Необходимо установить в УК РФ меньшие максимальные сроки лишения свободы за преступления любой категории тяжести для осужденных, достигших возраста 65 лет, чем для других категорий совершеннолетних осужденных, учитывая меньшую общественную опасность осужденных преклонного возраста, чем других осужденных, поскольку для лиц преклонного возраста за многие преступления предусмотрены такие же наказания, как и для лиц более молодого возраста, что не учитывает меньшую опасность осужденных данной возрастной категории и большую строгость для них наказания в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 ст. 56 УК РФ лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.
Согласно ч. 4 ст. 56 УК РФ за исключением случаев, предусмотренных частью пятой данной статьи, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.
Согласно ч. 5 ст. 56 УК РФ в случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 278, 279, 353, 356, 357, 358, 360 и 361 УК РФ при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров - более тридцати пяти лет. Согласно ч. 2 ст. 57 и 59 УК РФ пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначаются женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, поэтому для женщин, совершивших преступления в совершеннолетнем возрасте, и мужчин, достигших к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, лишение свободы на срок тридцать пять лет является наиболее строгим уголовным наказанием, а до 2014 года таким наказанием являлось лишение свободы на срок тридцать лет.
Данные наказания для осужденных преклонного возраста фактически равнозначны пожизненному лишению свободы, поэтому запрет назначения им пожизненного лишения свободы носит формальный характер, что требует уменьшения максимальных сроков лишения свободы для лиц, достигших возраста 65 лет и более старших возрастов, соответственно их возрасту.
Согласно ч. 1 ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 первой ст. 231 и ст. 233 УК РФ, или только если соответствующей статьей Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.
При этом отсутствуют критерии общественной опасности преступлений небольшой тяжести, за которые предусмотрено лишение свободы и лиц, их совершивших, что дает законодателю возможность произвольно отменять в соответствующих нормах Особенной части УК РФ наказание в виде лишения свободы и (или) различные менее строгие наказания либо вводить их в данные нормы.
Согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания, поэтому назначение лицу, достигшему возраста 65 лет, совершившему преступление (в особенности, на тот же срок, что и осужденному более молодого возраста) может способствовать нарушению принципа справедливости при назначении наказания.
Наказание в виде лишения свободы может быть назначено условно (если оно назначено на срок до 8 лет (ч. 1 ст. 73 УК РФ)), но его назначение условно, по смыслу ч. 1 ст. 60 УК РФ, все равно означает назначение наказания в виде лишения свободы, а испытательные срок, по истечении которого судимость погашается, составляет от 6 месяцев до 5 лет.
Поэтому необходимо установление в УК РФ меньших максимальных сроков лишения свободы за преступления любой категории тяжести для осужденных, достигших возраста 65 лет, чем для других категорий совершеннолетних осужденных, учитывая меньшую общественную опасность осужденных преклонного возраста, чем других осужденных. Ограничения на назначение осужденным преклонного возраста отбывания наибольших сроков лишения свободы существовали в уголовном законодательстве России до 1917 года, поскольку в нем содержалось положение о замене ссылкой смертной казни и каторги лицам, достигшим возраста 70 лет. В проекте Уголовного уложения России 1918г. предполагалось введение для лиц, достигших возраста 70 лет, максимального наказания в виде лишения свободы на срок до десяти лет. При этом планировалась полная отмена смертной казни и сохранение для многих других категорий осужденных наказаний в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет и пожизненного лишения свободы.
Подобные ограничения содержатся и УК ряда стран мира, в частности, в УК Судана (ч. 4 ст. 33), с которого фактически был переписан УК ЧРИ 1996г., принятый и действовавший незаконно, предусмотрен запрет на назначение тюремного заключения лицам, достигшим возраста 70 лет, и осужденным за преступления, не отнесенные к грабежу, которым оно заменяется ссылкой.
Меньшие сроки лишения свободы для осужденных преклонного возраста, чем для многих других категорий осужденных, предусмотрены в законодательстве КНР, Монголии, Узбекистана и части других стран мира.
Согласно ст. 17.1 УК КНР в случае совершения лицами в возрасте старше 75 лет умышленного преступления допускается назначение менее строгого наказания или наказания ниже низшего предела, предусмотренного нормой УК КНР о данном преступлении, а при совершении данными лицами преступления по неосторожности смягчение наказания обязательно.
Согласно ч. 2 ст. 49 УК КНР смертная казнь не должна применяться к лицам в возрасте старше 75 лет, за исключением совершения преступлений с особой жестокостью и повлекших смерть пострадавшего.
В УК Тайваня установлен запрет на применения смертной казни и пожизненного лишения свободы к лицам в возрасте старше 80 лет.
Согласно ч. 2 ст. 40 УК Вьетнама смертная казнь не должна применяться к лицам в возрасте старше 75 лет.
Согласно ч. 3 ст. 50 УК Узбекистана длительный срок лишения свободы устанавливается свыше двадцати, но не более двадцати пяти лет и может быть назначен лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 97) и терроризм (ч. 3 ст. 155).
Согласно ч. 4 ст. 50 УК Узбекистана длительный срок лишения свободы не может быть назначен женщине, лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчине старше шестидесяти лет.
Согласно ч. 6 ст. 50 УК Узбекистана осуждаемым к лишению свободы мужчинам в возрасте более шестидесяти лет и женщинам срок наказания не может превышать двух третей максимального срока лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Согласно ч. 9 ст. 50 УК Узбекистана наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, преступлений, совершенных по неосторожности, и умышленных менее тяжких преступлений не назначается беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также лицам, имеющим в соответствии с законодательством право на пенсию по возрасту.
В законодательстве прошлого предусматривалось смягчения наказаний в преклонном возрасте. В частности, в Законах Японии 8 в. н. э. Тайхо Рицуре (ст. 23 Закона ТР 708 A.C.) предоставлялись льготы престарелым и малолетним. На лиц в возрасте от 90 лет, совершивших преступления, караемые смертью, наказания во многих случаях не налагались. К лицам в возрасте 70 лет и старше, совершившим преступления, наказуемые ссылкой, наказания не применялись, а взимался откуп медью (исключения составляли, например, соучастие в антигосударственном мятеже, неамнистируемые преступления, когда подобные лица в местах ссылки освобождались от каторжных работ. Если лицо в возрасте от 80 лет совершало ограбление или наносило кому-либо телесные повреждения, то вместо наказания взимался откуп медью. Во всех других случаях вышеуказанных лиц не судили. С 90-летнего возраста за многие преступления не судили, но судили за разрушение государственных усыпальниц, а также лиц, отнесенных к казенным рабам (хаймоцу).
В Китае во время правления династии Цин люди в возрасте 90 лет и старше за преступления, караемые смертной казнью, не подлежали никакому наказанию, за исключением виновных в мятеже или государственной измене. Осужденные в возрасте от 70 до 80 лет получали смягченные приговоры или в ряде случаев имели право выплатить выкуп, чтобы избежать более строгих наказаний.
УК Судана 1991г., предусматривающий жестокие виды смертной казни и телесные наказания, содержит запрет на применение с 70 лет - смертной казни, телесных наказаний, каторги и тюремного заключения, за исключением дел о грабеже и случаев применения норм мусульманского права. В ст. 48 УК Судана предусмотрены меры, которые могут быть применены к престарелым с 70 лет: выдача для присмотра его близкому или иному лицу, заслуживающему доверия; направление в ссылку на срок тюремного заключения за соответствующее преступление и помещение в общественное учреждение по исправлению и надзору на срок до 2 лет.
Следует отметить, что на территории России этот запрет был привнесен в 1996 году в УК ЧРИ, который незаконно действовал в Чеченской Республике до 1999 года и копировал УК Судана 1991г.
Согласно ч. 3 ст. 52 УК Монголии до 2016 года смертная казнь и лишение свободы на срок свыше 15 лет не могли быть назначено лицам, которые не достигли возраста 16 лет на момент совершения преступления, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет. С 2016 года в УК Монголии отменена смертная казнь, но введены лишение свободы на срок до 20 лет и пожизненное лишение свободы как наиболее строгие наказания для всех категорий совершеннолетних осужденных.
В уголовном законодательстве России до 1917 года, РСФСР и СССР максимальные определенные сроки лишения свободы составляли не более двадцати пяти лет, при этом наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати пяти лет было предусмотрено только с 1937 по 1958 год. В уголовном законодательстве СССР и РФ с 1958 по 1996 год максимальный срок наказания в виде лишения свободы при его назначении за несколько преступлений не мог превышать максимального срока данного наказания, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, при этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы по нескольким приговорам за преступления составлял десять лет, а за преступления, предусматривающие лишение свободы на срок более десяти лет, - пятнадцать лет (Основы уголовного законодательства СССР 1958 и 1991г. (ст. 35 и 36, ст. 44 и 45) и УК РСФСР 1960г. (ст. 40 и 41)).
В 1991г. были приняты «Основы уголовного законодательства СССР», отменившие смертную казнь для всех осужденных женщин и для осужденных мужчин в возрасте от 65 лет. Было сохранено прежнее максимальное наказание. альтернативное смертной казни - 15 лет лишения свободы. Данные положения не вступили в действие из-за распада СССР, но в УК РСФСР в 1993 году были внесены соответствующие изменения. Подобные изменения были внесены и в УК многих других бывших союзных республик СССР, а в части из них, включая РФ, 15 лет лишения свободы стало наиболее строгим уголовным наказанием для всех осужденных при введении моратория на смертную казнь.
В Модельном УК СНГ, который носит рекомендательный характер, максимальный срок лишения свободы по совокупности преступлений составляет не более двадцати лет, а по совокупности приговоров - не более двадцати пяти лет (ч. 6 ст. 58).
В УК большинства стран СНГ и значительного числа других стран мира максимальные сроки наказания в виде лишения свободы на определенный срок по совокупности преступлений и приговоров составляют менее тридцати и тридцати пяти лет. При этом в УК многих стран СНГ максимальные сроки наказания в виде лишения свободы на определенный срок по совокупности преступлений и приговоров составляют не более двадцати пяти лет.
В УК Германии максимальный определенный срок лишения свободы составляет пятнадцать лет, а в УК Швеции – десять лет.
В УК части стран мира, в которых отменено или отсутствует пожизненное лишение свободы, максимальные определенные сроки лишения свободы составляют менее тридцати пяти или тридцати лет. В частности, в УК Норвегии максимальным уголовным наказанием является двадцать один год лишения свободы, а в УК Туркменистана – двадцать пять лет (При этом в 2002 году было принято Постановление, вводящее пожизненное лишение свободы для изменников родины без его включения в УК Туркменистана).
Таким образом, по отношению к лицам, совершившим преступления в преклонном возрасте, законодательство современных демократических правовых государств часто является более строгим, чем законодательства ряда феодальных государств прошлого.
В УК значительного числа стран СНГ (Туркменистана, Узбекистана, Белоруссии и др.) максимальные сроки наказания в виде лишения свободы, превышающие пятнадцать или двадцать лет, могут быть назначены только в исключительных случаях, предусмотренных соответствующими УК, к которым относится совершение убийства и других наиболее опасных особо тяжких преступлений.
В настоящее время усилены наказания за различные деяния, отнесенные к преступлениям УК РФ (незаконный сбыт холодного оружия (ч. 7 ст. 222), клевета, предусмотренная ч. 2 – 5 ст. 128.1, хулиганство с угрозой насилием или его применением (ст. 213) и др.) и уголовными законами других стран. При этом обостряются проблемы, требующие пропорционального смягчения наказаний и иных мер уголовной ответственности лицам преклонного возраста.
Из вышеизложенного следует, что УК РФ предусматривает излишне строгие максимальные наказания для осужденных преклонного возраста, что требует уменьшения максимальных сроков лишения свободы для осужденных данной возрастной категории и установления для них других специальных видов смягчения наказания, в особенности, учитывая их меньшую общественную опасность, чем несовершеннолетних осужденных, максимальный срок лишения свободы которых, не превышает десяти лет лишения свободы (ч. 6 ст. 88 УК РФ).
Общественная опасность осужденных преклонного возраста уменьшается по мере увеличения их возраста, поэтому максимальные сроки лишения следует уменьшать соответственно возрасту осужденного данной категории. При этом необходимо увеличивать количество запретов на назначение лишения свободы осужденному, достигшему конкретного возраста (в частности, 65, 70, 80, 90 или 100 лет).
При внесении данных изменений целесообразно ввести в УК РФ правила, предусматривающие право на назначение наказания в виде лишения свободы лицам, достигшим возраста 65 лет, только за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления на сроки, меньшие, чем для осужденных, не достигших данного возраста, и не превышающие пятнадцати лет, лицам, достигшим возраста 70 лет, только за насильственные преступления тяжкие и особо тяжкие преступления на сроки меньшие, чем для осужденных, не достигших данного возраста, и не превышающие десяти лет, а лицам, достигшим возраста 80 лет, только за насильственные тяжкие и особо тяжкие преступления на сроки меньшие, чем для осужденных, не достигших данного возраста, и не превышающие пяти лет.
При этом для лиц, достигших возраста 90 лет, допустимо установить максимальный срок наказания в виде лишения свободы, не превышающий одного года, а для лиц, достигших возраста 100 лет, - сократить максимальные сроки лишения свободы до двух месяцев или менее, либо запретить назначение им лишения свободы, либо отменить их уголовную ответственность, учитывая достаточную строгость данного наказания для осужденных указанной возрастной категории, для которой любой срок наказания может стать пожизненным.
Возможно введение и более либеральных правил назначения лишения свободы лицам преклонного возраста либо лицам, достигшим любого пенсионного или предпенсионного возраста (50, 55 или 60 лет), или имеющим определенные тяжелые заболевания в любом возрасте, в котором возможно их привлечение к уголовной ответственности.
Учитывая возрастные особенности лиц преклонного возраста необходимо установление наиболее строгих ограничений на применение к ним меры пресечения в виде заключения под стражу и введение для них специальных видов исправительных учреждений с более мягким режимом содержания под стражей и отбывания наказания, чем в тюрьмах, колониях особого и строгого режимов и других исправительных учреждениях с равными по степени строгости режимами отбывания наказания.
Отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.
Практический результат
Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.