Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф100023
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии перечня видов форм собственности на оружие и права собственности нескольких лиц на многие или все виды оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии перечня видов форм собственности на виды оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, иные виды оружия, приобретаемые по разрешительным документам, и на виды оружия, приобретаемые без разрешительных документов, четкого указания на возможность нахождения в собственности нескольких лиц (совместной собственности) видов оружия, не подлежащих регистрации в Росгвардии, и правил, разрешающих нахождение в собственности нескольких лиц многих или всех видов оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, а также права на свободное хранение любыми лицами холодного оружия, всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, и иного оружия, не имеющего большой поражающей способности, или сходного по конструкции и (или) поражающей способности с распространенными в быту предметами.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие перечня видов форм собственности на виды оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, иные виды оружия, приобретаемые по разрешительным документам, и на виды оружия, приобретаемые без разрешительных документов, четкого указания на возможность нахождения в собственности нескольких лиц (совместной собственности) видов оружия, не подлежащих регистрации в Росгвардии, и правил, разрешающих нахождение в собственности нескольких лиц многих или всех видов оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, а также права на свободное хранение любыми лицами холодного оружия, всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, и иного оружия, не имеющего большой поражающей способности, или сходного по конструкции и (или) поражающей способности с распространенными в быту предметами.
Согласно ст. 20 ФЗ Об оружии, граждане РФ имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия.
Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством РФ, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
О продаже или дарении списанного оружия лицо, его продавшее или подарившее, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту учета данного оружия. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Сделка по продаже и дарению списанного оружия должна совершаться в простой письменной форме.
В ст. 22 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на хранение гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, или оружия, права на приобретение которого они не имеют.
С 25.08.2022г. в ст. 25 ФЗ Об оружии введен запрет на коллекционирование оружия гражданами РФ, права на приобретение которого они не имеют. При этом отсутствуют четкие критерии отличия коллекционирования оружия от его хранения, т.к. Правила оборота гражданского и служебного оружия определяют, что коллекцией является количество оружия, превышающее количество, установленное ст. 13 ФЗ Об оружии (2 или 5 единиц гражданского оружия, приобретаемого по лицензии и подлежащего регистрации в уполномоченных органах, либо подлежащего ей, но приобретаемого по разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия), но, по заявлению гражданина, коллекцией может быть признано и меньшее количество оружия, при наличии в ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на коллекционирование для приобретения в любом количестве старинного (антикварного) оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также получения именно охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на его хранение и ношение для приобретения в любом количестве охотничьего холодного клинкового оружия.
Таким образом, ФЗ Об оружии определено, что виды гражданского оружия, подлежащего регистрации в Росгвардии, могут находиться именно в личной собственности граждан. При этом в ФЗ Об оружии отсутствуют четкие указания на нахождение в личной собственности указанных или иных видов оружия и правил, четко определяющих виды оружия, находящиеся в частной собственности физических или юридических лиц, государственной или иной собственности различных видов оружия и других подобных предметов либо запрет на нахождение в частной собственности части (служебного, боевого и т.п.) или всех видов оружия, а также правила продажи, дарения и наследования видов оружия, не подлежащих регистрации в Росгрвардии, и правила иного сбыта любых видов оружия (мены, передачи в уплату долга и т.п.).
Из положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 и 2 ст. 129 и других норм ГК РФ, положений ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ, следует, что оружие, подлежащее регистрации в Росгвардии, приобретаемое по лицензиям или иным разрешительным документам, может находиться в собственности только гражданина, на которого оно зарегистрировано, и граждан, которым оно отчуждено или передано по наследству, обязанных получить разрешительные документы на его приобретение и зарегистрировать его в Росгвардии, либо совершить его отчуждение в порядке, установленном ФЗ Об оружии и ГК РФ.
Оружие, подлежащее регистрации в Росгвардии, приобретаемое без разрешительных документов может быть передано в собственность любому лицу, имеющему право на его приобретение, обязанному его зарегистрировать в Росгвардии после приобретения на него права собственности. При этом к данному оружию отнесено только списанное оружие, которое не является оружием, согласно положениям Криминалистических требований и экспертных критериев огнестрельного оружия, учитывая отсутствие критериев его отнесения к иному оружию и его сходства по всем техническим характеристикам с предметами, не отнесенными к оружию. Поэтому его незаконный оборот и нарушение правил его оборота не влекут ответственности, предусмотренной именно в отношении незаконных действий с оружием, и оно находится в свободном обороте как конструктивно сходное с оружием изделие.
Оружие, не подлежащее регистрации в Росгвардии, приобретаемое по лицензиям или иным разрешительным документам, может находиться в собственности гражданина, который его приобрел по данным документам, и может быть передано в собственность любому гражданину, имеющему право на его приобретение, т.е. получившему указанные документы. При этом отсутствует четкий порядок приобретения и сбыта указанного оружия гражданами с установлением обязанности наличия и предъявления указанных документов его владельцем и лицом, его приобретающим, а также фиксирования сведений о сделке с таким оружием. Поэтому оно может быть отчуждено любому лицу, включая гражданина, получившего указанные документы после приобретения оружия, или не получившего их, т.к. обязанность сообщения о его отчуждении законодательством не предусмотрено, а для законности его оборота достаточно наличия указанных документов.
Оружие, не подлежащее регистрации в Росгвардии, приобретаемое по без разрешительных документов, может находиться в собственности гражданина, который имеет право на его приобретение, и может быть передано в собственность любому гражданину, имеющему право на его приобретение, согласно положениям ФЗ Об оружии. При этом отсутствует четкий порядок приобретения и сбыта указанного оружия гражданами с установлением обязанности наличия и предъявления паспортов или иных документов его владельцем и лицом, его приобретающим, а также фиксирования сведений о сделке с таким оружием. Поэтому оно может быть отчуждено любому лицу, включая гражданина, получившего право на приобретение данного оружия после приобретения оружия, или не получившего его, т.к. обязанности сообщения о его отчуждении законодательством не предусмотрено.
Оружие, правила приобретения которого отсутствуют, может быть свободно приобретено любым гражданином РФ и приобретено по лицензии иностранным гражданином. При этом иностранным гражданам запрещено продавать гражданское оружие, а лица без гражданства не имеют права на его приобретение или сбыт.
Оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть свободно приобретено или отчуждено любым лицом, а правила его оборота определяются только Конституцией РФ, гражданским законодательством и специальным законодательством о противодействии терроризму либо о военном или чрезвычайном положении, т.е. оно находится в свободном обороте также, как и иное имущество, за исключением его ношения на массовых мероприятиях, предусмотренных ст. 31 Конституции РФ, и введения ограничений на оборот любого оружия во время действия режимов проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения.
При этом вышеуказанные правила оборота оружия не применяются, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем ФЗ Об оружии и иным федеральных законодательством РФ. В указанных случаях применяются только правила, предусмотренные международным договором РФ и Конституцией РФ, но по многим вопросам оборота оружия указанные правила отсутствуют.
Таким образом, законодательно ограниченным является только право собственности на оружие, подлежащее регистрации в Росгвардии, приобретаемое по лицензиям или иным разрешительным документам, а остальные виды оружия, не запрещенного к обороту гражданами РФ, могут находиться в собственности нескольких лиц и в любой форме собственности (личной, частной, государственной и в иных формах собственности) субъектов гражданских правоотношений, имеющих законное право на их приобретение как видов оружия или любых указанных субъектов, в зависимости от оборотоспособности конкретных видов оружия.
При этом о правах владельцев многих видов оружия на его нахождение в собственности нескольких лиц или в любой форме собственности четко не указано в ФЗ Об оружии, а на оборот видов оружия, подлежащих регистрации в Росгвардии, приобретаемых по разрешительным документам, наложены излишне строгие ограничения, в особенности, учитывая нахождение многих из них в свободном или менее ограниченном обороте до 1927, 1938, 1975 и 1994 годов и отнесение к ним ряда видов холодного, метательного и газового оружия, а также пневматического оружия с дульной энергией от 3 или 7,5 до 25 Дж, огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, при любых значениях дульной энергии, включая ее значения, не превышающие 7,5, 3, 0,5 или 0,08 Дж, и других подобных видов оружия, не представляющих не имеющих большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы и виды оружия, не подлежащие регистрации. Это может создавать трудности при обороте различных видов оружия и конфликтные ситуации между владельцами оружия, должностными лицами, контролирующими оборот оружия, сотрудниками юридических лиц, имеющих право на торговлю гражданским оружием и (или) другими субъектами правоотношений.
Поэтому необходимо введение в ФЗ Об оружии четких перечня форм собственности на различные виды оружия, права на нахождение в собственности нескольких лиц его видов, не регистрируемых в Росгвардии, с обязанностью получения разрешительных документов на их приобретение, и части видов оружия, подлежащих указанной регистрации либо всех видов оружия, а также четких правил оборота оружия, имеющего культурную ценность, и иного оружия, не подлежащего регистрации, исключающих возможные противоречия положений ФЗ Об оружии Конституции РФ и иному законодательству, а также произвольность оценки оборота оружия как незаконного.
Оружие, имеющее культурную ценность, приобретается гражданами РФ без лицензии, если оно не отнесено к старинному (антикварному) или холодному оружию, но иное указанное оружие приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, а для лиц, не являющихся гражданами РФ установлены ограничения и запреты на его приобретение (иностранным гражданам необходимо получение лицензии на приобретение гражданского оружия и обеспечение его вывоза из РФ не позднее 10 дней со дня приобретения, а лица без гражданства не имеют права на приобретение гражданского оружия). При этом оружие, имеющее культурную ценность, запрещено использовать в качестве оружия и отсутствует право на приобретение к нему пороха, капсюлей и патронов. Запрещено и проведение его криминалистических экспертиз, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии.
Поэтому имеются основания для отмены ограничений на его оборот как вида оружия и его исключения из перечня видов оружия, а правила, запрещающие использовать оружие по назначению и приобретать патроны к нему, возможно распространить на современное оружие, оставленное на память или хранимое временно до решения вопросов о его реализации или совершения иных законных действий с ним.
Необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
В законодательстве об обороте оружия различных стран мира предусмотрены право собственности на оружие в любой форме и право на сдачу в аренду многих или всех видов оружия, а в Законе Об оружии Белоруссии предусмотрено правило об отсутствии права собственности граждан на служебное и боевое оружие, за исключением наградного, а также об изъятии у граждан на возмездной основе боевого и служебного оружия, находящегося в их фактическом владении, или оставшегося после смерти владельца, либо указанного наградного оружия, право на владение которым гражданин не имеет, либо владелец которого признан умершим.
В законопроектах об обороте взрывчатых веществ и взрывных устройств были предусмотрены конкретные виды форм собственности юридических лиц на них и право на их оборот именно государственными органами и юридическими лицами, но указанные законопроекты были отменены.
Поэтому четкие перечни форм собственности на оружие и видов оружия, которые могут принадлежать физическим лицам, предусмотрены законодательством различных стран мира.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии перечня видов форм собственности на виды оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, иные виды оружия, приобретаемые по разрешительным документам, и на виды оружия, приобретаемые без разрешительных документов, четкого указания на возможность нахождения в собственности нескольких лиц (совместной собственности) видов оружия, не подлежащих регистрации в Росгвардии, и правил, разрешающих нахождение в собственности нескольких лиц многих или всех видов оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, а также права на свободное хранение любыми лицами холодного оружия, всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, и иного оружия, не имеющего большой поражающей способности, или сходного по конструкции и (или) поражающей способности с распространенными в быту предметами.
При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо исключение административной и уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него утраты иных оснований на владение им, связанных с истечением срока действия документа или выходом из членства в охотничьей или ином определенной законом организации, либо оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).
Учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, основные конституционные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, и отсутствие официального опубликования многих ведомственных актов об обороте оружия органов власти СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, необходимо опубликование полных текстов всех актов СССР, РСФСР и РФ об обороте оружия, предметов, которые не были отнесены к оружию в РФ до 1994 или 1997 года, и иных предметов, учитывая значимость указанных актов для соблюдения принципов обратной силы закона, презумпции невиновности и других конституционных принципов, а также наличие запрета на применение во всех случаях всех секретных актов и их отдельных положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). При опубликовании данных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, необходимо опубликование всех норм, улучшавших положение владельцев оружия (иных предметов) и иных участников его оборота в сравнении нормами ФЗ Об оружии и иного действующего законодательства РФ об обороте оружия и других предметов, и опубликование или указание на невозможность опубликования и применения во всех случаях оборота предметов во время их действия всех актов или их норм, ухудшавших положение участников оборота оружия и иных предметов, которые могут или не могут быть опубликованы, учитывая положения Конституции РФ и законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайне.
Опубликование данных актов позволит более четко определять изначальную оборотоспособность различных предметов, находившихся в обороте в СССР, РСФСР или РФ, законность привлечения к уголовной или административной ответственности за незаконные действия с ними в СССР, РСФСР и РФ до 1993 года, а также будет способствовать совершенствованию законодательства РФ об обороте оружия и других предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства, действующего в РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии перечня видов форм собственности на виды оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, иные виды оружия, приобретаемые по разрешительным документам, и на виды оружия, приобретаемые без разрешительных документов, четкого указания на возможность нахождения в собственности нескольких лиц (совместной собственности) видов оружия, не подлежащих регистрации в Росгвардии, и правил, разрешающих нахождение в собственности нескольких лиц многих или всех видов оружия, подлежащие регистрации в Росгвардии, а также права на свободное хранение любыми лицами холодного оружия, всех видов оружия, приобретаемых без лицензии и не подлежащих регистрации в органах Росгвардии, и иного оружия, не имеющего большой поражающей способности, или сходного по конструкции и (или) поражающей способности с распространенными в быту предметами.
При этом необходимы отмена ограничений на хранение оружия, имеющего культурную ценность, и иных видов оружия, не подлежащих регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), приобретаемых по разрешительным документам на какое-либо оружие, а также всех видов холодного и метательного броскового оружия, сигнального оружия и иного оружия, которое может иметь бытовое назначение или не имеет большей поражающей способности, чем распространенные в быту предметы, либо не предназначено для причинения смерти человеку, либо не имеет большой поражающей способности, и четкое разграничения видов оружия, регистрируемых в уполномоченных органах, и иных видов оружия, включая виды оружия, приобретаемые без лицензии, по их степени опасности и поражающей способности.
Необходимо исключение административной и уголовной ответственности лиц, хранящих оружие при истечении срока действия разрешения на него утраты иных оснований на владение им, связанных с истечением срока действия документа или выходом из членства в охотничьей или ином определенной законом организации, либо оружия, принадлежавшего умершему лицу, не совершающих умышленных и неоднократных нарушений правил его оборота, или деяния которых не представляют опасности, либо предоставляющих оружие органам власти или организациям, имеющим право на торговлю им.
При этом необходимо решение вопроса о введении права владельца, зарегистрированного или приобретенного по разрешительным документам иного оружия, на передачу оружия лицам, которым он доверяет, и права на владение указанным оружием несколькими лицами (права на нахождение оружия в совместной собственности).

К началу списка инициатив