Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф81852
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения на всей территории РФ правил оборота оружия, приобретаемого в части субъектов РФ несовершеннолетними охотниками, и охотниками, имеющими пятилетний стаж владения охотничьим оружием, не достигшими возраста 23 лет

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии правил сбыта и иного оборота видов оружия, приобретение и сбыт которых могут регулироваться законодательством субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, находящихся в законном владении несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, имеющих охотничьи билеты и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и (или) лицензии на коллекционирование оружия, либо видов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящихся в законном владении совершеннолетних граждан, не достигших возраста 23 лет (достигших возраста 21 года), на основании пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным огнестрельным оружием, либо отмены в ФЗ Об оружии права субъектов РФ на установление правил оборота любого оружия, учитывая положения ст. 2, 19, 35, 55 и п. «м» ст. 71 Конституции РФ с соблюдением конституционных прав всех владельцев охотничьего и иного оружия.

К видам оружия и принадлежностям к ним, право на приобретения которых в субъектах РФ может быть предоставлено гражданам, достигшим возраста 16 лет, в ст. 13 ФЗ Об оружии отнесены: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, его основные части (ч. 2) и патроны к нему, охотничье холодное клинковое и метательное оружие, порох, капсюли (как виды оружия, предметы и вещества, приобретаемые по разрешениям на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, специальное возрастное ограничение на приобретение которых ФЗ Об оружии не предусмотрено), видов оружия и патронов к оружию, приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия (возрастное ограничение на получение лицензии на коллекционирование оружия законодательством не предусмотрено, поэтому она может быть получена на всей территории РФ любыми гражданами РФ, имеющими паспорт гражданина РФ, т.е. и указанными гражданами, не достигшими возраста 16 лет, а владельцу охотничьего огнестрельного оружия получение лицензии на коллекционирования оружия необходимо для приобретения более пяти единиц данного оружия или охотничьего стрелкового метательного оружия (четкий порядок его коллекционирования не определен). При этом любым гражданам РФ получение лицензии на коллекционирование оружия необходимо для приобретения старинного (антикварного) оружия или холодного оружия, имеющего культурную ценность, в любом количестве, а также для приобретения в установленном порядке учебного или иного оружия у государственных военизированных организаций или приобретения в целях коллекционирования патронов к различным видам оружия, приобретаемым по лицензии), поскольку четкие правила продажи им охотничьего огнестрельного и иного оружия, которое они имеют право приобретать, а также патронов к оружию, пороха и капсюлей отсутствуют.

Виды охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом могут быть приобретены в целях охоты гражданами РФ, не занимающимися профессиональной деятельностью, связанной с охотой, только на основании пятилетнего стажа владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием, приобретенным в целях охоты, т.е. указанными гражданами, достигшими возраста не менее 23 лет, а в субъектах РФ, в которых минимальный возраст приобретения охотничьего оружия составляет не менее 16 лет, - не менее 21 года.

При этом четкие правила хранения, перевозки, ношения, сбыта и иного оборота данных видов оружия, патронов к ним, пороха и капсюлей в городе Москве и других субъектах РФ, в которых не установлено или отменено право на приобретение части видов охотничьего оружия с 16 лет, не предусмотрено, что противоречит принципам высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), праву каждого человека иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35 Конституции РФ) и другим конституционным принципам (ст. 55 и другим подобным нормам Конституции РФ), а также нахождению определения порядка покупки и продажи оружия только в федеральном ведении (п. "м" ст. 71 Конституции РФ), и может влечь необоснованное ограничение прав несовершеннолетних и совершеннолетних граждан РФ и привлечение их к административной или уголовной ответственности.

При этом в ФЗ Об оружии отсутствует минимальный возраст приобретения всех видов гражданского оружия иностранными гражданами и минимальный возраст получения гражданами РФ лицензии на коллекционирование оружия, что дает основания для определения данного минимального возраста иностранных граждан в соответствии с международными договорами РФ и законодательством соответствующих государств и для выдачи лицензии на коллекционирование оружия гражданам РФ в возрасте моложе 18 или 16 лет во всех субъектах РФ и приобретения ими всех видов оружия и патронов, приобретаемых только по данной лицензии. Это противоречит ст. 19 Конституции РФ, учитывая установление во многих государствах возрастных ограничений на приобретение различных видов оружия, меньших 18 или 16 лет, и отсутствие возрастных ограничений на их приобретение в законодательстве ряда стран мира и штатов США, а также различную степень опасности видов оружия и патронов, приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия.

При этом нелогично распределены сами виды охотничьего оружия, возраст приобретения которых может быть снижен соответствующими органами власти субъектов РФ, и другие его виды, поскольку единственным видом охотничьего оружия, которое может быть приобретено строго с 18 лет на всей территории РФ, является охотничье пневматическое оружие, приобретаемое гражданами РФ по лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, если оно имеет дульную энергию более 7,5 Дж и калибр более 4,5 мм, или без лицензии и других разрешительных документов, но с 18 лет гражданами РФ, если его калибр и дульная энергия не превышают данных значений (минимальная дульная энергия пневматического оружия составляет 3 Дж).

Отсутствие возможности снижения минимального возраста приобретения охотничьего пневматического оружия, при ее наличии в отношении приобретения других видов охотничьего оружия (огнестрельного, метательного и холодного), патронов к охотничьему огнестрельному оружию, пороха и капсюлей, нелогично, учитывая как возможность приобретения без разрешительных документов части видов пневматического оружия и приобретения других его видов по лицензии на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, так и не большую опасность его видов, нежели метательного и огнестрельного оружия, при большей степени опасности огнестрельного, пневматического и метательного стрелкового оружия, чем холодного оружия.

Административная ответственность предусмотрена с 16 лет за нарушение определенных правил оборота вышеуказанных и многих других видов оружия в ч. 1 - 5 ст. 20.8, 20.11 - 20.14 КоАП РФ, незаконный оборот (включая передачу и продажу) гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и пневматического оружия, подлежащего регистрации в органах Росгвардии, в ч. 6 ст. 20.8 и ст. 20.10 КоАП РФ, а также за незаконную продажу вещей, ограниченных к свободной реализации, в ст. 14.2 КоАП РФ.

Уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, его основных частей и патронов к нему) в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, незаконный оборот взрывчатых веществ в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, метательного и холодного оружия (за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность (Постановление КС РФ от 17 июня 2014г. N 18-П)) в ч. 4 ст. 222 УК РФ, а также за незаконные изготовление, ремонт и переделку огнестрельного оружия и незаконное изготовление боеприпасов, метательного и холодного оружия в ч. 4 ст. 223 УК РФ.

Все совершеннолетние лица несут административную ответственность на общих основаниях, а правила, предусмотренные главой УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних могут быть применены в исключительных случаях только к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ), т.е. любое нарушение административное правонарушение в сфере оборота оружия влечет равные негативные последствия для всех владельцев оружия и других лиц, достигших возраста 18 лет, а лица, достигшие возраста 21 года, могут нести уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия с нарезным стволом только как совершеннолетние лица.

Вышеуказанное распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с оружием свидетельствует о необходимости снижения минимального возраста их приобретения в ФЗ Об оружии в целях исключения противоречий Конституции РФ и произвольных действий в отношении как несовершеннолетних граждан РФ в возрасте от 16 до 18 лет, так и совершеннолетних граждан РФ.

В законодательстве многих зарубежных стран, как правило, предусмотрены обстоятельства, дающие право на приобретение оружия несовершеннолетними лицами (проживание в районах Крайнего Севера, занятие видами стрелкового спорта или охотой, возникновение опасности для жизни и т.п.). При этом право на приобретение оружия во многих случаях предоставляется лицам, не достигшим возраста 16 лет, а в некоторых странах и штатах США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия и распространено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием (в частности, винтовки Crickett).

В законодательстве Великобритании разрешено приобретение многих видов холодного оружия без лицензии, запрещены только некоторые виды современного холодного оружия (кастеты, сюрикены, трости-шпаги и т.п.) и предусмотрен порядок получения разрешения на гладкоствольное ружье (Shotgun Certificate (SGC)), не содержащий указания на минимальный возраст лица, но запрещающий приобретение патронов к такому оружию лицами, не достигшими возраста 15 лет.

В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.

К оружию, используемому в культурных и образовательных целях в данном Законе отнесены оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и списанное оружие.

К оружию, имеющему культурную ценность, в данном Законе отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда Республики Абхазия в соответствии с Законом Республики Абхазия от 6 мая 2014 года № 3495-c-V «О музеях и музейном деле».

К старинному (антикварному) оружию в данном Законе отнесено огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1917 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

К списанному оружию в данном Законе отнесено огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).

Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение по лицензии гражданами Республики Абхазия, достигшими возраста 27 лет, в целях самообороны огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом (пистолетов и револьверов) и на приобретение по лицензии в целях охоты или спорта огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом указанными гражданами, достигшими возраста 21 года, а также право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке. Стаж владения оружием данным Законом не учитывается, а минимальный возраст приобретения охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия составляет 18 лет.

В законодательстве Украины предусмотрено право на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом гражданами, имеющими охотничьи билеты и разрешения на приобретение указанного огнестрельного оружия, достигшими возраста 25 лет. При этом стаж владения оружием не учитывается, минимальный возраст приобретения охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия составляет 21 год и планируется принятие закона об оружии, предусматривающего подобные правила приобретения данного оружия и право на приобретение огнестрельного длинноствольного и короткоствольного оружия гражданами, достигшими возраста 21 года.

Отсутствие закона об оружии в законодательстве Украины отмечалось различными судами Украины как обстоятельство, исключающее признание оборота холодного, огнестрельного и иного оружия незаконным и, следовательно, привлечение лиц, его совершающих, к уголовной и иной ответственности, учитывая положения ст. 178 ГК Украины, аналогичные положениям п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, указывающие на необходимость определения законом правил оборота предметов и круга лиц, имеющих право на их оборот, для установления ограничений на их оборот. По данному вопросу было вынесено Постановление Верховного суда Украины №5-49к13 от 03.03.2014, подтвердившее нахождение оружия в свободном обороте по причине отсутствия отдельного закона. Ссылаясь на указанное Постановление Верховного суда и данные положения ст. 178 ГК Украины, суды выносили оправдательные приговоры по уголовным делам о незаконном ношении кастетов, штыков-ножей и незаконном обороте других видов холодного и огнестрельного оружия, в особенности, в случаях отсутствия доказательств общественной опасности незаконного оборота оружия в конкретных случаях (при этом выносятся и обвинительные приговоры по данным уголовным делам о незаконном обороте оружия во всех судебных инстанциях, опирающиеся на расширительное толкование понятия закона как любого законодательного акта).

В законодательстве об оружии большинства других европейских стран и многих других стран мира не предусмотрен стаж владения огнестрельным гладкоствольным оружием для приобретения такого оружия с нарезным стволом, а правила оборота пневматического и метательного оружия, имеющего гладкий или нарезной ствол, а также конструктивно сходных с оружием изделий, его имеющих, не различаются в законодательстве об оружии РФ, Абхазии, Украины, Белоруссии и других стран.

В законодательстве Российской империи многие виды оружия находились в менее ограниченном обороте, чем в ФЗ Об оружии и возрастные ограничения устанавливались не всегда и на приобретение всех видов оружия, а многие правила оборота оружия ограничения на его оборот определялись местными властями. При этом охотничьи ружья, дульнозарядное или однозарядное огнестрельное оружие, мелкокалиберные винтовки и ряд других видов стрелкового оружия находились, как правило, в свободном обороте и существовало детское оружие, находящееся в свободном обороте, к которому относилось огнестрельное, холодное и иное оружие, размеры которого уменьшены в сравнении со стандартными видами оружия.

В законодательстве СССР долгое время отсутствовали существенные ограничения на оборот охотничьих ружей, дульнозарядного или однозарядного огнестрельного оружия, мелкокалиберных винтовок (включая спортивные и мелкокалиберное оружие, в котором не используется порох (оружие Монте-Кристо)), и устанавливались меньшие возрастные ограничения на приобретение охотничьего оружия, составлявшие в определенных местностях не менее 12 лет или 14 лет. При этом огнестрельное оружие, изготовленное до 1870 года, приобреталось и хранилось свободно, а охотничьи ружья, ряд видов винтовок (в частности, малокалиберные или однозарядные), ножи и кинжалы до окончательного введения на их хранение разрешительной системы приобретались свободно или по охотничьему билету, а охотничье и национальное холодное оружие народов России приобреталось свободно в соответствующих местностях. Обязанность получения разрешительных документов органов милиции для приобретения охотничьих гладкоствольных ружей была введена только в 1975 году, для приобретения охотничьего холодного оружия – в 1994 году (Законом РФ Об оружии 1993г. для всех лиц, имеющих право на приобретение огнестрельного оружия, и ФЗ Об оружии – только для владельцев охотничьего огнестрельного оружия), а для приобретения капсюлей подобная обязанность (разрешения выдаются органами Росгвардии) была введена с 2019 года (для владельцев охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия).

Учитывая вышеизложенное, необходимо снижение в ФЗ Об оружии минимального возраста, дающего право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, с 18 до 16 лет или меньшего возраста в случаях, учитывая положения ст. 2 и 19 Конституции РФ и ч. 2 ст. 13 ФЗ Об оружии, и решение вопроса о снижении минимальных возрастов приобретения других видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту на территории РФ во всех случаях и (или) в случаях, в которых оружие необходимо лицу для самозащиты или для не противоречащей законодательству деятельности, обеспечивающей его существование, или действий, как связанных, так и не связанных с самообороной, совершаемых при наличии обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния. До решения вопроса о его снижении минимальных возрастов приобретения всех видов охотничьего и (или) иного гражданского оружия на федеральном уровне в целях приведения положений ФЗ Об оружии в соответствие с положениями ст. 2, 19 и других норм Конституции РФ, необходимо принятие и введение в действие законодательных актов РФ и субъектов РФ, устанавливающих единый четкий порядок оборота охотничьего оружия, патронов к охотничьему огнестрельному оружию, пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к нему, приобретаемого в части субъектов РФ гражданами РФ, достигшими возраста не менее чем 16 лет, а также охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретаемого в данных субъектах РФ гражданами РФ в возрасте от 21 года до 23 лет, имеющими только стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, указанными гражданами, являющимися законными владельцами данного оружия и видов оружия и патронов, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, выданной несовершеннолетним гражданам РФ, указанными гражданами, законно владеющими данными видами оружия и патронов, на всей территории РФ, в целях обеспечения соблюдения их конституционных прав на всей территории РФ.

Вышеизложенное указывает на необходимость введения правил сбыта и иного оборота видов оружия, приобретение и сбыт которых могут регулироваться законодательством субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, находящихся в законном владении несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, имеющих охотничьи билеты и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и (или) лицензии на коллекционирование оружия, либо видов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящихся в законном владении совершеннолетних граждан, не достигших возраста 23 лет (достигших возраста 21 года), на основании пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным огнестрельным оружием, либо отмены в ФЗ Об оружии права субъектов РФ устанавливать правила оборота любого оружия, учитывая вышеуказанные положения ст. 2, 19, 35, 55 и п. «м» ст. 71 Конституции РФ с соблюдением конституционных прав всех владельцев охотничьего и иного оружия.

При внесении данных изменений наиболее правильным решением является отмена ограничений на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия, иного холодного оружия, старинного (антикварного) оружия и капсюлей, отмена обязанности приобретения и регистрации охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для приобретения охотничьего стрелкового метательного оружия и регистрации данного метательного оружия в Росгвардии с упрощением правил его оборота, отмена стажа владения именно охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием для приобретения любого охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, а также упрощение правил оборота охотничьего и иного огнестрельного оружия и введение четких правил оборота пороха лицами, как имеющими разрешение на хранение огнестрельного длинноствольного оружия, так и не имеющими его, учитывая положения законодательства об оружии Казахстана, Абхазии, Украины, Эстонии, США, Франции и других стран мира, положения международных договоров РФ и принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права.

До внесения данных изменений необходимо принятие законодательных актов органов власти субъектов РФ, указа Президента РФ и постановления Правительства РФ вводящих на территории конкретных субъектов РФ и на всей территории РФ правила сбыта и иного оборота видов охотничьего и иного оружия, приобретение и сбыт которых могут регулироваться законодательством субъектов РФ в соответствии с ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, находящихся в законном владении несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, имеющих соответствующие разрешительные документы, либо видов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящихся в законном владении совершеннолетних граждан, не достигших возраста 23 лет (достигших возраста 21 года), на основании пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным огнестрельным оружием, и правила приобретения ими патронов к данным видам оружия, их основных частей, пороха и капсюлей, исключающие ограничения их законных прав на владение своим оружием и его законные сбыт и использование как на территории субъектов РФ, законодательством которых запрещено приобретение охотничьего оружия несовершеннолетними или их право на его приобретение отменено, так и на всей территории РФ.

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ и субъектов РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ и субъектов РФ.

Решение

Необходимо введение правил сбыта и иного оборота видов оружия, приобретение и сбыт которых могут регулироваться законодательством субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ, находящихся в законном владении несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, имеющих охотничьи билеты и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и (или) лицензии на коллекционирование оружия, либо видов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящихся в законном владении совершеннолетних граждан, не достигших возраста 23 лет (достигших возраста 21 года), на основании пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным огнестрельным оружием, либо отмена в ФЗ Об оружии права субъектов РФ устанавливать правила оборота любого оружия, учитывая вышеуказанные положения ст. 2, 19, 35, 55 и п. «м» ст. 71 Конституции РФ с соблюдением конституционных прав всех владельцев охотничьего и иного оружия.

При внесении данных изменений наиболее правильным решением является отмена ограничений на приобретение охотничьего холодного клинкового оружия, иного холодного оружия, старинного (антикварного) оружия и капсюлей, отмена обязанности приобретения и регистрации охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для приобретения охотничьего стрелкового метательного оружия и регистрации данного метательного оружия в Росгвардии с упрощением правил его оборота, отмена стажа владения именно охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием для приобретения любого охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, а также упрощение правил оборота охотничьего и иного огнестрельного оружия и введение четких правил оборота пороха лицами, как имеющими разрешение на хранение огнестрельного длинноствольного оружия, так и не имеющими его, учитывая положения законодательства об оружии Казахстана, Абхазии, Украины, Эстонии, США, Франции и других стран мира, положения международных договоров РФ и принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права.

До внесения данных изменений необходимо принятие законодательных актов органов власти субъектов РФ, указа Президента РФ и постановления Правительства РФ вводящих на территории конкретных субъектов РФ и на всей территории РФ правила сбыта и иного оборота видов охотничьего и иного оружия, приобретение и сбыт которых могут регулироваться законодательством субъектов РФ в соответствии с ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, находящихся в законном владении несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, имеющих соответствующие разрешительные документы, либо видов охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящихся в законном владении совершеннолетних граждан, не достигших возраста 23 лет (достигших возраста 21 года), на основании пятилетнего стажа владения охотничьим гладкоствольным огнестрельным оружием, и правила приобретения ими патронов к данным видам оружия, их основных частей, пороха и капсюлей, исключающие ограничения их законных прав на владение своим оружием и его законные сбыт и использование как на территории субъектов РФ, законодательством которых запрещено приобретение охотничьего оружия несовершеннолетними или их право на его приобретение отменено, так и на всей территории РФ.

К началу списка инициатив