Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф50595
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены обязательности наличия лицензии для приобретения антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность

Существует необходимость отмены обязательности получения лицензии на коллекционирование оружия для приобретения антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, поскольку данное оружие не представляет достаточной степени опасности для ограничения его приобретения лицензированием, использование его в качестве оружия запрещено, а отсутствие его регистрации все равно означает бесконтрольность его оборота.
В ч.4 ст.13 ФЗ Об оружии с 1 января 2018 года введено право граждан РФ на приобретение всех видов старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, только по лицензии на коллекционирование оружия, но не были введены правовой статус лицензии на коллекционирование оружия как единственного документа, дающего право на приобретения конкретных видов оружия, действующего бессрочно, и категория коллекционного оружия, приобретаемого только по лицензии на коллекционирование оружия, а также не был установлен минимальный возраст гражданина, дающий право на получение лицензии на коллекционирование оружия и на приобретение старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность. При введении лицензирования приобретения старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, в ст.9 ФЗ Об оружии было указано, что данное оружие регистрации в уполномоченном органе не подлежит, но не были введены его регистрация в ином порядке, виды разрешительных документов, дающих право на его хранение, и правила его хранения, перевозки, передачи, получения во временное пользование, продажи гражданином другому гражданину или юридическому лицу и иных форм сбыта.
Правила сбыта (продажи, дарения и наследования) установлены в ст.20 ФЗ Об оружии только в отношении оружия, подлежащего регистрации в уполномоченном органе, поэтому правила сбыта гражданином иного оружия отсутствуют.
Согласно ст. 22 ФЗ Об оружии хранение видов гражданского оружия, которое приобретаются без лицензии и (или) регистрация которого в уполномоченных органах не предусмотрена, может осуществляться без получения разрешения на хранение оружия, что означает наличие обязанности получения разрешения на хранение только тех видов оружия, которые необходимо регистрировать в уполномоченных органах и на хранение которых необходимо получение именно разрешения на их хранение, а не лицензии.
В п.1 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему указано, что они не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных. Правила хранения и многие другие оборота гражданского оружия к таким случаям не относятся, а ФЗ Об оружии указывает на определение правил хранения, учета, перевозки, транспортирования, коллекционирования, экспонирования и уничтожения оружия подзаконными актами Правительства РФ (ст. 22 и 25 ФЗ Об оружии). Правила передачи оружия определяются только данными подзаконными актами.
Учитывая отсутствие многих правил оборота оружия, имеющего культурную ценность, и положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ (в которых предусмотрены запреты на применение законов, не опубликованных официально, и любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, а также на установление ограничений оборотоспособности объектов гражданских прав (вещей, в том числе различных предметов) без принятия закона или введения ограничений в установленном законом порядке), можно сделать вывод, что старинное (антикварное оружие), его копии и реплики, а также холодное оружие, имеющее культурную ценность, могут храниться, перевозиться и передаваться любыми лицами без ограничений, при этом данное оружие может находиться во временном пользовании любых лиц без ограничений, а для его сбыта гражданином необходимо наличие лицензии на коллекционирование оружия у его приобретателя. Это означает, что любое лицо может свободно хранить, перевозить, передавать и принимать во временное пользование старинное (антикварное оружие), его копии и реплики, а также холодное оружие, имеющее культурную ценность, но только гражданин, имеющий лицензию на коллекционирование оружия может приобрести такое оружие и только гражданину, имеющему данную лицензию, можно его продать, подарить или образом передать в собственность. При этом для хранения физическими лицами старинного (антикварного оружия), его копий и реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, (как и для хранения иного оружия, имеющего культурную ценность) не требуется наличия сейфа или специального ящика, а также соблюдения других условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.
Право на проверку условий хранения оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, законодательством не предусмотрено.
Таким образом, с 1 января 2018 года в ФЗ Об оружии был впервые введен новый порядок приобретения определенного вида оружия по лицензии, не требующий регистрации приобретенного оружия в лицензии или ином документе и получения иных документов на хранение и многие другие действия с данным оружием, а также обязательности наличия лицензии при хранении данного оружия и совершении многих других действий с ним, переоформления лицензии, учитывая бессрочное ее действие, соблюдения специальных условий хранения данного оружия и проведения проверок соблюдения условий его хранения.
Подобное распределение правил оборота оружия, приобретаемого по лицензии, противоречит как правилам получения лицензии, так и основному смыслу лицензирования приобретения и коллекционирования оружия, поскольку лицензия на коллекционирование оружия (как и все виды лицензий на приобретение оружия) может выдана только лицу, не имеющему определенных заболеваний и проблем с законом, прошедшему обучение правилам обращения с оружием, имеющему гражданство, постоянное место жительства и сейф или специальный ящик для хранения оружия.
Все вышеперечисленные основания получения лицензии должны быть подтверждены соответствующими справками. Поэтому лицензия на коллекционировании оружия может быть получена не каждым лицом, а только гражданином РФ (для иностранных граждан предусмотрены специальные лицензии, действующие десять дней, при наличии обязанности вывоза оружия из РФ в данный срок), имеющим постоянное место жительства и сейф или специальный ящик и не имеющего противопоказаний к владению оружием по лицензии, что делает отсутствие ограничений на хранение и иной оборот оружия, приобретаемого по лицензии, нелогичным.
В прежнем законодательстве РФ об обороте оружия такой порядок приобретения и иного оборота оружия по лицензии не был предусмотрен.
Законом РФ Об оружии предусматривались лицензии с обязанностью регистрации оружия в уполномоченных органах и открытые лицензии с обязанностью регистрации оружия в лицензии торговой организацией при его продаже. При этом срок действия лицензии составлял пять лет и в Законе четко указывалось, что открытая лицензия является одновременно разрешением на хранение и ношение оружия, поэтому органы, выдавшие лицензию не были лишены возможности получать контролировать хранение и иной оборот оружия, приобретенного по данной лицензии.
Лицензирование приобретения и иного оборота оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовало.
В ФЗ Об оружии до 1 января 2018 года предусматривались только лицензии с обязанностью регистрации оружия в уполномоченном органе путем указания отметки о регистрации в самой лицензии или в разрешении на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия.
Лицензирование приобретения и иного оборота оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовало, что было более четко отражено в ФЗ Об оружии с 2012 года.
Основной смысл лицензирования приобретения и коллекционирования оружия заключается в ограничении оборота оружия, представляющего значительную опасность при свободном его обороте, путем введения специальных документов, выдаваемых приобретателям и владельцам такого оружия, с целью установления контроля за его оборотом, необходимого для пресечения вооруженных преступлений и правонарушений, а также для возможного предотвращения несчастных случаев, происходящих при неосторожном обращении с оружием.
Обеспечение указанного контроля возможно путем введения системы регистрации оружия, приобретаемого по лицензии, в самой лицензии субъектом, законно отчуждающим такое оружие (торговой организацией либо другими организациями или лицами, имеющими право отчуждать такое оружие), или органом, контролирующим оборот оружия, либо его регистрации в ином документе (разрешении или ином специальном документе), дающем право на хранение и (или) иной оборот оружия. Возможен и другой путь, заключающийся во введении лицензий без регистрации оружия, которые будут четко отнесены законом к документам, дающим право на хранение, использование или иной оборот оружия (по аналогии с водительскими удостоверениями, дающими право на использование транспортных средств, подтверждающими, что лицо имеет право на управление определенными категориями транспортных средств, но не обязывающими использовать только приобретенные транспортные средства), подтверждая права лица на владение определенными видами оружия или их использование.
Другие пути ограничения оборота оружия его лицензированием не являются эффективными, поскольку не могут должным образом ограничить оборот определенных видов оружия, но необоснованно ограничивают права лиц, претендующих на право их приобретения или имеющих его.
Введение регистрации оружия возможно без введения лицензирования его оборота, поскольку такая форма контроля может быть эффективной, учитывая наличие данных об имеющимся в обороте оружии.
Введение лицензирования приобретения оружия без введения как его регистрации, так и лицензирования его хранения и иного оборота, либо четких правил его оборота, отграничивающих случаи обязательности наличия лицензии от иных случаев, возникающих при его обороте, фактически не ограничивает оборот оружия, делая лицензию излишним и бесполезным документом, что противоречит здравому смыслу, но ограничивает конституционные права лиц, желающих приобрести такое оружие или совершить его отчуждение, и может влечь их привлечение к административной или уголовной ответственности за незаконные приобретение или сбыт определенных видов оружия (незаконное приобретение гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (ч.6 ст.20.6 КоАП РФ) или иного огнестрельного оружия (ч.1-3 ст.222 УК РФ) и незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности (ч.4 ст.222 УК РФ), метательного (ч.4 ст.222 УК РФ) или огнестрельного оружия (ст.222 УК РФ), а также незаконную продажу гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (ч.6 ст.20.8 КоАП РФ), пневматического оружия калибра более 4,5 мм и с дульной энергией более 7,5 Дж (ст.20.10 КоАП РФ) и других определенных видов оружия (холодного оружия, имеющего культурную ценность, пневматического оружия калибра не более 4,5 мм и с дульной энергией не более 7,5 Дж, сигнального оружия и др. (ст.14.2 и ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ))), что требует указания в законе четких правил хранения и иного оборота оружия, приобретаемого по лицензии.
На рассмотрении в ГД ФС РФ находится проект федерального закона № 472069-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»», которым предлагается введение запрета на хранение оружия, лицами, не имеющими права на его приобретение в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии, а также права на продажу, дарение и наследование оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, лицам, имеющим основания на приобретение оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии. Таким образом, данным законопроектом предлагается установление запретов на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение.
Установление запретов на хранение и сбыт любого оружия, ограниченного к приобретению, лицами, не имеющими права на его приобретение, существенно ограничит права всех лиц, находящихся на территории РФ, и повлечет массовое привлечение к административной или уголовной ответственности, учитывая различные ограничения, установленные для приобретения большей части видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии (возраст, гражданство или наличие специальных документов), и наличие административной ответственности за нарушение правил хранения оружия и незаконную продажу товаров, свободная реализация которых ограничена законодательством РФ, и уголовной ответственности за незаконное хранение большей части видов огнестрельного оружия, а также незаконный сбыт холодного оружия, не имеющего культурной ценности, газового, метательного и огнестрельного оружия.
В ст.13 ФЗ Об оружии отсутствует минимальный возраст приобретения старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, по лицензии на коллекционирование оружия, поэтому он составляет 18 лет, но для приобретения данного оружия лицами, имеющими охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в законодательстве субъектов РФ может быть установлен минимальный возраст получения лицензии, составляющий не менее 16 лет (ст.13 ФЗ Об оружии).
В части субъектов РФ установлен минимальный возраст получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, составляющий 16 лет. Это нарушает принцип равенства перед законом и судом. Усугубляет данное нарушение то, что любому владельцу оружия необходимо наличие именно лицензии на коллекционирование оружия для приобретения данных видов оружия.
Фактически лицензия на коллекционирование оружия является единственным видом лицензии на приобретение старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность. Но данная лицензия является дополнительным видом лицензии на приобретение остальных видов оружия, приобретаемых по конкретным видам лицензий на приобретение оружия, разрешенных к коллекционированию, и патронов к ним.
В законодательстве части стран мира лицензия на коллекционирование оружия является дополнительным документом на его приобретение, хранение и иной оборот.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупционной составляющей норм законодательства об обороте оружия, имеющего культурную ценность, и других культурных ценностей, упорядочивание правовых норм законодательства об обороте оружия и культурных ценностей и сохранение культурных ценностей.

Решение

Необходима отмена обязательности наличия лицензии на коллекционирование оружия для приобретения старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность. При отмене обязательности лицензирования приобретения данных видов оружия допустима отмена ограничения их приобретения иностранными гражданами и запрета их приобретения лицами без гражданства, а также возрастного ограничения, т.к. данные виды оружия не представляют большой степени опасности, их использование в качестве оружия запрещено ст. 24 ФЗ Об оружии, а приобретение пороха без разрешения на современное огнестрельное оружие запрещено ст. 18 ФЗ Об оружии и за его незаконный оборот предусмотрена уголовная ответственность по ст.222.1 и 223.1 УК РФ.
За повреждение любых культурных ценностей предусмотрена уголовная ответственность по ст.243 УК РФ, поэтому для указанных видов оружия могут быть установлены такие же правила гражданского оборота, какие установлены для других культурных ценностей.
Применение оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия возможно квалифицировать на общих основаниях, учитывая обстоятельства его применения (правомерное или неправомерное применение, использование в таком огнестрельном оружии незаконно изготовленного, приобретенного или хранящегося пороха, переделку оружия, имеющего культурную ценность, совершение бандитизма или иного преступления, обязательным признаком которого является наличие у виновного лица оружия, и др.) и наличие на нем повреждений, которые могли при этом возникнуть.
Указанные изменения необходимы, учитывая недостаточную степень опасности старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, для введения лицензирования их приобретения.

К началу списка инициатив