Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф100567
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены в ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии или исключения холодного и метательного оружия из перечня видов оружия и отмены ограничений на их оборот

Необходима отмена в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии или исключение холодного и метательного оружия из перечня видов оружия и отмена ограничений на их оборот, учитывая наличие в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии, и равную опасность данных видов оружия и бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и (или) экспертными критериями.
Согласно ст. 8 ФЗ Об оружии:
«Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее - Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории РФ.
Кадастр издается на основании перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра, утверждаемого ежеквартально Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. В Кадастр не включаются сведения о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах гражданского оружия, ввозимых в РФ, производимых на территории РФ или вывозимых из РФ».
Таким образом, в Кадастр не включаются сведения именно о холодном клинковом и метательном оружии, а также о единичных экземплярах любого гражданского оружия, ввозимых в РФ, производимых на территории РФ или вывозимых из РФ, при наличии строгих ограничений на оборот данных видов гражданского оружия, сложности их отграничения от видов оружия, не отнесенных к гражданскому оружию, или не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо от предметов, не отнесенных к оружию, а также при равной опасности данных видов оружия и бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и (или) экспертными критериями.
Минимальные критерии поражающей способности оружия, установленные в отношении холодного и метательного оружия (предусмотрен большой перечень критериев холодного и метательного броскового оружия, включающий минимальные и максимальные размеры предметов и их частей, вес предметов, прочность клинков и рукоятей, твердость клинков не менее 25 HRC, прочность конструкции, исключающая люфт клинка после нанесения 20 ударов в сосновую доску или 2 - 5 ударов клинком плашмя по бревну, и целый ряд других критериев, несоответствие одному из которых исключает отнесение предмета к холодному или метательному бросковому оружию. Для метательного стрелкового оружия предусмотрены только минимальные критерии натяжения тетивы луков и арбалетов, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно), являются разрозненными, не отграничивающими оружие от других предметов по поражающей способности, т.к. они определяют различные критерии поражающей способности предметов как видов оружия, не соответствующие фактической поражающей способности и критериям опасности для жизни или здоровья конкретных предметов (причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку могут и предметы, не соответствующие критериям холодного или метательного оружия, холодное и метательное бросковое оружие не имеют большей поражающей способности, чем бытовые предметы, их источник энергии находится вне самого оружия, а многие предметы не отнесены к холодному и метательному бросковому оружию по своему назначению (бытовые ножи, топоры, мачете и т.п.).
Луки и арбалеты уступают в размерах и эффективности использования многим видам современного стрелкового оружия и предметам, сходным с ними, а многие другие механические метательные устройства (рогатки, катапульты, пращи, духовые трубки, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, пружинные ружья и т.п.) не отнесены к метательному оружию, независимо от значений усилия натяжения тетивы или сжатия пружины либо от иных характеристик.
При этом ряд предметов, соответствующих по натяжению тетивы (усилию при заряжании снаряда) и многим другим признакам метательному или холодному оружию (механические, пневматические и гидропневматические ружья для подводной охоты, имеющие допустимое усилие при заряжании гарпуна до 50 кгс, но не отнесенные к оружию и при большем усилии при заряжании, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, духовые трубки, спортивные метательные ножи, не отнесенные к метательному бросковому оружию, мачете, кукри, финские ножи и др.), не отнесены к оружию и находятся в свободном обороте.
Таким образом, различные виды холодного и метательного оружия не всегда отличаются от предметов, сходных с ними по поражающей способности и многим другим признакам. При этом к пневматическому оружию может быть отнесен гораздо более широкий перечень предметов, чем к метательному оружию и огнестрельному оружию распространенных или крупных калибров, к огнестрельному оружию малых и сверхмалых калибров может быть отнесен наибольший перечень предметов, включающий даже оружие, равное по значениям дульной энергии конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям (дульная энергия от 0,5 до 3 Дж) или дульной энергии предметов, не отнесенных к пневматическому оружию (дульная энергия до 0,5 Дж), включая игрушечное оружие (дульная энергия до 0,5 или 0,08 Дж), а пружинные ружья, катапульты и другие подобные устройства, предметы, не являющиеся оружием по своему целевому назначению, а также предметы, не соответствующие любому из критериев холодного оружия, не отнесены к оружию, находятся в свободном обороте, а их реклама разрешена без ограничений.
Виды оружия, не предусмотренные законом Об оружии, были существенно ограничены в обороте Законом РФ Об оружии 1993г. (разрешалось только их использование в целях коллекционирования или имитации их применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ), но все ограничения на их оборот были отменены ФЗ Об оружии 1996г. и Правилами оборота гражданского и служебного оружия 1998г. При этом перечень видов оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, был расширен ФЗ Об оружии и расширялся в 2012 и 2017 годах.
В частности, в ФЗ Об оружии было включено в качестве гражданского оружия холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, а с 2012 и 2017 годов были включены в качестве гражданского оружия оружие, имеющее культурную ценность, и списанное оружие (фактически являющееся конструктивно сходным с оружием изделием), а также были включены в качестве боевого оружия кортики, состоящие на вооружении в РФ (отнесенные в ст. 19 ФЗ Об оружии к боевому холодному оружию в нарушение положений ст. 5 ФЗ Об оружии).
Виды оружия, имеющего культурную ценность, не были предусмотрены Законом РФ Об оружии и ФЗ Об оружии 1996г. до 2012 года.
С 1 января 2018 года все запрещенное к обороту холодное оружие, имеющее культурную ценность, и любое оружие, имеющее ее, не соответствующее Криминалистическим требованиям, отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и разрешены к обороту в качестве гражданского оружия.
Кортики, состоящие на вооружении в РФ, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, не были предусмотрены Законом Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. до 2017 года, а их отнесение к боевому оружию противоречит положениям ст. 5 ФЗ Об оружии. При этом они не отнесены к гражданскому оружию, поэтому их реклама была и остается запрещенной.
Правила оборота гражданского холодного оружия являются нелогичными и излишне строгими, т.к. для приобретения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, необходимо получение лицензии на его приобретение, по которой возможно приобретение как данного оружия, так и сигнального оружия, а также газовых пистолетов и револьверов, для его приобретения и хранения в количестве не более 5 единиц, а для его приобретения в большем количестве необходимо получение второй лицензии – лицензии на коллекционирование оружия. После приобретения оно подлежит регистрации в уполномоченном органе (Росгвардии).
Для приобретения охотничьего холодного клинкового оружия необходимо получение трех специальных документов – охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на хранение и ношение указанного охотничьего стрелкового оружия. Поэтому для приобретения такого холодного оружия необходимо приобретение в целях охоты огнестрельного или пневматического оружия и поучение разрешения на его хранение и ношение, выдаваемого при регистрации данного стрелкового оружия. При этом охотничье холодное клинковое оружие не подлежит регистрации в уполномоченном органе и приобретается без количественных ограничений. Лицензия на коллекционирование и другие виды лицензий на приобретение оружия не являются обязательными документами для приобретения данного холодного оружия, но и не дают права на его приобретение.
Спортивное холодное клинковое оружие приобретается без лицензии, а многие правила его оборота отсутствуют, но его хранение и использование вне стрелковых объектов запрещены. При этом оно не отнесено к оружию п. 5.1 ГОСТа Р 51215-98 «Оружие холодное. Определения и термины» и в ст. 1 ФЗ Об оружии, исключающей отнесение к оружию спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, а Криминалистические требования с 2022 года введены только в отношении ножей как спортивного оружия и соответствуют требованиям к охотничьим ножам общего назначения, отнесенным к холодному оружию. Поэтому правовой статус спортивного холодного оружия четко не определен и необходимо введение правил его приобретения и иного оборота с отменой запрета на его хранение вне спортивных объектов, а наиболее логичным решением является его окончательное исключение из перечня видов оружия.
Для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, с 2018 года необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия, но регистрации в уполномоченном органе оно не подлежит. С 2012 по 2017 год право на приобретение без лицензии его видов, изготовленных до конца 1945 года, имели любые совершеннолетние граждане РФ, а правила приобретения других его видов отсутствовали, поэтому их могли свободно приобретать любые граждане РФ. До 2012 года правила оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали, поэтому его могли свободно приобретать любые лица.
При этом повреждение предметов, имеющих культурную ценность, включая оружие, является преступлением с 1994 года (ст. 230 УК РСФСР 1960г. и ст. 243 УК РФ), а с 2018 года установлен запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность для поражения цели, подачи сигналов или иными способами, которые могут повлечь его повреждение, не связанными с его хранением, коллекционированием или экспонированием. Поэтому холодное и иное оружие, имеющее культурную ценность, фактически не отнесено к оружию и находится в свободном обороте, т.к. использовать его в качестве оружия запрещено, а проведение его криминалистических экспертиз является юридически невозможным. Это требует исключения оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия и отмены ограничений на его оборот как оружия.
Хранение холодного и иного оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, любыми лицами не было ограничено до 2020 и 2022 годов, но с 30 января 2020 года запрещено хранение гражданского оружия гражданами, собственниками которого они не являются и право на приобретение которого не имеют, если оно было ими найдено или передано им, а с 25 августа 2022 года право на коллекционирование гражданского оружия имеют только граждане РФ, имеющие право на его приобретение. Поэтому хранение данного оружия запрещено, если отсутствуют право собственности на него и право на его приобретение, либо если оно является объектом коллекционирования, т.е. запрещено его хранение без права на его приобретение во многих случаях, т.к. критерии четкие критерии разграничения приобретения и хранения любого оружия без цели коллекционирования и с данной целью ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ не содержат. Это требует введения четких правил хранения всех видов оружия с целью коллекционирования и без указанной цели и права на свободное хранение любыми лицами всех видов холодного оружия и любого оружия, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе.
На хранение наградного холодного и иного оружия необходимо получения наградного разрешения награжденным оружием гражданином, не имеющим противопоказаний к владению оружием, которое выдается уполномоченными органами (Росгвардией) после регистрации оружия на основании наградных документов и документов, подтверждающих отсутствие ограничений на владение оружием, подлежащим регистрации в уполномоченном органе. При этом сбыт и иной оборот наследниками награжденного или другими лицами всех видов наградного холодного и метательного броскового оружия, а также любого наградного гражданского оружия и видов данного боевого оружия, не отнесенного к короткоствольному ручному стрелковому, отдельно не запрещен и не ограничен, поэтому все ограничения на его оборот зависят от установления ограничений на оборот гражданского, боевого или иного оружия, а также от отнесения к оружию конкретного предмета в будущем.
Вышеуказанные правила оборота гражданского холодного оружия являются нелогичными, разрозненными и излишне строгими, учитывая равную степень опасности всех видов холодного оружия и бытовых предметов, нелогичность наличия для приобретения указанных видов холодного оружия специальных медицинских, количественных и иных строгих ограничений, при наличии обязанности регистрировать ряд данных видов оружия и приобретать по лицензии огнестрельное или пневматическое оружие для приобретения одного из них.
Правила оборота гражданского метательного оружия являются нелогичными, излишне строгими и более ограниченными по количеству конкретных видов оружия, чем правила оборота холодного и ряда других видов оружия, т.к. гражданское метательное бросковое оружие отнесено только к спортивному оружию и оружию, имеющему культурную ценность, а гражданское метательное стрелковое оружие отнесено к спортивному и охотничьему оружию (с 2020 года), а также к оружию, имеющему культурную ценность. При этом правила приобретения и многие другие оборота спортивного метательного броскового оружия не предусмотрены ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, но его хранение и использование вне стрелковых объектов запрещены. При этом оно прямо не отнесено к оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии, исключающей отнесение к оружию спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, т.к. в ст. 6 ФЗ Об оружии запрещен оборот метательного броскового оружия, за исключением спортивных снарядов и оружия, имеющего культурную ценность, а Криминалистические требования с 2022 года введены только в отношении метательных ножей как спортивного оружия и соответствуют требованиям к холодному оружию. Поэтому правовой статус спортивного метательного броскового оружия четко не определен и необходимо введение правил его приобретения и иного оборота с отменой запрета на его хранение вне спортивных объектов, а наиболее логичным решением является его окончательное исключение из перечня видов оружия.
Правила приобретения и многие другие оборота спортивного метательного стрелкового оружия не предусмотрены ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, но его хранение и использование вне спортивных объектов запрещены, за исключением использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией или инъецированием объектов животного мира, но правила их использования в указанных целях четко не определены, а предметами, часто используемыми в указанных целях являются специальные транквилизационные пистолеты и ружья, не отнесенные к оружию или иные виды оружия и предметов, сходных с оружием. При этом Криминалистическими требованиями к спортивному метательному стрелковому оружию отнесены только луки с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалеты с усилием натяжения тетивы более 43 кгс. Поэтому правила оборота спортивного метательного стрелкового оружия четко не определены и необходимо введение правил его приобретения и иного оборота с отменой запрета на его хранение вне спортивных объектов, а наиболее логичным решением является его исключение из перечня видов оружия, учитывая отсутствие у данных луков и арбалетов большей опасности, чем у механических метательных устройств, не отнесенных к оружию и у многих других стреляющих устройств, не отнесенных к оружию.
Для приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия (луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс) необходимо получение трех специальных документов – охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на хранение и ношение указанного охотничьего стрелкового оружия. Поэтому для приобретения такого метательного оружия необходимо приобретение в целях охоты огнестрельного или пневматического оружия и поучение разрешения на его хранение и ношение, выдаваемого при регистрации данного стрелкового оружия. При этом охотничье метательное стрелковое оружие подлежит регистрации в уполномоченном органе (Росгвардии) и приобретается в количестве до 5 единиц без цели коллекционирования. Лицензия на коллекционирование не указана в качестве обязательного документа для приобретения данного оружия в количестве более 5 единиц, но обязательная его регистрация в уполномоченном органе и цель коллекционирования как основание для его приобретения в количестве более 5 единиц указывают на необходимость получения данной лицензии.
Метательное оружие, имеющее культурную ценность, с 2018 года приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, если оно отнесено к старинному (антикварному) оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии, а правила приобретения иного метательного броскового оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, поэтому право на его приобретение имеют любые граждане РФ. С 2012 по 2017 год право на приобретение без лицензии всех видов метательного оружия, имеющего культурную ценность, имели любые граждане РФ. До 2012 года правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, отсутствовали, поэтому его могли свободно приобретать любые лица.
При этом повреждение предметов, имеющих культурную ценность, является преступлением с 1994 года (как было указано выше), а с 2018 года установлен запрет на использование оружия, имеющего культурную ценность для поражения цели или иными способами, которые могут повлечь его повреждение, не связанными с его хранением, коллекционированием или экспонированием. Поэтому оружие, имеющее культурную ценность, фактически не отнесено к оружию и находится в свободном обороте. Это требует исключения оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия и отмены ограничений на его оборот как оружия.
На хранение наградного метательного и иного оружия необходимо получения наградного разрешения награжденным оружием гражданином (как было указано выше). При этом сбыт и иной оборот наследниками награжденного или другими лицами всех видов наградного холодного и метательного броскового оружия, а также любого наградного гражданского оружия и видов данного боевого оружия, не отнесенного к короткоствольному ручному стрелковому, отдельно не запрещен и не ограничен, поэтому все ограничения на его оборот зависят от ограничений на оборот гражданского или иного оружия, а также от отнесения к оружию конкретного предмета в будущем.
Вышеуказанные правила оборота гражданского метательного оружия являются нелогичными, разрозненными и излишне строгими, учитывая равную степень опасности всех видов метательного броскового оружия и бытовых предметов, отсутствие у метательного стрелкового оружия большей степени опасности чем многих предметов, не отнесенных к оружию, и видов оружия, правила оборота которых являются менее строгими, нелогичность отсутствия правил приобретения многих указанных видов метательного оружия, при наличии обязанности регистрировать охотничье метательное оружие и приобретать по лицензии охотничье огнестрельное или пневматическое оружие для его приобретения.
Для иностранных граждан установлены общие правила приобретения и иного оборота гражданского оружия, устанавливающие обязанность получения лицензии на приобретение гражданского оружия для приобретения многих его видов, включая холодное и метательное оружие, которая выдается на основании ходатайств дипломатических представительств государств, гражданами которых они являются, и обязывает вывозить оружие из РФ в течение 10 дней со дня его приобретения. При этом запрещена продажа гражданского оружия иностранными гражданами и ограничен его ввоз ими в РФ, который разрешается только в целях охоты, спорта или проведения выставок оружия, либо в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Лица без гражданства не имеют права приобретать и продавать гражданское оружие.
Незаконный оборот любого оружия с 2021 года, не влекущий уголовной ответственности, является административным правонарушением (ст. 20.10 КоАП РФ), влекущим строгие наказания, включая административный арест на срок от 5 до 15 суток и возможную конфискацию оружия как дополнительное к штрафу или аресту наказание (добровольная сдача оружия исключает ответственность).
При этом незаконные сбыт или изготовление холодного и метательного оружия являются преступлениями (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ), влекущими строгие уголовные наказания, включающие лишение свободы на сроки до 4 или 2 лет соответственно с возможными дополнительными наказаниями в виде штрафов.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П исключена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Следует отметить, что многие или все виды холодного и метательного оружия находятся в свободном обороте или не являются оружием по законодательству целого ряда стран мира (Польши, Германии, Финляндии, Болгарии и др.) и штатов США.
Вышеизложенное указывает на необходимость введения более логичных и четких правил оборота холодного и метательного оружия, не противоречащих Конституции РФ, и включения конкретных их образцов в Кадастр гражданского оружия, но более правильным решением является их исключение из перечня видов оружия и отмена ограничений на их оборот, учитывая не большую опасность холодного и метательного броскового оружия, чем бытовых предметов и предметов, сходных с оружием, а также не большую опасность луков и арбалетов, отнесенных к оружию, чем пружинных ружей и других подобных предметов, не отнесенных к метательному или иному оружию.
Учитывая вышеизложенное, необходима отмена в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии или исключение холодного и метательного оружия из перечня видов оружия и отмена ограничений на их оборот, учитывая наличие в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии, и равную опасность данных видов оружия и бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и (или) экспертными критериями.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Решение

Необходима отмена в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии или исключение холодного и метательного оружия из перечня видов оружия и отмена ограничений на их оборот, учитывая наличие в ст. 8 ФЗ Об оружии запрета на включение в Кадастр гражданского и служебного оружия сведений о холодном клинковом и метательном оружии, и равную опасность данных видов оружия и бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и (или) экспертными критериями.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 965 голосов

35

Против решения: 134 голоса

К началу списка инициатив