Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
66Ф100402
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять меры для обеспечения эффективного развития лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения

Одной из важнейших и хронически нерешаемых лесных проблем России является отсутствие ясного правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения. Они составляют одну десятую часть российских лесов, причем самую близкую к людям, самую важную для поддержания благоприятной для человека окружающей среды и самую перспективную для интенсивного лесоводства, в том числе:
- примерно 40 миллионов гектаров бывших колхозных и совхозных лесов, чаще всего имеющих спорный (неопределенный, двойной) статус;
- по меньшей мере 60 миллионов гектаров лесов, образовавшихся или образующихся на заброшенных сельхозземлях, не имеющих вообще никакого статуса.
Общая площадь выбывших из использования за последние тридцать пять лет земель сельхозназначения в районах, пригодных для лесоводства, составляет около 76 миллионов гектаров. Согласно постановлению Правительства от 14 мая 2021 г. № 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации", в ближайшие одиннадцать лет планируется вернуть в сельскохозяйственный оборот 13,2 миллиона гектаров таких земель. Остальные заброшенные земли в обозримом будущем точно не вернутся в сельскохозяйственный оборот по вполне объективным причинам: современное сельское хозяйство способно обеспечить продовольствием как внутренний российский рынок, так и возможности экспорта, за счет эффективного использования оставшихся в обороте земель. Более того, в силу неизбежных социальноэкономических тенденций в ближайшие десятилетия процесс забрасывания худших для сельского хозяйства земель (неудобных для работы высокопроизводительной техники, слишком бедных или расположенных в районах со слишком неблагоприятным климатом, в первую очередь в Нечерноземье) неизбежно продолжится.
Несмотря на то, что эти заброшенные земли уже не будут использоваться для сельского хозяйства, они могут внести большой вклад в социально-экономическое развитие сельских территорий за счет развития лесоводства. Лесоводство гораздо менее чувствительно к климату, плодородию почв, и требует в несколько раз меньшего количества рабочих рук, чем большинство других отраслей растениеводства. Даже худшие по меркам сельского хозяйства земли, которые в первую очередь и оказались заброшенными, подходят для интенсивного лесоводства. Поскольку исторически для сельского хозяйства расчищались относительно лучшие лесные земли, продуктивность лесов на заброшенных сельхозземлях существенно выше, чем в среднем по землям лесного фонда. Оценочно, на эти леса приходится 25-30% от потенциального прироста древесины во всех российских лесах, пригодных для интенсивного лесного хозяйства. Кроме того, эти леса в среднем более доступны, более пригодны для механизированного лесного хозяйства, и находятся в районах, лучше обеспеченных трудовыми ресурсами. В случае эффективного использования заброшенных сельскохозяйственных земель для лесного хозяйства, в долгосрочной перспективе они могут обеспечить ежегодное выращивание до 300 миллионов кубометров древесины и создание до ста тысяч новых рабочих мест в сельских районах Российской Федерации. Это, в свою очередь, позволит в значительной степени снять нагрузку с сохранившихся диких лесов и других лесов высокой биологической и социальной ценности, а также существенно увеличить способность российских лесов к поглощению углекислого газа.
В настоящее время этот огромный ресурс для сельского развития и для увеличения поглощающей способности российских лесов не только не используется, но и бессмысленно уничтожается. Само наличие леса на земле сельскохозяйственного назначения, а также наличие некоторых обычных для леса растений, которые на сельскохозяйственных угодьях считаются сорными, рассматривается как признак неиспользования земли по целевому назначению (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482) или даже порчи ее. За это действующим законодательством (в частности, статьями 8.7 и 8.8 КоАП РФ) предусматриваются крупные штрафы - до 50 тысяч рублей с физического лица и до 700 тысяч рублей с юридического, а впоследствии и изъятие земли (в соответствии со статьей 6 федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). За последнее десятилетие различным видам наказаний за существование леса или лесных растений, отнесенных к числу сорных, на землях сельхозназначения были подвергнуты десятки тысяч собственников и пользователей земельных участков. Для того, чтобы избежать наказаний и последующего изъятия земли, многие собственники и пользователи предпочитают просто уничтожать молодые леса, чаще всего самым простым и дешевым способом - путем сжигания молодой древесной поросли вместе с сухой травой и бурьяном. Это не только убивает важный для сельского развития ресурс (лес), но и служит причиной многих ландшафтных пожаров, в том числе катастрофических.
Попытки решения проблемы лесов на сельхозземлях имеют давнюю историю. 1 сентября 2013 года Правительству было дано поручение Президента обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. В декабре 2018 года в Лесной кодекс РФ была внесена новая статья 123 - "Леса на землях сельскохозяйственного назначения". 29 января 2020 года Правительству было дано следующее поручение Президента по этой теме - принять меры, направленные на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 были утверждены "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", позволяющие использовать сельскохозяйственные земли для лесоводства в уведомительном порядке. Несмотря на это, в действующем законодательстве остались практически непреодолимые препятствия для развития лесоводства, а Минприроды России уже подготовило проект поправок к постановлению Правительства от 21 сентября 2020 года № 1509, подразумевающий практически полный запрет на выращивание леса на землях сельскохозяйственного назначения (regulation.gov.ru/projects#npa=113069).
В результате проблема по-прежнему остается нерешенной, президентские поручения 2013 и 2020 годов по лесам на сельхозземлях остаются фактически невыполненными, постановление Правительства от 21 сентября 2020 года № 1509 фактически не работает, а леса на землях сельхозназначения служат не ресурсом для развития сельских территорий истраны в целом, а лишь источником угроз для сельских районов и проблем для собственников земли.
Дополнительной большой проблемой является отсутствие ясного правового статуса у бывших колхозных и совхозных лесов, основная часть которых имеет спорный (двойной) статус: согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств и государственному лесному реестру, они включены в состав лесничеств на землях лесного фонда, а согласно единому государственному реестру недвижимости и (или) иным правоустанавливающим документам - могут относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Это создает основу для многочисленных мошеннических схем заготовки древесины под видом расчистки сельскохозяйственных угодий, процветающих в различных регионах, вплоть до самых густонаселенных районов Средней полосы, в том числе Подмосковья. Такие рубки, не ограниченные никакими законами и правилами, и не подразумевающие никакого последующего воспроизводства лесов, существенно нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и приводят к многочисленным социальным конфликтам.

Практический результат

Реальное развитие в России новой отрасли экономики - лесоводства, открывающей для собственников возможности для более эффективного использования земель, выбывших из сельхозоборота, в т.ч. в силу объективных социально-экономических причин (в частности, интенсификации сельского хозяйства, позволяющей выращивать необходимые для обеспечения продовольственной безопасности объемы сельхозпродукции на меньшей площади).

Решение

1) Правительству РФ: Внести в Земельный кодекс РФ изменения, допускающие существование лесов на землях сельскохозяйственного назначения и использование этих земель для лесоводства (по аналогии с уже существующим видом использования сельхозземель для “рыбоводства”):
- часть 2 статьи 77 после слов "мелиоративными защитными лесными насаждениями," дополнить словом "лесами,";
- часть 1 статьи 78 после слов "создания мелиоративных защитных лесных насаждений," дополнить словом "лесоводства,";
- часть 4 статьи 78 после слов "не связанных с ведением сельского хозяйства" дополнить словами "и лесоводства".
2) Росреестру РФ: внести в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков изменения, допускающие использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства:
- добавить строку “Лесоводство” к виду разрешенного использования “Сельскохозяйственное использование”.

К началу списка инициатив