Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф50733
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены ограничений на оборот кортиков, состоящих на вооружении в РФ, введенных в ФЗ Об оружии ФЗ от 28 марта 2017 года № 37-ФЗ

Cуществует необходимость внесения изменений в ФЗ от 28 марта 2017 г. № 37-ФЗ «О внесении дополнения в статью 19 Федерального закона "Об оружии» (регулирование порядка оборота офицерских кортиков), который вступил в силу с 1 июля 2017 года (срок регистрации данных кортиков, во время которого исключается признание их хранения гражданами РФ, уволенными из государственных военизированных организаций с правом ношения военной формы одежды, и их наследниками незаконным, истек 1 октября 2017 года), и введения в ФЗ Об оружии правила, разрешающего современные военные кортики к свободному обороту, поскольку данным ФЗ введены пожизненные разрешения на хранение и ношение кортиков для граждан РФ, уволенных из государственных военизированных организаций с правом ношения военной формы одежды, не имеющих медицинских противопоказаний к владению оружием, и их наследников, имеющих лицензии на приобретение оружия, но не учитывается отсутствие правил приобретения и иного оборота современных кортиков и их отсутствие в перечне видов как боевого, так и гражданского холодного оружия, а также недостаточная опасность кортиков для установления ограничений на их оборот и предназначенность для ношения с форменной одеждой, а не для поражения цели.
Правила оборота любых современных офицерских кортиков, не имеющих культурной ценности, в законодательстве РФ отсутствуют, поскольку они не отнесены к боевому холодному оружию, согласно ст.5 ФЗ Об оружии, определяющей боевое оружие как оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение в РФ, при этом офицерские кортики предназначены для ношения с форменной одеждой и относятся к парадному холодному оружию, которым, согласно п.3.15 ГОСТ Р 51215-98 "Оружие холодное. Термины и определения", является военное холодное оружие, предназначенное для придания торжественности воинским ритуалам. Категория военного холодного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрена, поэтому виды данного оружия, не отнесенные к боевому оружию, либо отнесены ст.3 ФЗ Об оружии к гражданскому оружию, либо запрещены к обороту на территории РФ, либо не предусмотрены ФЗ Об оружии.
Современные офицерские кортики, не являющиеся копиями или репликами антикварного холодного оружия, не отнесены к гражданскому холодному оружию, поскольку, согласно ст.3 ФЗ Об оружии, к данному холодному оружию отнесены: охотничье и спортивное холодное клинковое оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношение с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, а также антикварное холодное оружие или иное холодное оружие, имеющее культурную ценность, а также копии или реплики антикварного холодного оружия.
Кортики не отнесены и к холодному оружию, запрещенному к обороту на территории РФ, поскольку, согласно ст.6 ФЗ Об оружии, к данному холодному оружию отнесены: специально приспособленные для использования в качестве оружия предметы ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и холодного оружия, имеющего культурную ценность; холодное клинковое оружие и ножи, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность; а также оружие, имеющее технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Криминалистические требования на кортики отсутствуют, поэтому кортики не могут быть отнесены к холодному оружию, которое запрещено к обороту на территории РФ по указанному основанию.
В силу ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ отсутствие правил оборота предметов означает их нахождение в свободном обороте, поэтому данным ФЗ установлены ограничения на оборот офицерских кортиков, но только в случае их выдачи гражданам РФ, уволенным из государственных военизированных организаций с правом ношения военной формы одежды, не имеющим медицинских противопоказаний к владению оружием, и наследования указанных кортиков гражданами, имеющими лицензии на приобретение оружия, но в других случаях оборот данных офицерских кортиков не конкретизирован, а введение правил оборота других видов современных кортиков не предполагается, что означает нахождение многих видов современных кортиков в свободном обороте и право уполномоченных органов на изъятие современных офицерских кортиков производства СССР и РФ у лиц, не являющихся военнослужащими или их наследниками, и у граждан, уволенных из государственных военизированных организаций с правом ношения военной формы одежды, но имеющих медицинские противопоказания к владению оружием, а также у наследников, не имеющих права на приобретение оружия по лицензии. Это, в свою очередь, повлечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом.
Фактически ФЗ от 28 марта 2017 г. № 37-ФЗ ввел правила оборота только тех офицерских кортиков, которые до их выдачи находятся в собственности государственных военизированных организаций и выдаются указанными организациями уполномоченным лицам или были выданы указанным лицам ранее, поэтому правила оборота кортиков, не находившихся в собственности государственных военизированных организаций на момент их приобретения или перешедшее из собственности указанных организаций в собственность других иными законными способами, отсутствуют, что требует их введения для упорядочивания норм ФЗ Об оружии.
За незаконные хранение и ношение холодного оружия возможно привлечение к административной ответственности по ч.4 ст.20.8 КоАП РФ, а его незаконные сбыт и изготовление влекут уголовную ответственность по ч.4 ст.222 и 223 УК РФ. При этом незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, был декриминализирован Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. № 18-П (при оконченной продаже холодного оружия, имеющего культурную ценность, возможна административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, по ст.14.2 КоАП РФ, предусматривающей необязательное дополнительное наказание в виде конфискации предметов), а деяние, формально предусмотренное УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением (ч.2 ст.14 УК РФ), поэтому осуждение за незаконный сбыт холодного оружия далеко не всегда является правомерным.
Таким образом, введение ограничений на оборот современных офицерских кортиков СССР и РФ может повлечь массовое привлечение их владельцев к административной и уголовной ответственности, при этом мера ответственности за незаконный сбыт кортиков определяется не только фактом их незаконного сбыта, но и их культурной ценностью, а также общественной опасностью данного деяния, что осложняет рассмотрение дел об указанном деянии и может способствовать усилению коррупции.
На практике, до настоящего времени достаточно часто встречаются случаи осуждения по ч.4 ст.222 УК РФ за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, при этом в официально опубликованных приговорах и иных судебных решениях очень часто встречаются случаи осуждения за сбыт антикварных штыков-ножей, изготовленных до 1945 года, и военных кортиков СССР образца 1945 и 1957 гг., которые являются холодным оружием, имеющим культурную ценность. Распространены приговоры и иные решения судов о незаконном сбыте холодного оружия, содержащие решения об уничтожении указанного оружия, имеющего культурную ценность. Это нарушает Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июня 2014 года № 18-П, ст.79 ФКЗ О Конституционном Суде РФ, ст.243 УК РФ, п.10) ст.6 ФЗ Об оружии, что требует внесения изменений в ч.4 ст.222 УК РФ, исключающих ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконный сбыт холодного оружия, не повлекший тяжких последствий и не сопряженный с совершением или сокрытием тяжких насильственных вооруженных преступлений, либо полностью исключающих уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, учитывая его меньшую опасность, чем стрелкового оружия, и возможность его замены многими видами бытовых предметов при совершении насильственных преступлений. Согласно ст.1 ФЗ Об оружии к оружию, имеющему культурную ценность, отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ "О Музейном фонде РФ и музеях в РФ" либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие. К антикварному холодному оружию в данной норме ФЗ Об оружии отнесено холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года. Согласно п.3.24 ГОСТа «Оружие холодное. Термины и определения» антикварным является холодное оружие, изготовленное более 50 лет назад. Таким образом, в ФЗ Об оружии отсутствует определение холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, наиболее правильно разделяющее данное оружие и иные виды оружия, а определения антикварного холодного оружия в федеральном законе и ГОСТе противоречат друг другу, что требует законодательного урегулирования. Согласно ст.3 ФЗ Об оружии оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к гражданскому оружию. Согласно ст.13 ФЗ Об оружии антикварное холодное оружие до 1 января 2018 года приобреталось совершеннолетними гражданами РФ без лицензии, а с указанной даты оно может быть приобретено только по лицензии на коллекционирование оружия. При этом регистрации оно не подлежит.
Учитывая данные положения законодательства РФ, введение отдельных разрешений на хранение и ношение офицерских кортиков явно будет способствовать осложнению правоприменительной практики и усилению коррупции (в особенности, учитывая необходимость определения даты изготовления каждого конкретного кортика и его отнесения как к холодному оружию, так и к культурным ценностям, с целью установления его оборотоспособности), а наличие в соответствующем ГОСТе минимального возраста антикварного холодного оружия и введение обязанности получения лицензии на коллекционирование оружия, действующей бессрочно, для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, исключает возможность введения пожизненных разрешений на хранение и ношение офицерских кортиков, поскольку каждые 50 лет с момента изготовления конкретных кортиков, они будут признаваться антикварным оружием, т.е. оружием, приобретаемым по лицензии на коллекционирование оружия без получения разрешения и регистрации, поэтому их хранение без получения разрешения будет являться законным. Более того, отсутствие четкого определения холодного оружия, имеющего культурную ценность, может влечь произвольное отнесение кортиков к данной категории оружия, поскольку парадное и церемониальное холодное оружие, а также холодное оружие, имеющее особое историческое значение, фактически имеет культурную ценность. В данном ФЗ не учтено отсутствие правил оборота боевого оружия вне государственных военизированных организаций и регулирование ст.20 ФЗ Об оружии правоотношений, возникающих при наследовании гражданского оружия, что указывалось в заключениях на проект данного ФЗ. Поэтому необходимо отнесение всех видов кортиков к гражданскому оружию или предметам, не являющихся оружием, которое будет более соответствовать их степени опасности и назначению, чем их отнесение к боевому оружию, противоречащее ст.5 ФЗ Об оружии.
Разрешения на хранение и ношение офицерских кортиков не были предусмотрены законодательством России до 1917 года, РСФСР, СССР и РФ и не предусматриваются в большинстве стран мира, что обусловлено недостаточной степенью опасности кортиков для установления подобных ограничений на их оборот, а также их крайне редким их использованием в качестве оружия при совершении преступлений. Во многих странах мира кортики находятся в свободном обороте и право на их хранение имеет любое лицо.
В значительном числе стран мира кортики сняты с вооружения (Германия, США и др.), или никогда не состояли на вооружении, поэтому многие виды кортиков, не отнесенных к холодному оружию, имеющему культурную ценность, находятся в свободном обороте на территории РФ.
Предусмотренный в данном ФЗ порядок хранения и наследования офицерских кортиков имеет сходные признаки с аналогичным порядком оборота государственных наград СССР, РСФСР и РФ, но на наследование, хранение и иной оборот данных наград не требуется получения лицензии и разрешения, а за изготовление в целях использования и за сбыт поддельных государственных наград СССР, РСФСР и РФ предусмотрена уголовная ответственность в ч.1 и 2 ст.327 УК РФ (в отличие от оборота поддельных офицерских кортиков, не влекущего ответственности даже в том случае, если поддельный кортик копирует наградной), поэтому существующий порядок оборота офицерских кортиков является излишне строгим и будет допускать, не вызываемые необходимостью, ограничения законных прав военнослужащих, их наследников и других лиц, владеющих данными кортиками или получивших их на время от других лиц, при отсутствии ограничений на владение любыми другими кортиками.

Практический результат

Уменьшение коррупционности и нелогичности норм ФЗ Об оружии об обороте холодного оружия, отмена излишних ограничений на оборот кортиков как видов холодного оружия и упорядочивание правил их оборота, соблюдение конституционных принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом, а также упорядочивание норм ФЗ Об оружии об обороте холодного оружия.

Решение

Необходимо внесение в ФЗ Об оружии следующих изменений: наделение руководителей государственных военизированных организаций правом передавать для хранения и ношения кортики отдельным категориям военнослужащих, уволенным с военной службы, без оформления разрешений, и введение в ФЗ Об оружии правил оборота всех видов современных кортиков, разрешающих их к свободному обороту любыми лицами, учитывая меньшую опасность кортиков, чем многих других видов холодного оружия и бытовых предметов колющего либо режущего действия.

К началу списка инициатив