В настоящее время статья 108 Воздушного кодекса РФ требует от авиаперевозчика вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета при отказе пассажира от полета за 24 часа до вылета и ранее.
В результате авиакомпании несут риски, связанные с тем, что они не смогут продать возращенный билет до вылета. Кроме того, авиакомпании несут дополнительные затраты на обработку возвратов. Все эти риски и затраты закладываются авиакомпанией в стоимость билета, то есть оплачиваются за счет пассажиров.
Кроме того, требование об обязательном возврате стоимости авиабилета препятствует развитию бюджетных (лоу-кост) перевозок, так как в классической лоу-кост модели низкая стоимость авиабилетов основывается, в том числе, на запрете возврата билетов и в оплате дополнительных услуг (перевозка багажа, питание) отдельно от стоимости билета, по желанию пассажира.
Предлагается изложить статью 108 Воздушного кодекса РФ в следующей редакции:
Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира
Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика до отправки воздушного судна. При этом пассажир имеет право получить денежную компенсацию в размере, установленном перевозчиком в правилах применения тарифа, по которому была оформлена перевозка.
Практический результат
1. Уменьшение стоимости пассажирских авиаперевозок (до 50%) за счет невозвратных билетов.
2. Увеличение транспортной доступности удаленных регионов для граждан России.
3. Увеличение конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок.
4. Создание условий для появления бюджетных (лоу-кост) авиакомпаний.