Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91722
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения критериев отнесения к метательному оружию его видов, сходных с огнестрельным или пневматическим оружием, и правил их оборота, соответствующих степени опасности конкретных видов метательного, пневматического и огнестрельного оружия

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии критериев отнесения к метательному оружию его видов, сходных с огнестрельным или пневматическим оружием, и введение правил их оборота или четкое отнесение к стрелковому метательному оружию только луков и арбалетов, поскольку критерия отнесения к оружию указанных предметов и правила их оборота в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
В ФЗ Об оружии до настоящего времени не предусмотрены правила оборота видов метательного оружия, не отнесенного к лукам, арбалетам и бросковому метательному оружию, а также правила приобретения и многие другие правила оборота физическими лицами спортивных луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, а в криминалистических требованиях и других законодательных актах, определяющих критерии отнесения предметов к конкретным видам оружия и их оборотоспособности, отсутствуют критерии отнесения к метательному оружию его видов, не являющихся луками и арбалетами.
В действующей редакции ст. 1 ФЗ Об оружии к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства, что отличает его от пневматического, огнестрельного и других видов оружия, но допускает отнесение к метательному оружию пистолетов, револьверов, ружей, винтовок и других подобных предметов, действующих по принципу использования для метания снаряда энергии механического устройства.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ с 30 января 2020 года к метательному оружию отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии, метаемое с использованием мускульной силы человека (метательное бросковое оружие), а также оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядами, метаемыми с использованием механической энергии (метательное стрелковое оружие).
К метательному стрелковому оружию отнесено метательное оружие, представляющее собой механическое устройство, преобразующее энергию деформации упругих элементов в направленное движение (метание) метаемого снаряда для поражения находящейся на расстоянии цели, а к метательному бросковому оружию - метательное оружие, предназначенное для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания с использованием мускульной силы человека (броска).
Введено определение метаемого снаряда, к которому отнесено устройство, состоящее из поражающего, несущего и стабилизирующего элементов, или предмет, обладающий поражающими свойствами, предназначенные для механического поражения находящейся на расстоянии цели в результате метания из метательного стрелкового оружия, т.е. метаемый снаряд не может быть отнесен к холодному, метательному или иному оружию.
Перечень видов охотничьего оружия дополнен охотничьим метательным стрелковым оружием, не имеющим механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющим механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс (далее - охотничье метательное стрелковое оружие).
Охотничье метательное стрелковое оружие приобретается без лицензии, но только гражданами РФ, имеющими охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, и подлежит последующей регистрации в уполномоченном органе. Наличие указанных документов и регистрация такого оружия обязательны и для его хранения, продажи, дарения и наследования.
Таким образом, в ФЗ Об оружии введен новый вид метательного оружия, к которому отнесены только луки и арбалеты, приобретаемые без лицензии, в порядке, установленном для приобретения охотничьего холодного клинкового оружия, пороха и капсюлей, но подлежащие регистрации в уполномоченном органе.
При этом критерии отличия охотничьих луков и арбалетов от спортивных и правила оборота других видов метательного оружия не введены, а виды охотничьего пневматического оружия четко не определены в ФЗ Об оружии и других законодательных актах, поэтому к ним могут быть отнесены любые пневматические пистолеты, револьверы, ружья, винтовки и другие подобные устройства, имеющие дульную энергию не более 25 Дж, что требует введения критериев отличия охотничьих луков и арбалетов от спортивных и включения в перечень видов охотничьего метательного оружия ружей, пистолетов и других подобных видов данного оружия, сходных с пневматическим или огнестрельным оружием, в целях соблюдения конституционных прав человека и гражданина, противодействия коррупции и упорядочивания правовых норм ФЗ Об оружии.
С 2010 года введены правила приобретения всех видов спортивного оружия, за исключением холодного клинкового и метательного оружия, и право на их приобретение спортсменами, имеющими документы, необходимые для приобретения указанного оружия.
Поэтому отсутствие правил приобретения спортивного холодного и метательного оружия нелогично и не соответствует степени их опасности.
Отсутствие правил приобретения большинства видов метательного оружия и введение в ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ с 30 января 2020 года права на приобретение охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов) гражданами РФ, имеющими разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, и обязанности его регистрации в уполномоченном органе после приобретения оставляет нерешенным вопрос о праве на приобретение метательного оружия иностранными гражданами, поскольку перечень видов гражданского оружия, на приобретение которых иностранные граждане могут получить лицензию, действующую не более 10 дней со дня приобретения оружия, т.е. до истечения срока его вывоза из РФ, не предусмотрен в ст. 14 и других нормах ФЗ Об оружии, а разрешение на хранение и ношение оружия может быть выдано только гражданам РФ, учитывая положения ст. 13 ФЗ Об оружии. При этом как наличие, так и отсутствие права на приобретение данного оружия носит дискриминационный характер и нарушает принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), учитывая отсутствие четко указанного в законе права граждан РФ на приобретение спортивного метательного оружия и введение запрета на приобретение охотничьего стрелкового метательного оружия гражданами РФ, не являющимися охотниками, законно владеющими охотничьим огнестрельным или пневматическим оружием, а также степень опасности луков, арбалетов и иного метательного оружия, поскольку наличие указанного права у иностранных граждан означает наличие запрета на приобретение части видов данного оружия именно многими категориями граждан РФ, а отсутствие данного права у иностранных граждан означает установление для них ограничений на приобретение оружия, представляющего меньшую опасность, нежели наиболее опасные виды гражданского оружия, которые они имеют право приобретать, что нелогично и не соответствует степени опасности метательного оружия. Поэтому необходимо введение права любых граждан на приобретение конкретных видов метательного оружия по лицензии или без лицензии.
Учитывая необоснованность наличия в ФЗ Об оружии запрета на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства, следует отменить указанный запрет и ввести право на приобретения ими метательного и иного оружия в порядке, установленном для иностранных граждан или граждан РФ, в зависимости от временного или постоянного проживания в РФ, наличия в прошлом гражданства СССР, РФ или страны СНГ и отнесения конкретного вида оружия к оружию, приобретаемому без лицензии гражданами РФ и иностранными гражданами, либо отменить специальные ограничения на приобретение гражданского оружия иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Метательное оружие, как правило, всегда можно отнести к спортивному оружию, учитывая отсутствие перечня видов спортивного метательного оружия в ФЗ Об оружии.
Оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к отдельному виду гражданского оружия. При этом существуют виды метательного оружия, которые могут иметь отличия от гражданского, боевого и запрещенного к обороту в РФ оружия.
На наличие видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, указано в Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, относящих к коллекционируемому оружию оружие иностранного производства, не являющееся гражданским или служебным, но в Правилах не указан порядок коллекционирование такого оружия и конкретные его виды, при этом наличие лицензии необходимо только на коллекционирование оружия, приобретаемого по лицензии, а лицензии предусмотрены на приобретение и иной лицензируемый оборот только гражданского оружия, поэтому оружие иностранного производства, не являющееся гражданским или служебным, находится в РФ в свободном обороте, если оно не отнесено к боевому или запрещенному в РФ оружию либо международным договором РФ не установлены ограничения на его оборот. Это означает нахождение многих видов такого оружия в свободном обороте на территории РФ.
В Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему указаны и другие виды оружия, разрешенные к приобретению с целью коллекционирования, к которым могут быть отнесены виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, в частности, оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций, и оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ.
Вышеизложенное указывает на необходимость включения в ФЗ Об оружии всех видов оружия и четкого их разделения по степени опасности на виды оружия, разрешенные к свободному обороту и его виды, ограниченные к обороту, приобретаемые без лицензии или по лицензии.
Следует отметить, что хранение и использование вне спортивных объектов спортивного хранение и использование вне спортивных объектов спортивного метательного оружия разрешено в случаях хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира (ст. 6 ФЗ Об оружии). При этом иное метательное оружие и другие виды спортивного оружия не более опасны, чем спортивные луки и арбалеты, а для иммобилизации и инъецирования объектов животного мира, на практике, используются, главным образом, не луки и арбалеты, а различные виды пистолетов и ружей, отнесенных к пневматическому или огнестрельному оружию, либо пистолеты и другие специальные устройства, предназначенные для использования в указанных целях, не отнесенные к оружию, но действующие по принципу метательного или пневматического оружия.
Также следует отметить, что спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом хотя и запрещено хранить вне спортивных объектов, но оно приобретается по лицензиям, выдаваемым на основании удостоверения, подтверждающего спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. При этом выдается разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте без права ношения (ст. 13 ФЗ Об оружии). При наличии правил оборота спортивного огнестрельного и пневматического оружия, представляется непонятным и нелогичным их отсутствие для менее опасных спортивного холодного клинкового и спортивного метательного оружия, тем более, что такие правила явно должны быть либеральнее, чем для спортивного огнестрельного и пневматического оружия, в особенности, учитывая отнесение спортивного холодного клинкового оружия к спортивным снарядам, а не к оружию.
Более непонятно, почему к запрещенным действиям отнесены только хранение и использование такого оружия вне спортивных объектов и никаких запретов и ограничений на его приобретение, ношение, перевозку, передачу и сбыт (кроме торговли) не содержится ни в ФЗ Об оружии, ни в подзаконных актах.
Минимальные экспертные критерии отнесения предметов к метательному оружию (лукам и арбалетам) позволяют не относить к нему луки и арбалеты, способные причинить вред здоровью или смерть человеку, имеющие дульную энергию более 7,5 или 25 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, и не ограничивать их оборот, детали к метательному оружию и метательные снаряды находятся в свободном обороте, а рогатки, духовые трубки и другие подобные предметы, на практике, не относятся к метательному оружию и находятся в свободном обороте. Не отнесены к метательному оружию и отдельно не указаны в ФЗ Об оружии пружинные стреляющие ножи.
Поэтому наличие существенных ограничений на оборот луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, и запрета к обороту большинства видов броскового метательного оружия не влечет как фактического пресечения их незаконного оборота, так и роста числа насильственных преступлений с их использованием, что требует отмены излишних ограничений на оборот метательного оружия.
До настоящего времени определены характеристики только таких видов конструктивно сходных с метательным и пневматическим оружием изделий, как ружья и пистолеты для подводной охоты и маркеры для игры в пейнтбол (ГОСТ Р 51281-99 – «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность» и ГОСТ Р 51890-2002. «Маркеры для игры в пейнтбол. Технические требования, требования безопасности. Методы испытаний»), но характеристики других видов изделий, конструктивно сходных с метательным оружием, представляющих не меньшую степень опасности, нежели различные виды пневматического и метательного оружия, не предусмотрены, что указывает на необходимость законодательного урегулирования вопроса об отнесении предметов, не являющихся ликами, арбалетами или бросковым метательным оружием, действующих по принципу метательного оружия, к метательному оружию или конкретным видам конструктивно сходных с ним изделий.
Виды метательного оружия, сходные по внешнему виду с огнестрельным или пневматическим оружием (пистолеты, ружья и другие подобные устройства, действующие по принципу метательного оружия), не представляют большей опасности, чем пневматическое оружие, приобретаемое без лицензии или по лицензии, и могут также быть использованы для совершения преступлений, как и пневматическое оружие или конструктивно сходные с оружием изделия, имитирующие внешний вид огнестрельного или пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, поскольку совершение преступлений может быть облегчено психологическим воздействием на потерпевшего, полагающего, что оружие преступника может быть огнестрельным или указанным пневматическим оружием. Поэтому установление существенных ограничений на оборот данного метательного оружия или его запрет к обороту не будут способствовать усилению борьбы с вооруженной преступностью, что требует введения правил их оборота, установленных для пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, и минимальных критериев их отнесения к метательному оружию.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение критериев отнесения к метательному оружию его видов, сходных с огнестрельным или пневматическим оружием (механических, гидропневматических и других подобных пистолетов, ружей, винтовок или иных видов предметов, имитирующих огнестрельное оружие, которые могут быть отнесены к метательному оружию или конструктивно сходным с оружием изделиям), и введение правил их оборота, соответствующих степени их опасности.
При внесении данных изменений, учитывая отличие метательного оружия от пневматического только по принципу действия, необходимо увеличение минимальных характеристик видов пневматического оружия, приобретаемых без лицензии или по лицензии (дульная энергия более 3, 7,5 или 25 Дж), до максимальных значений дульной энергии арбалетов с натяжением тетивы более 43 кгс ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна более 50 кгс, и введение равных правил оборота пневматического оружия и данных видов метательного оружия, при котором необходимы повышение максимального значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия до значений дульной энергии охотничьего метательного или огнестрельного оружия или отмена максимального значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия, учитывая наличие значительно больших значений дульной энергии у метательного и огнетрельного охотничьего оружия (до 100 или 3000 или более Дж), а также наличие больших минимальных значений дульной энергии у луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (27 и 43 кгс соответственно), и у пистолетов, ружей и других устройств, отнесенных к огнестрельному оружию калибра более 8 мм, и отсутствие критериев отнесения к метательному или пневматическому оружию ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна более 50 кгс, означающее невозможность их отнесения к оружию.
Возможно и отнесение многих или всех видов метательного оружия, имитирующих огнестрельное или пневматическое оружие, к конструктивно сходным с оружием изделиям, но внесение данных изменений должно сопровождаться отнесением к конструктивно сходным с оружием изделиям видов пневматического оружия, приобретаемого без лицензии и регистрации, или всех видов пневматического оружия, поскольку отнесение предметов, имеющих одинаковую поражающую способность, к оружию или другим предметам на основании только принципа их действия нелогично и не может способствовать ведению контроля за оборотом опасных предметов, а наличие уголовной ответственности за незаконный оборот любого пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, при ее наличии только за незаконные сбыт и изготовление только луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, и метательного броскового оружия, нелогично, противоречит здравому смыслу, и может только усиливать коррупцию и способствовать произвольному признанию различных предметов конкретными видами оружия или предметами, сходными с оружием.
В целях упорядочивания критериев отнесения к оружию различных предметов, необходимо введение общих минимальных характеристик, относящих их к оружию, и отнесение к оружию только предметов, предназначенных для поражения цели, или отнесение к оружию любых предметов, примененных в качестве оружия и причинивших вред здоровью или смерть человеку.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению положений Конституции РФ, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение положений Конституции РФ, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение критериев отнесения к метательному оружию его видов, сходных с огнестрельным или пневматическим оружием (механических, гидропневматических и других подобных пистолетов, ружей, винтовок или иных видов предметов, имитирующих огнестрельное оружие, которые могут быть отнесены к метательному оружию или конструктивно сходным с оружием изделиям), и введение правил их оборота, соответствующих степени их опасности.
При внесении данных изменений, учитывая отличие метательного оружия от пневматического только по принципу действия, необходимо увеличение минимальных характеристик видов пневматического оружия, приобретаемых без лицензии или по лицензии (дульная энергия более 3, 7,5 или 25 Дж), до максимальных значений дульной энергии арбалетов с натяжением тетивы более 43 кгс ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна более 50 кгс, и введение равных правил оборота пневматического оружия и данных видов метательного оружия, при котором необходимы повышение максимального значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия до значений дульной энергии охотничьего метательного или огнестрельного оружия или отмена максимального значения дульной энергии охотничьего пневматического оружия, учитывая наличие значительно больших значений дульной энергии у метательного и огнетрельного охотничьего оружия (до 100 или 3000 или более Дж), а также наличие больших минимальных значений дульной энергии у луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (27 и 43 кгс соответственно), и у пистолетов, ружей и других устройств, отнесенных к огнестрельному оружию калибра более 8 мм, и отсутствие критериев отнесения к метательному или пневматическому оружию ружей для подводной охоты с усилием при заряжании гарпуна более 50 кгс, означающее невозможность их отнесения к оружию.
Возможно и отнесение многих или всех видов метательного оружия, имитирующих огнестрельное или пневматическое оружие, к конструктивно сходным с оружием изделиям, но внесение данных изменений должно сопровождаться отнесением к конструктивно сходным с оружием изделиям видов пневматического оружия, приобретаемого без лицензии и регистрации, или всех видов пневматического оружия, поскольку отнесение предметов, имеющих одинаковую поражающую способность, к оружию или другим предметам на основании только принципа их действия нелогично и не может способствовать ведению контроля за оборотом опасных предметов, а наличие уголовной ответственности за незаконный оборот любого пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, при ее наличии только за незаконные сбыт и изготовление только луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, и метательного броскового оружия, нелогично, противоречит здравому смыслу, и может только усиливать коррупцию и способствовать произвольному признанию различных предметов конкретными видами оружия или предметами, сходными с оружием.
В целях упорядочивания критериев отнесения к оружию различных предметов, необходимо введение общих минимальных характеристик, относящих их к оружию, и отнесение к оружию только предметов, предназначенных для поражения цели, или отнесение к оружию любых предметов, примененных в качестве оружия и причинивших вред здоровью или смерть человеку.

К началу списка инициатив