Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф86892
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из ч.11 ст.97 УИК РФ права на задержание осужденного к реальному лишению свободы без судебного решения о его задержании на срок более 48 часов, но не более 30 суток, и смягчения правил задержания осужденных

Существует необходимость исключения из ч. 11 ст. 97 УИК РФ права на задержание с санкции прокурора на срок до 30 суток осужденного к лишению свободы, которому было предоставлено право на краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения, уклоняющегося от возвращения в исправительное учреждение, и его замены правом на задержание данного осужденного на срок не более 48 часов без судебного решения с правом на продление срока его задержания до 30 суток только по судебному решению, либо введения других правил задержания осужденных, соответствующих Конституции РФ, учитывая фактическое, но не подтвержденное Конституционным Судом РФ в установленном законом порядке до настоящего времени противоречие правил, разрешающих задержание любого лица на срок более 48 часов без судебного решения, положениям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и наличие в УИК РФ правил, разрешающих задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания любых уголовных наказаний, на срок до 48 часов без судебного решения и продление срока их задержания до 30 суток по судебному решению, которые могут противоречить конституционным принципам высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
Согласно ч. 11 ст. 97 УИК РФ, при уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, устанавливающей право человека на свободу и личную неприкосновенность, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Таким образом, необходимо внесение изменений в ч. 11 ст. 97 УИК РФ, сокращающих максимальный срок задержания без решения суда до срока, не превышающего 48 часов.
В других нормах УИК РФ, регулирующих порядок отбывания лишения свободы и многих других уголовных наказаний, включая наказание в виде штрафа, предусмотрено право на задержание без судебного решения на срок до 48 часов осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказаний, объявленных в розыск по причинам их злостного уклонения от отбывания наказаний, местонахождение которых неизвестно, и на продление им судом срока задержания до 30 суток. При этом в части данных норм до 2003 года содержались противоречившие Конституции РФ положения о праве на задержание указанных осужденных с санкции прокурора на срок до 30 суток, аналогичные положениям ч. 11 ст. 97 УИК РФ, которые были заменены вышеуказанными положениями о задержании без судебного решения на срок до 48 часов и его продлении судом на срок до 30 суток.
Данные положения УИК РФ о задержании осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания многих видов наказаний, распространяются на осужденных к наказаниям в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ и лишения свободы за любые преступления, включая ненасильственные преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на любые сроки от 2 месяцев до 3 лет, и все преступления небольшой тяжести, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в случаях злостного уклонения от отбывания многих наказаний, назначенных осужденным за данные преступления, или от отбывания любых сроков наказания в виде лишения свободы (включая его сроки, меньшие 2 месяцев), которым были заменены менее строгие виды наказаний, от которых осужденные уклонялись.
Положения ч. 11 ст. 97 УИК РФ распространяются на осужденных к лишению свободы за любые преступления, за которые оно предусмотрено нормами Особенной части УК РФ, или если им были заменены менее строгие виды уголовных наказаний, от отбывания которых осужденные уклонялись. Положения данной нормы применяются к осужденным, имеющим право на кратковременные выезды из мест лишения свободы, которым указанное право было предоставлено.
При этом положения ч. 11 ст. 97 УИК РФ запрещают любое задержание осужденного, уклоняющегося от возвращения в места лишения свободы, без санкции прокурора, но другие нормы УИК РФ не содержат запрета на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы или других уголовных наказаний, без санкции прокурора или иного уполномоченного должностного лица, что означает наличие права любых уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел и ряда других органов власти на задержание многих категорий уклоняющихся от отбывания наказаний осужденных на срок до 48 часов, при его отсутствии без санкции прокурора в отношении осужденных к лишению свободы, уклоняющихся от возвращения в места его отбывания после истечения срока временного выезда из них. Это явно нелогично и нарушает принцип равенства перед законом и судом, что требует внесения в УИК РФ изменений, упорядочивающих нормы о наличии права на задержание осужденных.
Положения норм УИК РФ о праве на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания многих уголовных наказаний, и правилах задержания не упорядочены по степени опасности конкретных преступлений и видам наказаний, от которых осужденные уклоняются и которыми могут быть заменены наказания, отбываемые осужденными, поскольку все казанные сроки задержания могут быть применены к осужденным за любые преступления к наказаниям, как связанным, так и не связанными с лишением свободы, замена которых определенными сроками лишения свободы как возможна, так и запрещена положениями УК РФ. В особенности, излишне строгими данные правила являются по отношению к осужденным за преступления, за которые не предусмотрено лишение свободы, учитывая отсутствие права на их задержание и заключение под стражу либо помещение под домашний арест до вступления в силу обвинительного приговора суда с назначением наказания, в том числе в случаях их уклонения от предварительного расследования или от суда (возможны только их привод в соответствующие учреждения или в суд с последующим их освобождением и их задержание как лиц, находящихся в розыске с их передачей уполномоченным лицам, обязанным их освободить, а также их фактическое задержание при совершении ими преступлений сотрудниками Росгвардии (с передачей полиции, но не более, чем на 3 часа) и любыми другими лицами с передачей полиции, после которого лица, задержанные за преступления, за которые не предусмотрено лишение свободы, или за иные преступления, за которые они не могут быть заключены под стражу, подлежат освобождению, если отсутствуют основания для применения к ним иных видов задержания) и осужденных к наказанию в виде штрафа, которым оно не может быть заменено лишением свободы в случае злостного уклонения от его отбывания, а также к осужденным за ненасильственные преступления, не совершающим во время отбывания наказания или уклонения от него насильственных преступлений и, тем более, любых преступлений. При этом сроки задержания осужденных являются более длительными, чем минимальные сроки лишения свободы и все его большие сроки, не превышающие 30 суток для осужденных, которым лишением свободы заменены сроки обязательных или исправительных работ, и максимальные сроки задержания любых подозреваемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, включая подозреваемых, ранее осужденных за другие преступления, поскольку минимальные сроки лишения свободы, которыми могут быть заменены минимальные и ряд более длительных сроков обязательных и исправительных работ, составляют менее 30 суток и могут минимально составлять 15 или 5 дней соответственно, учитывая правила зачета сроков данных наказаний в срок лишения свободы, а срок задержания подозреваемого может быть продлен судом до 72 часов, если его возможно заключить под стражу в соответствии с положениями УПК РФ. При этом заключение под стражу может быть применено судом к подозреваемому в совершении многих видов преступлений в исключительных случаях на срок до 10 дней, который исчисляется с момента задержания, если подозреваемый был задержан.
Таким образом, на сроки до 30 дней в соответствии с положениями УИК РФ может быть задержан любой осужденный, уклоняющийся от отбывания многих видов уголовных наказаний, включая осужденного за преступление, за которое не предусмотрено лишение свободы, несмотря на отсутствие права на его задержание до вступления в силу обвинительного приговора суда с назначением наказания, осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, который не может быть заменен ему лишением свободы, и осужденного, злостно уклоняющегося от наказания за ненасильственное преступление, не повлекшее причинения любого или существенного вреда, не совершающего насильственных преступлений и, тем более, других преступлений. При этом на срок 30 дней может быть задержан и осужденный, злостно уклоняющийся от отбывания срока лишения свободы, меньшего 30 дней, или от отбывания срока обязательных или исправительных работ, который может быть заменен сроком лишения свободы, меньшим 30 дней, а максимальные сроки задержания по решению суда подозреваемых в совершении любых преступлений, за которые предусмотрено лишение свободы, составляют не более 5 дней. При этом заключение под стражу к подозреваемому во многих преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы, может быть применено на срок не более 10 дней.
Данные правила осужденных являются излишне строгими по отношению к осужденным за преступления небольшой тяжести и другие преступления, не представляющие высокой степени общественной опасности, и необоснованно увеличивают расходы бюджетных средств на содержание задержанных лиц, исполнение лишения свободы и других видов наказаний, в особенности, учитывая отсутствие уголовной ответственности за уклонение от отбывания многих видов наказаний, не связанных с лишением свободы, отнесение уклонения от отбывания лишения свободы к преступлениям небольшой тяжести, применение задержания и заключения под стражу за которые допускается только в отношении совершеннолетних лиц в исключительных случаях, отсутствие права на принудительное взыскание штрафа, назначенного за преступление в качестве основного вида наказания, и наличие обязанности освобождения любых задержанных лиц, включая осужденных за различные преступления, срок задержания которых истек и в отношении которых не принято решения о продлении срока задержания или о направлении под конвоем к месту отбывания лишения свободы или другого подобного наказания. При этом любые освобожденные из мест задержания лица не могут быть задержаны, если отсутствуют новые законные основания для их задержания.
Вышеуказанные правила задержания осужденных не могут соответствовать конституционным принципам высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, свободы и личной неприкосновенности, а также другим конституционным принципам правила, допускающие упрощенное и длительное задержание лиц на основании только их правового статуса и неисполнения ими определенных законом обязанностей, а не степени их опасности, тяжести налагаемых на них наказаний, и совершения ими насильственных и других подобных опасных преступлений.
Поэтому необходимо как исключение из ч. 11 ст. 97 УИК РФ права на задержание на срок более 48 часов без судебного решения с санкции прокурора осужденного, уклоняющегося от возвращение исправительное учреждение, в котором он отбывает лишение свободы, так и внесение других изменений сокращающих сроки задержания и отменяющих задержание в неопасных случаях осужденных за наименее опасные преступления или к наименее строгим уголовным наказаниям (штрафам, небольшим срокам обязательных и исправительных работ и т.п.) либо к небольшим срокам лишения свободы, либо к осужденным за ненасильственные преступления, не совершающим насильственных преступлений, а также вводящих ограничение на задержание без судебного решения, при отсутствии санкции прокурора или иного уполномоченного лица, осужденных, не совершивших новых преступлений, отбывающих наказания преступления небольшой тяжести или различные ненасильственные преступления.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии, усилению противодействия коррупции, правильной экономии расходов бюджетных средств и упорядочиванию правовых норм.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, экономия мер уголовной репрессии, усиление противодействия коррупции, правильная экономия расходов бюджетных средств и упорядочивание правовых норм.

Решение

Необходимо исключение из ч. 11 ст. 97 УИК РФ права на задержание с санкции прокурора на срок до 30 суток осужденного к лишению свободы, которому было предоставлено право на краткосрочный выезд за пределы исправительного учреждения, уклоняющегося от возвращения в исправительное учреждение, и его замены правом на задержание данного осужденного на срок не более 48 часов без судебного решения с правом на продление срока его задержания до 30 суток только по судебному решению, либо введение других правил задержания осужденных, соответствующих Конституции РФ.
При внесении данных изменений необходимо как исключение из ч. 11 ст. 97 УИК РФ права на задержание на срок более 48 часов без судебного решения с санкции прокурора осужденного, уклоняющегося от возвращение исправительное учреждение, в котором он отбывает лишение свободы, так и внесение других изменений сокращающих сроки задержания и отменяющих задержание в неопасных случаях осужденных за наименее опасные преступления или к наименее строгим уголовным наказаниям (штрафам, небольшим срокам обязательных и исправительных работ и т.п.) либо к небольшим срокам лишения свободы, либо к осужденным за ненасильственные преступления, не совершающим насильственных преступлений, а также вводящих ограничение на задержание без судебного решения, при отсутствии санкции прокурора или иного уполномоченного лица, осужденных, не совершивших новых преступлений, отбывающих наказания преступления небольшой тяжести или различные ненасильственные преступления.

К началу списка инициатив