Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф100965
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения четких правил оборота любых предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную или административную ответственность

Необходимо принятие федеральных законов об обороте любых предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную или административную ответственность, или введение в действующие законы правил оборота ядовитых и иных опасных веществ, боеприпасов, военной техники и иных предметов.
Данные изменения необходимы, учитывая отсутствие в ФЗ Об оружии и других федеральных законах общих правил оборота всех видов взрывчатых веществ и взрывных устройств, части видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, пиротехнических изделий, спецсредств, используемых в деятельности органах внутренних дел, охранной и ряде других видов деятельности, не отнесенных к оружию, но конструктивно сходных с ним, сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или лекарственными препаратами, отсутствие четких правил оборота физическими лицами драгоценных металлов и камней и правил приобретения без цели продажи специальных технических средств предназначенных для негласного получения информации, а также отсутствие правил оборота ряда других предметов и веществ, критериев минимальной поражающей способности взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов и огнестрельного оружия, не являющегося ручным, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность, и других минимальных условий уголовной ответственности за их незаконный оборот (их степень опасности и оборотоспособность, их использование для совершения насильственных преступлений, наступление тяжких последствий и др.), а также увеличение риска фабрикации уголовных дел о незаконном обороте предметов небольшого размера или веществ (пороха и др.) в небольшом количестве, имеющих различную оборотоспособность и распространенность, но не всегда имеющих значительную поражающую способность, строгость наказаний за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также их усиление с 2021 года (увеличение сроков лишения свободы до 8, 10, 11, 12, 15 и 20 лет (по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, – до 12, 15, 16,5, 18, 22,5 и 25 лет)) до максимальных сроков наказаний за большинство особо тяжких насильственных преступлений, являющихся наиболее строгими наказаниями во всех случаях невозможности назначения пожизненного лишения свободы или смертной казни либо сроков лишения свободы, составляющих более 25 лет по совокупности преступлений (до 30 лет) и более 30 лет - по совокупности приговоров (до 35 лет).
Оборот большинства видов взрывчатых веществ, боеприпасов, боевого огнестрельного оружия, не отнесенного к ручному, других подобных видов огнестрельного оружия, а также взрывных устройств не регулируется ФЗ Об оружии и порядок многих действий с взрывчатыми веществами, предназначенными для проведения взрывных работ, артиллерийскими орудиями, гранатометами, минометами, ручными и иными гранатами, минометными и иными минами, и другими подобными видами огнестрельного оружия и боеприпасов регулируется подзаконными актами правительства РФ, определяющими правила оборота юридическими лицами взрывчатых веществ промышленного назначения, а также боевого оружия и боеприпасов в государственных военизированных организациях, и частично регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве, иным законодательством РФ, а также международными договорами РФ.
Отсутствие в РФ федерального закона о взрывчатых веществах и взрывных устройствах, а также о всех видах огнестрельного оружия и боеприпасов означает, что в законодательной деятельности не учитывается степень их опасности и особенности конкретных их видов, а также мировую практику, поскольку в большинстве стран мира приняты законы об оружии и боеприпасах (Польше, Сербии, Нидерландах и др.) или об оружии, взрывчатых и иных опасных веществах, а также о пиротехнических изделиях (США, Болгарии и др.), либо о взрывчатых веществах промышленного назначения (Кыргызстане).
Нелогично отклонение нескольких законопроектов о взрывчатых веществах и взрывных устройствах, в которых планировалось определить их правила оборота и виды собственности на них, и отсутствие правил оборота многих их видов, используемых в различных видах деятельности, учитывая наличие ФЗ Об оружии, который, впрочем, регулирует оборот только части видов оружия и патронов, и отсутствие закона, регулирующего оборот более опасных предметов.
Федеральный закон, регулирующий оборот сильнодействующих и ядовитых веществ во всех случаях, включая правила их использования в оружии или в качестве оружия либо установления запрета такого их использования, и общие правила их оборота, полностью регулирующие их оборот, в законодательстве РФ отсутствуют, а их Список, утвержденный Правительством РФ, не содержит правил их оборота. При этом федеральными законами регулируется оборот лекарственных средств, наркотических и психотропных веществ, а международными договорами регулируется оборот ряда отдельных видов сильнодействующих или ядовитых веществ.
Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, влечет уголовную ответственность только при наличии признаков их незаконных сбыта или иного незаконно оборота в целях сбыта (ч. 1, 2 и 3 ст. 234 УК РФ), независимо от степени их опасности и их использования в оружии или других подобных предметах (без цели сбыта отсутствует и специальная административная ответственность за их незаконный оборот).
Не влечет уголовной и административной ответственности незаконный предметов, конструктивно сходных с газовым оружием, но предназначенных не для временного химического поражения цели (учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии), а для причинения вреда здоровью (в особенности, тяжкого вреда здоровью) или смерти человеку, не отнесенных к оружию массового поражения (химическому, токсинному и др.), т.к. они не отнесены к газовому, химическому и иному оружию. При этом отсутствуют правила оборота многих указанных предметов, а ФЗ Об оружии запрещает оборот только газового оружия, снаряженного веществами, способными причинить вред здоровью (ст. 6 ФЗ Об оружии), несмотря на затруднительность их отнесения к газовому оружию. Часть видов устройств, конструктивно сходных с газовым оружием, превосходящих его виды, разрешенные к обороту в РФ, по поражающей способности, отнесены к средствам бытовой химии, предназначенным для самообороны от животных, находящимся в свободном обороте, или к спецсредствам, используемым в деятельности полицейских и охранных структур, правила оборота которых установлены только для сотрудников данных структур, при отсутствии запрета на их оборот в РФ.
Оборот наркотических средств или психотропных веществ регулируется ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах.
Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, влечет уголовную ответственность только при наличии признаков их незаконных сбыта, производства или пересылки либо их незаконного оборота без цели сбыта в значительном размере (ст. 228 и 228.1 УК РФ). При этом одним из критериев распределения наказаний за их незаконный оборот является их размер (значительный, крупный и особо крупный).
Наиболее строгие наказания за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта составляют в ст. 228 УК РФ до 3, 10 и 15 лет лишения свободы, а за их незаконные производство, пересылку либо сбыт – до 8, 12, 15 и 20 лет лишения свободы либо пожизненного лишения свободы, т.е. являются как менее строгими, так и более строгими, чем наказания, предусмотренные за незаконный оборот оружия основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в ст. 222- 223.1 УК РФ.
Поэтому меры ответственности наказаний за незаконный оборот различных видов оружия, и других предметов, взрывчатых и иных веществ распределены в УК и КоАП РФ нелогично и несправедливо.
Федеральный закон, регулирующий оборот пиротехнических изделий, в РФ отсутствует.
Критерии допустимых кинетических энергий установлены для пиротехнических изделий соответствующим ГОСТом (ГОСТ Р 51270-99 Изделия пиротехнические.) и разграничивают по классам нелицензируемые и лицензируемые пиротехнические изделия. Они составляют 0,5, 5 и 20 Дж, а также 0,5 Дж на мм2.
При этом любые пиротехнические изделия и вещества, используемые именно в них, не могут быть отнесены к взрывным устройствам и взрывчатым веществам (что указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002г. № 5), а их незаконный оборот не влечет уголовной ответственности (нарушение правил их оборота влечет уголовную ответственность только в случаях причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку (ст. 218 УК РФ (Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека))), независимо от превышения данных значений кинетических энергий.
Федеральный закон, регулирующий оборот спецсредств, используемых в деятельности органах внутренних дел, охранной и ряде других видов деятельности, не отнесенных к оружию, но конструктивно сходных с огнестрельным, газовым или иным оружием, отсутствует, а правила их оборота и ответственность за их нарушения не предусмотрены. При этом их оборот ограничен для граждан, проходящих службу в полиции и других органах, в которых разрешено их использование, и граждан, являющихся сотрудниками частных охранных организаций, которым выданы удостоверения частных охранников, соответствующими федеральными законами (ФЗ О полиции, Закон РФ О частной детективной и охранной деятельности и др.) и подзаконными актами.
Поэтому необходимо введение федеральными законами четких правил оборота всех видов оружия, сильнодействующих и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также других предметов, правила оборота которых частично или полностью отсутствуют, критериев данных предметов и разделения их по степени опасности и оборотоспособности на предметы, находящиеся в свободном обороте, незначительно ограниченные в обороте, ограниченные для приобретения определенными лицами или в определенных случаях и запрещенные к обороту.
При этом необходимо дополнительно учитывать возможность использования в оружии и других предметах сильнодействующих и ядовитых веществ, которое прямо не ограничено и не запрещено законодательством РФ, а отдельная ответственность за их незаконное использование и оборот оружия и других подобных предметов, снаряженных ими, отсутствует, что требует введения четких правил их оборота и оборота предметов, снаряженных ими, а также распределения всех ограничений, а также мер ответственности и наказаний по степени опасности конкретных веществ.
Перечень продукции, оборот которой запрещен или ограничен, определен не федеральным законом, а Постановлением ВС СССР от 23 мая 1991 г. N 2194-I «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная которых запрещена или ограничена» и Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которыми к указанной продукции отнесены вооружение, пороха и иные взрывчатые вещества, яды, лекарственные препараты, приобретаемые по рецепту (с 2020 года), и целый ряд других предметов и веществ. При этом не указаны понятия вооружения и других упоминаемых предметов и отсутствуют федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, ограничивающие оборот всех видов военного и иного оружия, ядовитых и сильнодействующих веществ, а также целого ряда других предметов. Отсутствие правил оборота предмета, предусмотренного данными Постановлением ВС СССР и Указом Президента РФ, не означает запрета на его оборот, т.к. положения об этом отсутствуют в Конституции РФ, международных договорах РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, а ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ предусмотрены обязательное опубликование законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, и ограничение оборота предметов (объектов гражданских прав) только законом или в порядке, установленном законом, а предметы, на оборот которых конкретные ограничения не установлены, могут свободно отчуждаться.
При этом понятие ограничения реализации и (или) иного оборота предмета является очень широким и может охватывать любые запреты (наличие любого возрастного ограничения, ограничения по гражданству, состоянию здоровья и т.п.), поэтому часть ограниченных к обороту видов оружия и других предметов доступны всех гражданам РФ и (или) всем гражданам или любым лицам, в зависимости от установления конкретных ограничений на оборот предмета.
Данные акты ВС СССР и Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем федеральные законы и, тем более, Конституция РФ, поэтому их применение без установления четких ограничений на оборот конкретных предметов федеральными законами невозможно, а ограничения на оборот предметов должны быть оправданы обстоятельствами и соответствовать степени опасности конкретных предметов
В Российской империи, РСФСР и СССР оборот оружия, ядовитых веществ и многих других предметов регулировался не законами, а иными нормативно-правовыми актами (постановлениями, циркулярами, приказами и др.), часть которых была в ограниченном доступе и не все они опубликованы и доступны для ознакомления в настоящее время (приказы МВД СССР, регламентировавшие оборот оружия (Приказ МВД СССР от 01.12.1987г. и др.), и иные подобные ведомственные акты).
В РФ до 1 января 1994 года отсутствовал закон об оружии и действовали данные акты, а до внесения изменений в Конституцию РСФСР в 1992 году не было запрещено принятие засекреченных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, запрещенное с 1992 года в Конституции РСФСР и в Конституции РФ, принятой в 1993 году.
Закон Об оружии 1993 года, действовавший с 1 января 1994 по 1 июля 1997 года регулировал оборот всех видов боевого оружия (оружия, принятого на вооружение в РФ, предназначенного для решения боевых и оперативно-служебных задач) и любых других видов оружия (гражданского и служебного оружия, оружия, запрещенного к обороту в РФ, и оружия, не предусмотренного Законом Об оружии). При этом оружие, не предусмотренное Законом Об оружии, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а в коллекции могло храниться без получения разрешения любое оружие, производство выстрела из которого исключено.
ФЗ Об оружии 1996 года, действующий с 1 июля 1997 года регулирует оборот боевого ручного стрелкового и холодного оружия, гражданского и служебного оружия, а также оружия, запрещенного к обороту в РФ. ФЗ Об оружии и подзаконные акты об обороте оружия не регулируют оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, современных артиллерийских орудий и иного боевого или другого подобного крупнокалиберного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а оборот указанных видов оружия, имеющих культурную ценность, с 2012 года регулируется также, как и оборот иного гражданского оружия, имеющего культурную ценность.
Оборот пневматических и механических артиллерийских орудий и иного подобного оружия регулируется также, как и оборот иного пневматического оружия, луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию (если орудие имеет дугу с тетивой, имеющей натяжение более 43 кгс), либо конструктивно сходных с оружием изделий (для пружинных орудий и иных предметов, не отнесенных к оружию по своему типу или назначению). При этом конструктивно сходные с оружием изделия и виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии находятся в свободном обороте.
Ручные гранаты, мины, не предназначенные для стрельбы из минометов, бомбы и другие подобные предметы до 2021 года могли быть отнесены к боеприпасам или взрывным устройствам, что не было законодательно регламентировано, а с 2021 года в ст. 222- 223.1 УК РФ они отнесены к взрывным устройствам, а боеприпасами являются только предметы, предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия, но конкретные законодательные акты, четко определяющие порядок оборота всех их видов, отсутствуют.
Оборот многих видов взрывчатых веществ не регулируется ФЗ Об оружии, который предусматривает только ряд правил оборота пороха и капсюлей, а другими актами регулируется только оборот промышленных взрывчатых веществ (взрывчатых материалов) и отдельные виды деятельности со взрывчатыми веществами.
Поэтому необходимо введение федеральными законами четких правил оборота всех видов оружия, сильнодействующих и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также других предметов, правила оборота которых частично или полностью отсутствуют, критериев данных предметов и разделения их по степени опасности и оборотоспособности на предметы, находящиеся в свободном обороте, незначительно ограниченные в обороте, ограниченные для приобретения определенными лицами или в определенных случаях и запрещенные к обороту.
Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 12.03.2002г. № 5 было введено указание:
«При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222.1, 223.1, 225 и 226.1 УК РФ, под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.
Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.
Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222.1, 223.1, 225 и 226.1 УК РФ, относятся и приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), находящиеся отдельно от самого изделия.
Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или
ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222.1 и 223.1 УК РФ. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество,
функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву (например, мина, граната), то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222.1 или статье 223.1 УК РФ».
При этом не были указаны перечень видов предметов вооружения и метаемого снаряжения, их поражающая способность и количество взрывчатого вещества, незаконный оборот которого влечет ответственность по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, а также соответствие вида и количества взрывчатого вещества назначению и степени опасности конкретных предметов, включая патроны и метаемое снаряжение (пули, дробь, картечь, стрелы и т.п.). Это вносит неясность в вопрос о квалификации незаконного оборота разрывных пуль и любых видов патронов, т.к. порох содержится в большинстве видов патронов к оружию и другим подобным предметам, в т.ч. в их видах, находящихся в свободном обороте, а взрывчатые вещества, предназначенные для воспламенения порохового заряда, содержатся в капсюлях или гильзах патронов (включая патроны без пороха) и других подобных предметах.
При этом постановления Пленума Верховного Суда РФ не имеют силы закона, что означает невозможность их применения в части, противоречащей законодательству, или создающей правовую неопределенность применения конкретных законодательных норм, до внесения изменений в законодательство, а законодательство РФ и нормативно-правовые акты, имеющие меньшую юридическую силу, не должны противоречить Конституции РФ, что имеет место в данном случае, учитывая правовую неопределенность и усиление наказаний за незаконный оборот взрывчатых веществ.
Поэтому незаконный оборот патронов и других подобных предметов не может влечь уголовной ответственности по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ.
На практике, встречаются случаи, когда незаконный оборот заряженного дульнозарядного огнестрельного оружия или данного оружия вместе с порохом для него, хранящимся в пороховницах, натрусках или иных емкостях (бандельерах (берендейках), газырях, бумажных и других патронах, не являющихся унитарными, металлических банках для пороха и др.), квалифицируется по двум статьям как незаконный оборот огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ст. 222, 223, 222.1 и 223.1 УК РФ), а законный оборот данного огнестрельного оружия или оборот конструктивно сходных с ним изделий вместе с порохом к ним – как незаконный оборот взрывчатых веществ (ст. 222.1 УК РФ). При этом незаконный оборот патронов ко многим видам огнестрельного оружия может быть квалифицирован только по одной статье с незаконным оборотом огнестрельным оружием как незаконный оборот боеприпасов (ст. 222 и 223 УК РФ) или квалифицирован как преступление только в случаях отдельных незаконных действий с определенными видами патронов к огнестрельному либо газовому оружию (ч. 7 ст. 222 и ст. 223 УК РФ) или не может быть квалифицирован как преступление в случаях незаконного оборота патронов, не имеющих поражающего элемента, сигнальных патронов и ряда других видов патронов и оборота патронов, не отнесенных к патронам к оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии.
Таким образом, незаконный оборот заряженного огнестрельного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, влечет более строгое наказание, чем оборот иного огнестрельного оружия и патронов к нему, независимо от количества пороха и кинетической энергии оружия, а оборот указанных предметов, не отнесенных к оружию, является законным, но незаконным может быть признан оборот пороха к нему, но при обороте подобных предметов под унитарные патроны и патронов к ним, оборот патронов может быть законным, если они не являются патронами к оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, приобретаемому по лицензии, или запрещенному к обороту в РФ, или у владельца имеется разрешение на хранения оружия под данные патроны, а незаконный оборот патронов к оружию будет влечь менее строгое наказание, чем незаконный оборот пороха.
При этом круг лиц, имеющих право приобретать порох и капсюли значительно меньше круга лиц, имеющих право приобретать патроны к оружию или другим подобным предметам.
Подобная практика применения положений ст. 222 – 223.1 УК РФ означает, что в законодательной и правоприменительной деятельности не учитывается степень опасности дульнозарядного огнестрельного оружия, других видов оружия и конструктивно сходных с дульнозарядным огнестрельным или иным оружием изделий, а также пороха и патронов. При этом не исключено привлечение к уголовной ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222, 223 и 222.1 УК РФ или только ст. 222.1 УК РФ (в зависимости от отнесения конкретного вида оружия к предмету преступления, предусмотренного ст. 222 или 223 УК РФ), в случаях незаконного оборота оружия или других подобных предметов вместе с взрывчатыми веществами, используемыми в огнестрельном оружии, не отнесенными к пороху, неисправных патронов к оружию и других изделий, их содержащих, или указанных дульнозарядных оружия и других предметов, снаряженных ими. Это усугубляется наличием запрета на приобретение пороха и капсюлей лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия.
Оборот дульнозарядного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с ним изделий с порохом к нему не может представлять большую степень опасности, чем оборот оружия и конструктивно сходных с ним изделий с унитарными патронами к ним, поэтому уголовная ответственность за незаконный оборот пороха к дульнозарядному огнестрельному оружию и, тем более, за незаконный оборот данного заряженного оружия и пороха, которым оно снаряжено, должна быть отменена. При этом необходимы введение права на приобретение пороха и других взрывчатых веществ, используемых в огнестрельном оружии, в ограниченном (например, в количестве, способном придать снаряду удельную кинетическую энергию огнестрельного оружия или большие ее значения (более 0,5 или 1,5 Дж на мм2)) или в любом количестве ко всем видам оружия и другим предметам любыми лицами, при введении права на приобретение любого количества капсюлей и капсюлированных гильз и большого количества данных веществ владельцами любого дульнозарядного огнестрельного и другого подобного оружия, имеющими право на его приобретение и использование, либо при отмене ограничений на приобретение пороха соответственно.
Виды взрывчатых веществ, не используемых в ручном огнестрельном оружии и других предметах, приобретение которых гражданами допускается с определенными ограничениями или без ограничений, либо представляющих повышенную опасность (твердое ракетное топливо, тротил, гексоген, динамит и др.), используются в различных видах ракет на твердом ракетном топливе, для проведения взрывных работ (промышленные взрывчатые вещества), в артиллерийских снарядах, боевых ручных и винтовочных гранатах, гранатах для гранатометов, минометных и иных видах мин, авиационных и иных видах бомб и в других видах боеприпасах, а также в части видов взрывных устройств.
Данные виды взрывчатых веществ обладают большей энергией, нежели порох и другие взрывчатые вещества, предназначенные для производства выстрела или воспламенения порохового заряда, и запрещены к обороту физическими лицами. Поэтому они являются более опасными, чем порох, патроны к оружию и ручное огнестрельное оружие, что оправдывает их запрет к обороту и установление более строгих наказаний за их незаконный оборот, чем за незаконный оборот ручного огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Встречаются приговоры судов, относящие к взрывным устройствам предметы, снаряженные серой от спичечных головок, т.е. веществом, находящимся в свободном обороте.
При этом степень опасности конкретных видов взрывчатых веществ и взрывных устройств определяется количеством взрывчатых веществ и существует минимальное количество любого вещества, представляющее опасность для жизни и здоровья человека, но оно не определено в ст. 222 – 223.1 УК РФ и в ином законодательстве РФ.
Наиболее опасными могут быть взрывные устройства, имеющие повышенную поражающую способность, опасные для жизни многих людей, и замаскированные под другие предметы взрывные устройства, способные причинить вред здоровью или смерть человеку, поэтому обоснованы могут быть запрет на любой оборот данных устройств и учет степени их опасности и тяжести наступивших последствий при установлении и назначении наказаний, при условии их распределения по степени опасности причиненного вреда.
В ФЗ О драгоценных металлах и камнях, а также в ином законодательстве РФ отсутствуют правила оборота физическими лицами драгоценных металлов и драгоценных камней, что не указано в ст. 191 УК РФ о их незаконном обороте в крупных размерах. Это указано в монографии проф. А.И. Рарога «Качество уголовного закона: проблемы Особенной части»:
«Действующий УК РФ в главе 22 предусматривает три нормы об ответственности за незаконный оборот особо ценных предметов: ст. 191 — незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга; ст. 191.1 — приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины и ст. 192 — нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.
Применительно к обороту драгоценных металлов и камней можно отметить отсутствие понятной правовой политики в части их оборота. Ранее они рассматривались в качестве валютных ценностей, их оборот был ограничен законодательством о валютном регулировании и контроле. Гражданам дозволялось владеть ювелирными и бытовыми изделиями и их ломом.
В годы перестройки и последующих радикальных экономических реформ гражданам было разрешено приобретать в банках слитки драгоценных металлов. Коммерческий оборот драгоценных металлов и камней лицензировался. Затем в свободный оборот были введены сертифицированные драгоценные камни и самородки.
Потом было отменено лицензирование оборота драгоценных металлов и камней, они не рассматриваются больше в качестве валютных ценностей, при этом отсутствует ясность, вправе ли граждане продавать и покупать самородки, слитки, камни друг у друга, дарить их и т.п.
Статья 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 относит к числу банковских операций «привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов».
Изначально «размещение драгоценных металлов» понималось узко в качестве продажи слитков гражданам. Очевидно, например, что оборот драгоценных металлов между их производителями и промышленными потребителями не рассматривался в качестве банковской деятельности.
Из этого можно сделать вывод, что, например, покупка и продажа золота не требует получения банковской лицензии.
Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не содержит строгих запретов на оборот драгоценных металлов и камней. Он предусматривает, что добытые из недр драгоценные металлы и камни принадлежат лицам, их законно добывшим (п. 4 ст. 5), если иное не предусмотрено лицензиями или договорами поставок (вероятно, речь идет о коммерческих «поставках»). Если предмет «добыт» незаконно — он принадлежит Российской Федерации.
Статья 20 предусматривает, что добытые и произведенные драгоценные металлы должны поступать на аффинаж, «… аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми настоящим Федеральным законом и договорами».
Государство имеет преимущественное право выкупа аффинированных металлов и добытых камней (п. 5 ст. 2 УК РФ).
Об обороте драгоценных камней и металлов (в том числе ювелирных и бытовых изделий, их лома, самородков, камей и слитков, купленных в России или за рубежом) в отношении между гражданами закон умалчивает: не запрещает его и не разрешает.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 распространяются только на организации и предпринимателей, работающих с ними. На тех же лиц распространяются Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1052.
Таким образом, четко определенный запрет на владение, пользование и распоряжение драгоценными металлами и камнями физическими лицами в законе отсутствует. Более того, закон разрешает продавать гражданам слитки драгоценных металлов, самородки и драгоценные камни, ввозить их на территорию России из-за рубежа.
В практике нередко в качестве незаконного оборота драгоценных металлов и камней понимаются действия, совершенные в отношении предметов, незаконно приобретенных (похищенных, добытых) или ввезенных в Россию контрабандой. Но такое толкование закона на законе не основано. Ответственность за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, предусмотрена в ст. 175, а не в ст. 191 УК РФ. Ответственность за нарушение правил использования недр — ст. 255 УК РФ. Контрабанда также образует самостоятельный состав преступления и административного правонарушения.
Статья 191 УК РФ не предусматривает ответственность за совершение сделок с драгоценными металлами, приобретенными с нарушением закона, она предусматривает ответственность за совершение сделок в нарушение установленных правил, а также за их незаконное хранение, перевозку и пересылку.
Статьи 191 и 192 УК РФ, тем не менее, применяются. Их применение, однако, является скорее исключением из правил. По ст. 191 в 2015 г. осуждено 46 человек, по ст. 192 — ни одного человека. При таких обстоятельствах неясность закона, сопряженная с его избирательным применением, подрывает основы правопорядка и создает условия для коррупции.
Властям целесообразно определиться с вопросом, вправе ли физические лица на территории России владеть и распоряжаться драгоценными металлами и камнями. При положительном ответе на этот вопрос — исключить из УК РФ ст. 191 и 192. При отрицательном — выкупить у граждан означенные ценности и строго и понятно очертить запрет в федеральном законе. Представляется, что дискриминация граждан России в этом вопросе в сравнении с жителями соседних государств несправедлива. В особенности в ситуации, когда российская валюта не выполняет функцию накопления и граждане вынуждены приобретать с этой целью иностранную валюту. Развитие рынка драгоценных металлов в России, либерализация добычи золота могли бы стимулировать добычу золота и рост национального благосостояния на этой основе. Существующие искусственно созданные административные барьеры в этой области вредят производству и стимулируют коррупцию».
Правила приобретения без цели продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и отдельный федеральный закон об их обороте отсутствуют. При этом в ст. 6 ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности и других законодательных актах, регулирующих оборот, предусмотрено лицензирование их приобретения в целях продажи, реализации и производства, а в ст. 138.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за их незаконные приобретение, сбыт или производство.
Учитывая вышеизложенное, необходимо принятие федеральных законов, четко регулирующих оборот всех видов предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную или административную ответственность, предусматривающих правила, соответствующие степени опасности конкретных предметов и веществ и (или) незаконных действий с ними.
При внесении данных изменений необходимо четкое разделение ограничений и запретов на оборот различных предметов и веществ по степени их опасности с учетом их поражающей способности и (или) вреда, причиняемого их незаконным оборотом, поэтому необходимо введение в свободный оборот с указанием об этом в федеральных законах предметов нелетального действия, представляющих не большую опасность, чем холодное оружие, распространенные бытовые предметы, другие предметы материального мира, находящиеся в свободном обороте, и газовые устройства, разрешенные к приобретению гражданам или любым лицам (резиновых палок (дубинок), газовых баллончиков и т.п.), а также предметов и веществ, используемых в предметах, находящихся в свободном обороте (капсюлей, пороха в определенном или любом количестве и др.), и введение четких правил оборота всех видов указанных в обращении предметов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ, включая правила оборота предметов, имеющих культурную ценность, содержащих порох и (или) иные взрывчатые вещества либо ядовитые и иные опасные вещества, представляющих различную степень опасности, и правила приведения их в безопасное состояние, исключающее причинение вреда здоровью человека и, по возможности, нанесение им вреда как культурным ценностям, а также правила использования в оружии и других предметах сильнодействующих и ядовитых веществ, четко разграничивающие ограничения и запреты на их использование по степени опасности конкретных веществ.
До принятия вышеуказанных федеральных законов необходимо принятие указа Президента РФ о необходимости четкого соблюдения законодательства РФ в части оборота любых предметов и веществ, признания законными действий любых лиц с предметами или веществами, правила оборота которых отсутствуют полностью или в части ограничений на совершение конкретных действий с ними либо противоречат Конституции РФ, а также запрета на привлечение любых лиц по ст. 138.1, 191, 222, 223, 234 и другим нормам УК РФ за незаконный оборот предметов и веществ, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ, и отмене в установленном законом порядке всех решений судов и иных органов в части обвинений в незаконном обороте предметов и веществ, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ.
Введение данного указа Президента РФ необходимо для соблюдения принципов высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), презумпции невиновности (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ) и других конституционных принципов, обеспечивающих защиту прав человека, в целях реализации полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, иного законодательства РФ, регулирующего оборот различных предметов и веществ, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, иного законодательства РФ, регулирующего оборот различных предметов и веществ, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо принятие федеральных законов, четко регулирующих оборот всех видов предметов и веществ, незаконный оборот которых влечет уголовную или административную ответственность, предусматривающих правила, соответствующие степени опасности конкретных предметов и веществ и (или) незаконных действий с ними.
При внесении данных изменений необходимо четкое разделение ограничений и запретов на оборот различных предметов и веществ по степени их опасности с учетом их поражающей способности и (или) вреда, причиняемого их незаконным оборотом, поэтому необходимо введение в свободный оборот с указанием об этом в федеральных законах предметов нелетального действия, представляющих не большую опасность, чем холодное оружие, распространенные бытовые предметы, другие предметы материального мира, находящиеся в свободном обороте, и газовые устройства, разрешенные к приобретению гражданам или любым лицам (резиновых палок (дубинок), газовых баллончиков и т.п.), а также предметов и веществ, используемых в предметах, находящихся в свободном обороте (капсюлей, пороха в определенном или любом количестве и др.), и введение четких правил оборота всех видов указанных в обращении предметов, соответствующих степени опасности конкретных предметов и веществ, включая правила оборота предметов, имеющих культурную ценность, содержащих порох и (или) иные взрывчатые вещества либо ядовитые и иные опасные вещества, представляющих различную степень опасности, и правила приведения их в безопасное состояние, исключающее причинение вреда здоровью человека и, по возможности, нанесение им вреда как культурным ценностям, а также правила использования в оружии и других предметах сильнодействующих и ядовитых веществ, четко разграничивающие ограничения и запреты на их использование по степени опасности конкретных веществ.
До принятия вышеуказанных федеральных законов необходимо принятие указа Президента РФ о необходимости четкого соблюдения законодательства РФ в части оборота любых предметов и веществ, признания законными действий любых лиц с предметами или веществами, правила оборота которых отсутствуют полностью или в части ограничений на совершение конкретных действий с ними либо противоречат Конституции РФ, а также запрета на привлечение любых лиц по ст. 138.1, 191, 222, 223, 234 и другим нормам УК РФ за незаконный оборот предметов и веществ, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ, и отмене в установленном законом порядке всех решений судов и иных органов в части обвинений в незаконном обороте предметов и веществ, правила оборота которых отсутствуют или противоречат Конституции РФ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 836 голосов

164

Против решения: 106 голосов

К началу списка инициатив