Служить или не служить в армии? Этим вопросом ежегодно задаются миллионы молодых людей призывного возраста. Как человек, уже отслуживший и знающий об армии не понаслышке, отвечаю: Лучше отслужить, чем "откосить". И тем не менее считаю, что нельзя лишать тех, кто категорически не хочет служить в армии, права не служить. При этом, разумеется, их право не должно быть реализовано за счет тех, кто служить хочет. Но каким образом этого достичь, чтобы, как говорится, "и овцы целы, и волки сыты"? Полагаю, что такой способ все же существует. Но я имею ввиду не "альтернативную службу", в целесообразности существования которой сомневаюсь. Речь идет о другом способе внесения посильного вклада в обороноспособность страны.
На РОИ уже размещена довольно популярная инициатива "Возможность замены службы в ВС РФ единовременной денежной выплатой в казну».
Да, несомненно у данного предложения есть определенные плюсы. Такие как:
1. Отказ от принуждения к службе в армии, что в цивилизованном обществе выглядит как рудимент феодализма.
2. Удар по коррупционной составляющей, сопутствующей всеобщей воинской обязанности.
3. Пополнение бюджета.
4. Данный вариант довольно успешно реализован в некоторых странах (в т.ч. и СНГ).
Однако при всех перечисленных преимуществах у данной инициативы просматривается один существенный недостаток. Данное предложение никак не повышает привлекательность и престижность срочной службы для молодых людей призывного возраста. То есть те, кто хочет служить в армии, будут по-прежнему служить на принципах неблагодарности со стороны государства, который по сей день используется в российской армии по отношению к солдатам-срочникам. Ведь ни для кого не секрет, что зарплата срочников является чисто символической (от 1 до 2 тыс.рублей в зависимости от должности), а по окончании срока службы демобилизованные военнослужащие получают в качестве компенсации не менее смехотворную сумму (примерно 20 тыс.рублей), которая безусловно не компенсирует всех тягот и лишений воинской службы, не говоря уже о потраченном времени. А учитывая тот факт, что в армии служат менее 50% мужского населения страны, данное положение дел нарушает элементарный принцип справедливости, который для российского народа никогда не был пустым звуком.
И если государство на данном этапе не может себе позволить полностью перейти на профессиональное комплектование армии, то соблюсти принцип справедливости ему вполне по силам. Более того, данное решение даже не потребует дополнительных бюджетных затрат.
Практический результат
1. Отказ от принуждения к службе в армии тех, кто служить не хочет. Разве можно заставить человека добросовестно делать то, что он делать не хочет? В лучшем случае это будет имитация постижения воинской науки.
2. Появление реального стимула служить в армии у тех, кто служить хочет (или не против). Всевозможные льготы по поступлению в ВУЗ после службы в армии на практике серьезным стимулом не являются. К тому же не всем эти льготы нужны. А значит те, кто после армии не поступает в ВУЗ - не получают за свою службу ничего, кроме смехотворной компенсации в 20 тыс. рублей, что безусловно не справедливо. Таким образом предложенное решение восстановит принцип справедливости, явно упущенный ранее.
3. Резкое снижение коррупционной составляющей (вплоть до полного ее устранения) при появлении легальной альтернативной возможности внести свой посильный вклад в обороноспособность страны, который сегодня идет в карманы коррумпированных сотрудников военкоматов и медицинских комиссий.
4. Снятие социальной напряженности в обществе, которая сопутствует призывной армии при всеобщей воинской обязанности.
5. Уменьшение имущественного расслоения между гражданами России.