Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф82025
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ четких правил оборота любыми лицами холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ, регламентирующее оборот оружия, четких правил приобретения, хранения, перевозки, ношения, сбыта и иного оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, на всей территории РФ любыми лицами, имеющими право на его приобретение, или введения в ФЗ Об оружии правила, разрешающего его приобретение без лицензии любыми лицами, поскольку законодательно не решен вопрос о наличии права на приобретение данного оружия иностранными гражданами и гражданами РФ, не являющихся представителями конкретных национальностей, не проживающих в соответствующих местностях и не участвующих в мероприятиях, в которых возможно или обязательно участие в национальном костюме народа РФ, с которым положено носить холодное клинковое оружие, т.к. категории лиц, имеющих право на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, не конкретизированы в ст. 13 ФЗ Об оружии.
Согласно ст. 13 ФЗ Об оружии право на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, получившие лицензии, дающие право на приобретение не только данного оружия, но и газовых пистолетов, револьверов и сигнального оружия (по данным лицензиям с 1997 по 2011 год разрешалось приобретать также травматические пистолеты и револьверы (до 2011 года относившиеся к газовым) и огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства с патронами травматического действия, т.е. виды оружия, отнесенные с 2011 года к огнестрельному оружию ограниченного поражения, приобретаемому по отдельному виду лицензии на приобретение только данного гражданского оружия, а до 1997 года газовые пистолеты и револьверы приобретались по отдельным видам лицензий, понятие огнестрельного бесствольного оружия самообороны законодательством РФ не предусматривалось, сигнальное оружие не было отнесено к оружию и приобреталось без лицензии, а холодное оружие приобреталось без получения отдельной лицензии на его приобретение и многие его виды не были предусмотрены Законом РФ Об оружии 1993г., поэтому четкие правила его оборота отсутствовали, но данным Законом РФ ограничивался оборот всех видов оружия). Право на ношение указанного холодного клинкового оружия не конкретизировано в ФЗ Об оружии и подзаконных актах. При этом его ношение на массовых мероприятиях ограничено в ст. 24 ФЗ Об оружии проведением данных мероприятий с участием граждан в национальных костюмах в соответствующих местностях.
Атрибутика национальных костюмов народов РФ не утверждена до настоящего времени.
Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, поэтому ограничение права на оборот оружия по национальному признаку противоречит Конституции РФ и является недопустимым.
Специальный запрет на приобретение такого оружия иностранными гражданами в ФЗ Об оружии отсутствует, поскольку ч. 1 ст. 14 ФЗ Об оружии не содержит запретов на приобретение иностранными гражданами по лицензии каких-либо видов гражданского оружия, а обязанность вывоза приобретенного оружия означает дальнейшее регулирование его оборота законодательством других стран и нормами международного права.
При этом холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, признанное имеющим культурную ценность, либо копией или репликой антикварного холодного оружия относится к другой категории гражданского оружия и приобретается в ином порядке, являющимся более четким и свободным, не требующим получения отдельной лицензии на приобретение оружия, вступления в казачье общество и поступления на государственную гражданскую службу российского казачества или указания гражданином своей национальности либо иной причины ношения и иного оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, ограниченного для граждан РФ, не проходящим государственную гражданскую службу российского казачества, либо не проживающим в соответствующих местностях или не участвующим в определенных мероприятиях в национальных костюмах, и регистрации приобретенного холодного оружия.
Фактически отнесение конкретного вида национального холодного клинкового оружия, к указанному холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, или к оружию, имеющему культурную ценность, либо копиям или репликам антикварного холодного оружия определяется сертификатом, полученным после проведения сертификации оружия или его экспертизы, проводимой в соответствии со ст. 7 ФЗ Об оружии.
Наиболее сложным является отграничение видов холодного оружия, имеющих культурную ценность, изготовленных менее 50 лет назад, от других современных видов холодного оружия.
Получение лицензии на коллекционирование оружия необходимо с 2018 года гражданину РФ для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, в любом количестве, но гражданину РФ, приобретающему и хранящему холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, с 1997 года данная лицензия необходима только для приобретения данного оружия в количестве более пяти единиц в качестве дополнительной лицензии, дающей право на приобретение, хранение, передачу, сбыт и иной оборот данного холодного оружия, но не на его ношение.
Это не соответствует степени опасности холодного оружия и требует внесения изменений в ФЗ Об оружии.
Следует отметить, что выделение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, в отдельный вид гражданского оружия и его отнесение к оружию не является исторически и юридически правильным, поскольку все виды данного оружия можно отнести к оружию, имеющему культурную ценность, учитывая сходство современных образцов данного оружия со старинными его образцами и его использование именно для сохранения исторических традиций России, а не для боевого применения. При этом предназначение данного оружия именно для ношения с национальными костюмами или форменной одеждой, а не для поражения цели или подачи сигналов, противоречит определению оружия, указанному в ст. 1 ФЗ Об оружии, что дает основание для его отнесения к предметам, не являющимся оружием. Подобная ситуация имеет место в отношении оружия, имеющего культурную ценность, и других видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, в соответствии со ст. 1 и 3 ФЗ Об оружии.
Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, было отнесено к отдельному виду гражданского оружия со дня вступления в силу ФЗ Об оружии (с 1 июля 1997 года), а оружие, имеющее культурную ценность, и другие виды оружия, используемые в культурных и образовательных целях, были отнесены к отдельному виду гражданского оружия в ФЗ Об оружии только с 24 июля 2012 года. Поэтому отнесение к отдельному виду гражданского оружия холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, во многом утратило актуальность и создает сложности при его отграничении от холодного оружия, имеющего культурную ценность, и копий или реплик антикварного холодного оружия, в особенности, учитывая наличие признаков культурных и образовательных целей в предназначении такого холодного оружия только для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой.
До 1 июля 1997 года холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, не являлось отдельным видом оружия. При этом оружие, не предусмотренное Законом РФ Об оружии 1993г., могло использоваться только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а в частных коллекциях допускалось хранение без разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Правила коллекционирования оружия распространялись на оружие, не предусмотренное Законом РФ Об оружии, до вступления в силу ФЗ Об оружии 1 июля 1997 года и были полностью заменены новыми правилами в июле 1998 года, но четкого перечня случаев, в которых допускался оборот данного оружия, предусмотрено не было.
Криминалистические требования до 2017 года относили к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, только определенные виды сабель, шашек и кинжалов, поэтому отнесение национальных ножей и иного национального холодного оружия к данному виду оружия может быть возможно только с 2017 года.
В РСФСР предусматривались правила оборота национального оружия народов России, которые предусматривали право на его оборот без разрешений органов милиции в соответствующих местностях.
Таким образом, до вступления в силу ФЗ Об оружии правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, отсутствовали, но хранение гражданского и иного холодного оружия, не запрещенного к обороту, допускалось без получения разрешений и не существовало специальных категорий лиц, имеющих право на приобретение казачьего и многих других видов холодного оружия, а охотничье холодное оружие имели право приобретать все граждане, получившие лицензии на приобретение огнестрельного оружия или разрешения на его хранение и ношение.
По законодательству СССР, РСФСР и РФ до 1993 года национальное холодное оружие в определенных местностях могло приобретаться без разрешений.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему от 21 июля 1998 года запрещают применение правил приобретения, хранения и сбыта холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, к указанному оружию, имеющему культурную ценность, и предусматривают специальный порядок ношения оружия, имеющего культурную ценность, копий или реплик оружия, которое только с 2012 года отнесено к другому виду гражданского оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях. Поэтому правила приобретения и хранения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, предусмотренные ФЗ Об оружии, не распространяются на указанные виды оружия, имеющие культурную ценность, с 1998 года.
Вышеизложенное указывает на более свободные правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, до его отнесения к отдельному виду гражданского оружия в ФЗ Об оружии, чем после его включения в перечень видов холодного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, и на более свободные правила оборота указанного холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других видов национального и казачьего холодного оружия, при наличии оснований для отнесения всех видов национального и казачьего холодного оружия к оружию, имеющему культурную ценность, или для исключения из перечня видов оружия всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и холодного оружия, предназначенного для ношения с форменной одеждой или костюмами, принадлежностью которых оно является.
В законодательстве многих зарубежных стран, как правило, предусмотрены обстоятельства, дающие право на приобретение оружия любыми лицами, включая несовершеннолетних (проживание в районах Крайнего Севера, занятие видами стрелкового спорта или охотой, возникновение опасности для жизни, которая может быть устранена применением оружия, согласие родителей на приобретение оружия несовершеннолетним и т.п.). При этом право на приобретение оружия во многих случаях предоставляется лицам, не достигшим возраста 16 лет, а в некоторых странах и штатах США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия и распространено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием (в частности, винтовки Crickett).
В законодательстве Великобритании разрешено приобретение многих видов холодного оружия без лицензии, запрещены только некоторые виды современного холодного оружия (кастеты, сюрикены, трости-шпаги и т.п.) и предусмотрен порядок получения разрешения на гладкоствольное ружье (Shotgun Certificate (SGC)), не содержащий указания на минимальный возраст лица, но запрещающий приобретение патронов к такому оружию лицами, не достигшими возраста 15 лет.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
К оружию, используемому в культурных и образовательных целях в данном Законе отнесены оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и списанное оружие.
К оружию, имеющему культурную ценность, в данном Законе отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда Республики Абхазия в соответствии с Законом Республики Абхазия от 6 мая 2014 года № 3495-c-V «О музеях и музейном деле».
К старинному (антикварному) оружию в данном Законе отнесено огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1917 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
К списанному оружию в данном Законе отнесено огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).
Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке.
Поэтому необходимо как введение четких недискриминационных правил их оборота любыми лицами в федеральное законодательство, так и отмена лицензирования их оборота и всех ограничений на их оборот.
Наиболее правильным решением данной проблемы является отмена лицензирования приобретения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, и других ограничений на его оборот и отнесение всех его видов к оружию, имеющему культурную ценность, при введении права на приобретение такого оружия любыми лицами и решении вопроса о его исключении из перечня видов оружия.
До внесения изменений в ФЗ Об оружии соблюдение конституционных прав владельцев данного холодного оружия может быть обеспечено принятием указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, устанавливающего четкие правила их оборота любыми лицами, имеющими соответствующие лицензии или обязанными сдать данное оружие в уполномоченные органы до получения таких лицензий или реализации оружия.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других основных конституционных принципов, упорядочиванию правил оборота оружия по степени опасности конкретных его видов.

Практический результат

Соблюдение принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других основных конституционных принципов, упорядочивание правил оборота оружия по степени опасности конкретных его видов.

Решение

Необходимо введение четких недискриминационных правил оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, любыми лицами в федеральное законодательство и отмена лицензирования их оборота и всех ограничений на их оборот.
Наиболее правильным решением данной проблемы является отмена лицензирования приобретения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, и других ограничений на его оборот и отнесение всех его видов к оружию, имеющему культурную ценность, при введении права на приобретение такого оружия любыми лицами и решении вопроса о его исключении из перечня видов оружия.
До внесения изменений в ФЗ Об оружии соблюдение конституционных прав владельцев данного холодного оружия может быть обеспечено принятием указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, устанавливающего четкие правила их оборота любыми лицами, имеющими соответствующие лицензии или обязанными сдать данное оружие в уполномоченные органы до получения таких лицензий или реализации оружия.

К началу списка инициатив