видов оружия, приобретаемых без регистрации в уполномоченных органах, их владельцами гражданам и юридическим лицам. Внесение данных изменений требуется в целях правильного исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. 18-П, которым федеральному законодателю предписано конкретизировать правила оборота оружия, имеющего культурную ценность. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П указывает на тот факт, что ст. 20 ФЗ Об оружии, предусматривает правила сбыта гражданам и юридическим лицам только тех видов оружия, которые подлежат регистрации в уполномоченном органе (им до 2016 года являлось ОВД, а с указанного года данное оружие регистрируют органы Росгвардии по контролю за оборотом оружия), а правила сбыта других видов оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют, в силу чего, ст. 20 не согласуется с ст. 13 ФЗ Об оружии, а гражданин лишается права на сбыт оружия, приобретаемого без такой регистрации, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, при этом отсутствие правил оборота определенных видов холодного оружия, не позволяет лицу, осознавать общественную опасность и противоправность своих действий. Право на сбыт (кроме торговли) без лицензии, видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии и регистрации, следует из п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, согласно которым предметы могут свободно отчуждаться, если они не ограничены в обороте, а виды предметов, ограниченных в обороте, определяются в порядке, установленном законом. Согласно ст. 22 ФЗ Об оружии на хранение оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в уполномоченном органе не предусмотрена, не требуется получения разрешения. Виды оружия, на хранение которых необходимо получение разрешения, предусмотрены в ст. 13 ФЗ Об оружии. К ним относятся виды гражданского оружия, приобретаемые по лицензиям на приобретение соответствующих видов оружия. Обязанности наличия каких-либо документов (лицензий на коллекционирование оружия, иных лицензий, разрешений на другие виды оружия, охотничьих билетов и т.п.), у лиц, хранящих виды оружия, на хранение которых не требуется получения разрешения, ФЗ Об оружии не предусматривает. ФЗ от 5 декабря 2017г. ввел обязанность получения лицензии на коллекционирование оружия для приобретения антикварного оружия и иного холодного оружия, имеющего культурную ценность, но не ввел регистрацию данного оружия (как в уполномоченном органе, так и в ином порядке), разрешения на его хранение и правила его хранения, а также правила приобретения огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, но не являющегося антикварным. Лицензия на коллекционирование оружия не является разрешением на его хранение и действует бессрочно, учитывая положения ст. 13 ФЗ Об оружии, поэтому на хранение оружия, имеющего культурную ценность, указанного в ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, не требуется получения разрешения. При этом в ФЗ Об оружии не содержится правил, обязывающих иметь лицензию на коллекционирование оружия всем лицам, хранящим данное оружие, имеющее культурную ценность. Это означает право любых лиц на его хранение без лицензии, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ГК РФ. Данное толкование закона лишает логического смысла введение обязанности граждан, приобретающих данное оружие, иметь лицензии на коллекционирование оружия, что требует отмены данной обязанности. Другими видами оружия, приобретаемого без регистрации в уполномоченном органе являются: охотничье холодное клинковое оружие, оружие, приобретаемое без лицензии и регистрации, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, а также оружие, правила приобретения которого отсутствуют в ст. 13 ФЗ Об оружии (спортивное холодное клинковое и спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие, а также огнестрельное оружие, имеющее культурную ценность, но не отнесенное к антикварному в ст. 1 ФЗ Об оружии). В отношении приобретения охотничьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии предусматривает только правила его покупки у юридического лица, имеющего лицензию на торговлю гражданским оружием (ст. 13 ФЗ Об оружии), и его регистрацию торговой организацией при продаже в установленном порядке (в книге учета продаж оружия и патронов, в которой регистрируется все продаваемое оружие). Право на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия имеют граждане, получившие разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия (до 1 января 2018 года охотничьего огнестрельного оружия, а с указанной даты – и охотничьего пневматического оружия (ст. 13 ФЗ Об оружии)). При этом охотничье холодное клинковое оружие приобретается без лицензии (ст. 9 ФЗ Об оружии), а на хранение оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в уполномоченном органе не предусмотрена, не требуется получения разрешения (ст. 22 ФЗ Об оружии). Поэтому ограничения на хранение такого оружия отсутствуют (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ). Правила приобретения и сбыта спортивного холодного клинкового оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют. ФЗ от 5 декабря 2017г. ввел в ст. 9 ФЗ Об оружии право на его приобретение без получения лицензии, но в ст. 6 ФЗ Об оружии сохраняется запрет на хранение и использование спортивного холодного клинкового оружия вне спортивных объектов. При этом в ст. 1 ФЗ Об оружии и в п. 5.1 ГОСТ Р 51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» спортивное холодное оружие отнесено к спортивным снарядам, которые являются конструктивно сходными с оружием изделиями, и никаких критериев, определяющих спортивное холодное клинковое оружие именно как вид оружия, ФЗ Об оружии и подзаконные акты не содержат. Это указывает на его отнесение к предметам, не являющимся оружием, что требует его исключения из перечня видов оружия в ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии. Правила приобретения и сбыта (за исключением общих правил лицензирования торговли любым гражданским оружием (ст. 18 ФЗ Об оружии)) спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к антикварному, в ФЗ Об оружии отсутствуют. При этом в ФЗ Об оружии отсутствуют критерии отнесения огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия к спортивному или запрет на его отнесение к спортивному оружию, а также запрет на хранение и использование такого спортивного оружия вне спортивных объектов, что указывает на возможность отнесения такого оружия к спортивному и отсутствие ограничений на его приобретение, хранение и сбыт (за исключением торговли). Это нелогично, учитывая большую степень опасности любого огнестрельного оружия, чем холодного оружия, высокую поражающую способность крупнокалиберного огнестрельного гладкоствольного оружия и отсутствие в перечне видов гражданского оружия других видов огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия, предназначенного для причинения смерти человеку. В ФЗ Об оружии отсутствуют нормы, позволяющие применять к обороту огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, правила оборота других видов оружия, поэтому для приобретения данного огнестрельного оружия, не являющегося антикварным, не требуется получения каких-либо документов и оно может быть приобретено любыми лицами.


Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, исключение двусмысленного толкования ст. 20 ФЗ Об оружии, исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П в части конкретизации правил сбыта оружия и упорядочивание норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение правил сбыта видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах, и правил приобретения и сбыта видов оружия, правила приоббретения и сбыта которых отсутствуют. Внесение данных изменений возможно путем указания в ст. 20 ФЗ Об оружии правила о том, что продажа, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, включая оружие, приобретение которого гражданами Российской Федерации в соответствии с ФЗ Об оружии допускается без получения лицензии, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, без уведомления и регистрации в уполномоченных органах, с учетом обязанностей сторон по предъявлению или оформлению необходимых документов на приобретение оружия, если их наличие требуется, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии. Введение данного правила в ст. 20 ФЗ Об оружии необходимо, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П, указывающее на необходимость введения правил сбыта данных видов оружия, наличие судебных решений различных судов РФ, признающих незаконным сбыт видов холодного и огнестрельного оружия, приобретаемых без лицензии и регистрации, совершенный гражданами РФ, имеющими право на приобретение данного оружия, таким же гражданам РФ, а также сохранение уголовной ответственности за незаконный оборот антикварного огнестрельного оружия и незаконный сбыт холодного, метательного и газового оружия в ст. 222 УК РФ и наличие в ст. 14.2, ч. 6 ст. 20.8, ст. 20.10 и 20.15 КоАП РФ (которые могут быть применены в случаях незаконной продажи других видов оружия, приобретаемых без лицензии и регистрации, или незаконной продажи видов оружия, указанных в ст. 222 УК РФ, признанной малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ)) обязательного дополнительного наказания в виде конфискации оружия.
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 818 голосов

182

Против решения: 62 голоса

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив