Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф101801
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из УК РФ права на назначение лишения свободы за ненасильственные преступления несовершеннолетним, лицам, достигшим возраста 65 лет, и ряду других категорий лиц, не представляющих повышенной опасности

Необходимо исключение из УК РФ права суда на назначение лишения свободы за преступления небольшой тяжести и ненасильственные преступления средней тяжести несовершеннолетним лицам, женщинам, лицам пенсионного возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также права на его назначение за любые преступления небольшой или средней тяжести и тяжкие или особо тяжкие ненасильственные преступления лицам, достигшим возраста 65 лет, и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не способным к совершению насильственных действий, или страдающим опасными для жизни заболеваниями, которые могут повлечь их преждевременную смерть, поскольку преступления небольшой тяжести и различные ненасильственные преступления, не причиняющие значительного вреда, представляют наименьшую общественную опасность, а наличие в санкции нормы Особенной части УК РФ о преступлении небольшой тяжести наказания в виде лишения свободы необязательно. При этом лишение свободы может быть адекватным наказанием только по отношению к опасным насильственным преступникам и может быть заменено иными видами наказания, предусматривающими строгие меры контроля за поведением осужденного.
Поэтому лишение свободы можно считать исключительной мерой наказания за преступление небольшой тяжести и иное ненасильственное преступление, что требует введения в УК РФ существенных ограничений на его назначение и установление за преступления данной категории тяжести.
Согласно ч. 1 ст. 108 УПК РФ к совершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в исключительных случаях, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Согласно ч. 1 ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, или только если соответствующей статьей Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания.
При этом отсутствуют критерии общественной опасности преступлений небольшой тяжести, за которые предусмотрено лишение свободы, что дает законодателю возможность произвольно отменять в соответствующих нормах Особенной части УК РФ наказание в виде лишения свободы или вводить его в данные нормы.
Согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Поэтому назначение лицу, достигшему возраста 65 лет, совершившему преступление небольшой тяжести, наказания в виде лишения свободы (в особенности, на тот же срок, что и осужденному более молодого возраста) может способствовать нарушению принципа справедливости при назначении наказания.
Наказание в виде лишения свободы может быть назначено условно, но его назначение условно, по смыслу ч. 1 ст. 60 УК РФ, все равно означает назначение наказания в виде лишения свободы, поэтому необходимо установление менее строгих видов наказаний, чем лишение свободы, во всех нормах о преступлениях небольшой тяжести.
Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. При этом в случае повторного совершения преступления данной категории лишение свободы может быть назначено на тот же срок, что и совершеннолетнему осужденному.
Согласно ст. 96 УК РФ положения главы УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних в исключительных случаях применяются к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, за исключением помещения в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованиям или направления в воспитательную колонию.
Это противоречит положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил).
Согласно ст. 19.1 «Пекинских правил» помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока.
Поэтому целесообразно исключение из ч. 6 ст. 88 права суда на назначение лишения свободы несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой тяжести при наличии любых обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Поэтому назначение несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой тяжести, наказания в виде лишения свободы (в особенности, на тот же срок, что и совершеннолетнему осужденному) может способствовать нарушению принципа справедливости при назначении наказания.
Запрет на назначение наказания в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести несовершеннолетним предусмотрен в Модельном УК СНГ (ст. 96), который носит рекомендательный характер, и в УК ряда стран СНГ (Казахстана (ч. 7 ст. 81), Армении (ч. 1 ст. 89) и др.).
Согласно ст. 96 Модельного УК СНГ лишение свободы может быть назначено несовершеннолетнему только за совершение преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления в случаях, если:
а) преступление было совершено с применением насилия против другого лица;
б) преступление совершено повторно либо лицом, ранее судимым за умышленное преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление;
в) суд придет к убеждению о невозможности достижения целей исправления и перевоспитания лица и предупреждения совершения им новых преступлений путем применения более мягкого, чем лишение свободы, вида наказания.
Согласно ч. 3 ст. 85 УК Узбекистана лицам, совершившим в несовершеннолетнем возрасте преступления, не представляющие большой общественной опасности, преступления, совершенные по неосторожности, либо умышленные менее тяжкие преступления, наказание в виде лишения свободы не назначается.
Согласно ч. 7 ст. 81 УК Казахстана 2014г. несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой тяжести или преступление средней тяжести, не связанное с причинением смерти, лишение свободы не назначается.
Согласно ч. 1 ст. 89 УК Армении лишение свободы может быть назначено несовершеннолетнему только за преступление средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.
Данные положения полностью соответствуют ст.19.1 «Пекинских правил», поэтому необходимо введение подобных положений в УК РФ.
Запреты на назначение лишения свободы предусмотрены законодательством части стран мира и в отношении осужденных пенсионного возраста и многих других категорий совершеннолетних осужденных, указанных в обращении.
Согласно ч. 10 ст. 50 УК Узбекистана наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, не представляющих большой общественной опасности, преступлений, совершенных по неосторожности, и умышленных менее тяжких преступлений не назначается беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также лицам, имеющим в соответствии с законодательством право на пенсию по возрасту.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в УК РФ и иное законодательство РФ четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
В различных странах мира встречаются запреты на установление и применение лишения свободы за правонарушения, заключающиеся в публичных высказываниях, записях и иных публичных материалах, а также за другие деяния, связанные с опубликованием литературных произведений или иной информации.
В частности, в Конституции Египта 2014г. предусмотрено, что наказание в виде нарушения свободы недопустимо за преступления, совершенные по причине публичной природы творческого, литературного или интеллектуального продукта (ст. 67). При этом наказание в виде лишения свободы не может налагаться за преступления, совершенные посредством публикации или ее публичного характера (ст. 71).
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот оружия и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются оружием, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь в виду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Строгие наказания за различные деяния, в особенности, лишение свободы на длительные сроки (до 10 или более лет) и более строгие наказания (пожизненное лишение свободы, смертная казнь и другие подобные наказания), устанавливаемые за насильственные и ненасильственные деяния различной степени опасности, являются примером применения крайних мер в праве (правовым экстремизмом) и могут использоваться как орудие личной мести, средство личной наживы или подавления инакомыслия либо как средство совершения других общественно опасных действий различных представителей власти и других лиц, устрашающих население и (или) способствующих возникновению опасных провокационных ситуаций, влекущих нарушение конституционного порядка и возможные массовые насильственные действия (бунты, мятежи, возможные вооруженные конфликты и т.п.), которые могут быть направлены на подавление воли неугодной конкретным влиятельным лицам части общества и носить массовый характер (государственный терроризм).
Подобные действия представляют повышенную опасность для личности, общества и государства, не отвечая целям наказания, определяемым общими принципами права, международным законодательством и законодательством конкретных государств. При этом указанные действия противоречат как общим принципам права, так и действующему международному и национальному законодательству (проявления государственного терроризма запрещены принятой на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1984г. резолюцией «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государства, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах», а человек является высшей ценностью, согласно ст. 2 Конституции РФ и аналогичным нормам конституций целого ряда других стран).
Отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний, предусмотренных законодательством, за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживанию роста преступности, противодействию коррупции, экономии бюджетных средств, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, экономия бюджетных средств, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо исключение из УК РФ права суда на назначение лишения свободы за преступления небольшой тяжести и ненасильственные преступления средней тяжести несовершеннолетним лицам, женщинам, лицам пенсионного возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также права на его назначение за любые преступления небольшой или средней тяжести и тяжкие или особо тяжкие ненасильственные преступления лицам, достигшим возраста 65 лет, и лицам с ограниченными возможностями здоровья, не способным к совершению насильственных действий, или страдающим опасными для жизни заболеваниями, которые могут повлечь их преждевременную смерть.
Необходимо установление менее строгих видов наказаний, чем лишение свободы, во всех нормах о преступлениях небольшой тяжести.
Необходимо введение в УК РФ и иное законодательство РФ четких правил применения в РФ наказания в виде лишения свободы и других видов наказаний, а также правил задержания любых лиц, соответствующих принципу высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ).
Необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний, предусмотренных законодательством, за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 913 голосов

87

Против решения: 229 голосов

К началу списка инициатив