Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75413
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения повторности совершения административного правонарушения как признака, устанавливающего наиболее строгие наказания

Существует необходимость исключения повторности совершения административного правонарушения как признака, устанавливающего наиболее строгие наказания за совершение правонарушения, причинившего любой вред человеку, из норм о деяниях, предусмотренных ч. 10, 10.1 и 10.2 ст. 13.15, ч. 4 и 5 ст. 20.1 КоАП РФ, норм о других деяниях, предусмотренных КоАП РФ, содержащих данный квалифицирующий или особо квалифицирующий признак, а также из подобных норм, предусмотренных проектом нового КоАП РФ и законами субъектов РФ об административной ответственности, поскольку ФЗ от 18.03.2019 N 27-ФЗ введена административная ответственность, содержащая данный признак повторности, за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, создавшее угрозу причинения вреда, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 9, 10 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ), которой подлежат граждане, должностные лица и юридические лица. В ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ первоначально предусматривалась ответственность за распространение указанной заведомо недостоверной информации, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, либо совершенное повторно, что означало декриминализацию причинения по неосторожности смерти человеку или тяжкого вреда его здоровью путем распространения определенной в ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ заведомо недостоверной информации и установление повышенной административной ответственности не за данное деяние, повлекшее причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности, а за повторность его совершения как при наличии, так и при отсутствии указанных тяжких последствий. При этом не было внесено корреспондирующих изменений в нормы УК РФ об уголовной ответственности за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности (ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ), необходимых для четкого разделения мер административной и уголовной ответственности за противоправные деяния.
ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ введена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и за распространение в них заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее различные последствия, включая смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ). В ч. 11 ст. 13.15 установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 10 – 10.2, совершенные повторно. Данной ответственности по ч. 10.1 и 10.2 КоАП РФ подлежат только юридические лица, но по ч. 11 сохраняется ответственность граждан и должностных лиц, что требует корректировки положений ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ, учитывая наличие в ней обобщающей формулировки о повторности совершения данных деяний и ответственности физических и юридических лиц, определяющей равные размеры наказаний (штрафов) для каждой категории физических лиц (граждан и должностных лиц) и юридических лиц, независящие от наступления тяжких последствий и степени их тяжести.
В качестве мер наказания в ч. 10 ст. 13.15 предусмотрены: административный штраф на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
В ч. 10.1 данной статьи предусмотрены: административный штраф на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
В ч. 10.2 данной статьи предусмотрены: административный штраф на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
В ч. 11 данной статьи предусмотрены: административный штраф на граждан в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестисот тысяч до девятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Подобное распределение мер наказаний за деяния, повлекшее различные по тяжести последствия, совершенные впервые или повторно нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), и равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку установление наиболее строгих административных наказаний за вышеуказанные деяния определяется не наступлением тяжких последствий, включающих смерть человека, в результате их совершения, а повторностью совершения указанных деяний, как повлекших, так и не повлекших наступления смерти человека или иных тяжких последствий, поэтому наибольший размер наказания в виде административного штрафа может быть назначен не только лицу, повторно в течение года после привлечение к административной ответственности за аналогичное деяние совершившему деяние, повлекшее наступление смерти человека или иных тяжких последствий, но и лицу, повторно совершившему деяние, не повлекшее указанных последствий.
ФЗ от 18.03.2019 N 28-ФЗ введена административная ответственность, содержащая признак повторности, за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
За совершение данного деяния в ч.3 ст. 20.1 КоАП РФ в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.1 установлена ответственность за совершение данного деяния повторно и в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В ч. 5 ст. 20.1 установлена ответственность за совершение данного деяния лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, и в качестве наказаний предусмотрены: административный штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Данное распределение наказаний явно противоречит основным конституционным принципам, поскольку критериями более строгих наказаний, включающих административный арест, является не причиненный деянием вред, а только повторность его совершения и отсутствуют минимальные критерии привлечения к административной ответственности за деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ. При этом административный арест не предусмотрен в ч. 10 и 11 ст. 13.15 и в большинстве норм КоАП РФ об административных правонарушениях, влекущих причинение вреда, включая неосторожное причинение физическими лицами вреда здоровью человека или смерти человеку, и является излишне строгим для его сохранения в КоАП РФ видом наказания.
Таким образом, в данных нормах КоАП РФ не учтены положения ст. 2 Конституции РФ, определяющей человека, его права и свободы, как высшую ценность, что требует внесения уточняющих изменений, четко и справедливо разграничивающих административную и уголовную ответственность, соответствующих положениям Конституции РФ.
Также в данных нормах КоАП РФ не определены минимальные критерии степени опасности распространения вредной ложной информации, указывающие на необходимость установления административной ответственности за ее распространение.
В других нормах КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административной ответственности критерии установления более строгих наказаний, включая введение в конкретные нормы признака повторности, и сами виды, размеры или сроки наказаний распределены несистемно и не учитывают большую степень опасности деяний, повлекших причинение вреда здоровью человеку, чем деяний, его не повлекших.
Данными нормами, в частности, являются нормы субъектов РФ об административной ответственности о нарушении режима самоизоляции, предусматривающие повышенные размеры штрафов за данные нарушения, совершенные повторно или в определенных местах (пять тысяч рублей для граждан), и высокие штрафы за их совершение впервые в других местах (четыре тысячи рублей для граждан) без указания четких минимальных критериев опасности данных деяний.
В проекте нового КоАП РФ предусмотрены нормы, аналогичные нормам действующего КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяния, предусмотренные нормами КоАП РФ, проекта КоАП РФ и законов субъектов РФ, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких критериев степени опасности деяний, совершенных впервые или повторно, либо исключения признака повторности как квалифицирующего признака административного правонарушения.
Внесение вышеуказанных изменений необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер репрессии, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация законодательства РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяния, предусмотренные нормами КоАП РФ, проекта КоАП РФ и законов субъектов РФ, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
При этом требуются введение четких критериев степени опасности деяний, совершенных впервые или повторно, либо исключения признака повторности как квалифицирующего признака административного правонарушения.

К началу списка инициатив