Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф60396
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации контрабанды всех видов холодного оружия и иного оружия, менее опасного, чем огнестрельное

Существует необходимость декриминализации контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению, и других видов вооружения, не являющихся огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, представляющих меньшую опасность, чем стандартные виды огнестрельного оружия, и не состоящих на вооружении в РФ, либо указанных видов вооружений, состоящих на вооружении в РФ, но отнесенных к видам оружия, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, или влечет ее только в некоторых случаях, учитывая меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, чем стандартных видов огнестрельного оружия.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и всех видов вооружения и военной техники. При этом иные незаконные действия с любым оружием, не являющимся огнестрельным, во многих или во всех случаях не влекут уголовной ответственности.
В настоящее в УК РФ время сохраняется уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовление газового, холодного и метательного оружия (ч. 4 ст. 222 и 223).
Незаконный оборот иного оружия, не являющегося огнестрельным, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий. В УК РФ отсутствует отдельная ответственность за хищение и вымогательство холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, и различные нарушения правил его оборота, а также за какие-либо нарушения правил оборота конструктивно сходных с оружием изделий и других бытовых предметов даже, если они повлекли тяжкие последствия.
Под контрабандой вооружения понимается контрабанда любого оружия, состоящего на вооружении в РФ или других государствах. Отдельная ответственность за контрабанду любого оружия, не являющегося огнестрельным и не состоящего на вооружении, в УК РФ отсутствует, поэтому контрабанда данного оружия, не состоящего на вооружении, является административным правонарушением.
При этом виды холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящие или не состоящие на вооружении, не различаются по степени опасности, а многие виды иностранного военного холодного оружия, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного холодного оружия, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию или холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Виды иного иностранного военного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного оружия, не являющегося огнестрельным, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию.
Учитывая технические характеристики современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, и отнесение в ст. 226.1 УК РФ контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, контрабанда военного или боевого холодного оружия или иного оружия, не являющегося огнестрельным, (в особенности, одной или нескольких его единиц) может быть признана малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ), но для исключения случаев злоупотреблений при привлечении к уголовной ответственности за данное деяние и упорядочивания норм УК и КоАП РФ о контрабанде, учитывая наличие случаев осуждения по ст. 226.1 УК РФ за контрабанду одного боевого ножа или иного военного холодного оружия, отнесенного к вооружению, необходима декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия.
Наиболее прецедентными среди приговоров и иных судебных решений по уголовным делам о контрабанде холодного оружия, отнесенного к вооружению, являются приговор одного из судов Ленинградской области и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15 сентября 2016 года, которое официально опубликовано на сайте Ленинградского областного суда. Указанными судебными решениями пенсионер был осужден по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за контрабанду девяти боевых австрийских ножей фирмы «GLOCK» FM 78, состоящих на вооружении в ряде зарубежных стран, к трем годам реального лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Данное наказание за контрабанду вооружения является излишне строгим и не учитывает степень общественной опасности контрабанды подобного вооружения, поскольку контрабанда боевых ножей не представляет общественной опасности в современных условиях.
Иностранные боевые ножи были отнесены к боевому холодному оружию, что противоречит ст. 5 ФЗ Об оружии, т.к. боевой нож должен состоять на вооружении в РФ для его признания боевым холодным оружием. Иностранные боевые ножи, не запрещенные к обороту в РФ, отнесены законодательством РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию, поэтому боевые австрийские ножи фирмы «GLOCK» FM 78 отнесены в РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию.
Указанные судебные решения являются несправедливыми и могут быть обжалованы по данному основанию (ст. 389.18 УПК РФ). Подобные судебные решения дают основания как для декриминализации контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению, так и для внесения в УК РФ изменений, исключающих назначение наказания в виде лишения свободы за преступления, совершенные без применения насилия и не повлекшие тяжких последствий, и декриминализирующих деяния, совершенные без применения насилия и не повлекшие причинения вреда здоровью человека или крупного ущерба, а также ограничивающих право суда на назначение наказания в виде лишения свободы осужденным пенсионного возраста.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
В настоящее время наблюдается тенденция снятия части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, в частности, в Германии сняты с вооружения кортики, в США - штыки и т.д.
В законодательстве ряда стран мира, в частности, в Законе Об оружии Эстонии (п. 1) ч. (1) ст. 3), к боевому оружию отнесено только особо опасное огнестрельное оружие. В законодательстве ряда других стран мира, в частности, в Законе Об оружии Болгарии, все виды холодного оружия исключены из перечня видов оружия.
Снятие части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, исключение в законодательстве части стран мира холодного оружия из перечня видов боевого оружия или его отнесение к предметам, не являющимся оружием, обусловлены его низкой степенью опасности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия. Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.). Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку, и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии, а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию (которые не запрещено проводить и в отношении антикварного холодного оружия), способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Таким образом, сохранение уголовной ответственности за контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению, нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду военного холодного оружия, состоящего на вооружении, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Наличие правил оборота конкретных видов оружия и ответственности за их нарушение, при отсутствии указанных правил в отношении конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, означает, что закон работает «в холостую», не обеспечивая необходимой защиты культурных ценностей, общественной безопасности и интересов владельцев оружия и других лиц, что, в свою очередь, требует введения правил оборота различных видов конструктивно сходных с оружием изделий и ответственности за их нарушение, соответствующих степени опасности конкретных видов данных изделий.
Оборот холодного оружия является опасным деянием в таких же случаях, в каких представляют опасность оборот предметов, не отнесенных к оружию, поэтому существуют равные ограничения и запреты на оборот любого оружия и других предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека в определенных местах (местах лишения свободы, объектах транспорта и т.п.), и разделение мер ответственности только по признаку отнесения предмета к холодному оружию противоречит здравому смыслу, нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости декриминализации контрабанды всех видов холодного оружия и незаконных сбыта и изготовления холодного оружия.
При внесении данных изменений, будет необходимо установление равных ограничений на оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других культурных ценностей и иного холодного оружия и других предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, а также отмена существующих экспертных критериев отнесения предметов к холодному оружию, для соблюдения ст. 2 Конституции РФ, противодействия коррупции и повреждению культурных ценностей при проведении криминалистической экспертизы холодного оружия, упорядочивания правовых норм и либерализации законодательства.
Допустима и полная отмена ограничений на оборот холодного оружия, учитывая возможность его замены бытовыми предметами и другими видами оружия при совершении преступлений, уровень вооруженности силовых структур и граждан, позволяющий равным образом пресекать нападения с применением холодного оружия и других предметов, и более частое его использование в целях коллекционирования, чем в преступных целях, а также постепенное снятие холодного оружия с вооружения армий различных стран мира и свободный оборот холодного оружия, состоящего на вооружении армий различных стран, во многих странах мира.
Следует отметить, что уголовная ответственность за контрабанду любого оружия и воинского снаряжения существовала в СССР на общесоюзном уровне (Закон СССР от 25 декабря 1958г. «Об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления» (ст. 15)) и сохранялась в УК РСФСР (ст. 78) до 1994 года (ФЗ от 1 июля 1994г. N 10-ФЗ). В законодательстве части стран СНГ (в частности, в ч. (3) ст. 248 УК Молдовы) и других стран мира встречается уголовная ответственность за контрабанду всех видов оружия.
Отмена уголовной ответственности за контрабанду многих видов оружия оправдана различной степенью опасности конкретных видов оружия.
Учитывая технические характеристики стандартных видов огнестрельного оружия и современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, а также отнесение контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, необходима именно декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия и иного оружия, не являющегося огнестрельным, а не введение уголовной ответственности за контрабанду всех видов оружия.
Дополнительно свидетельствует о необходимости внесения вышеуказанных изменений принятие и подписание ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2017 года, которым в ст. 19 и 20 ФЗ Об оружии вводится обязанность военнослужащих, уволенных с военной службы, и наследников, указанных военнослужащих, регистрировать кортики, выданные военнослужащим при увольнении, и получать пожизненные разрешения на их хранение. Данные разрешения не будут выдаваться лицам, имеющим медицинские противопоказания к владению оружием. Право на приобретение данных кортиков иными способами (покупка, получение в дар и т.п.) и на их сбыт путем продажи, дарения и т.п. сделок ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ не предусматривает. Правила приобретения и иного оборота кортиков, состоящих на вооружении в РФ, лицами, не являющимися военнослужащими или их наследниками, и правила оборота других видов современных кортиков ФЗ Об оружии не предусматривает.
Вступление в силу ФЗ от 28 марта 2017г. N 37-ФЗ при сохранении уголовной ответственности за контрабанду всех видов вооружений может повлечь осуждение за контрабанду кортиков СССР и РФ, состоящих на вооружении в РФ, значительного большего числа лиц, в действиях которых фактически будет отсутствовать общественная опасность, чем до его вступления в силу.
Для четкого разделения преступлений и административных правонарушений необходимо и внесение в ст. 226.1 УК РФ изменений, декриминализирующих контрабанду военной техники, не представляющей большей опасности, чем предметы, разрешенные к гражданскому обороту и сходной с ними по своим характеристикам.


Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, экономия мер уголовной репрессии, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ, а также федеральных законов, регулирующих оборот оружия и различных видов вооружений.

Решение

Необходима декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия и других видов вооружения, не являющихся огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, представляющих меньшую опасность, чем стандартные виды огнестрельного оружия, и не состоящих на вооружении в РФ, либо указанных видов вооружений, состоящих на вооружении в РФ, но отнесенных к видам оружия, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, или влечет ее только в некоторых случаях, а также незаконных сбыта и изготовления холодного оружия.

К началу списка инициатив