Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
22Ф102466
Уровень инициативы:
Федеральный

Внести изменения в 255-ФЗ от 29.12.2006 г., предусмотрев возможность увеличения размера и продления срока выплаты пособия по уходу за ребенком в зависимости от количества лет, выбранных для расчета среднего заработка

В связи со сложной демографической ситуацией в стране в последние годы, особо остро стоит вопрос повышения рождаемости. Единое универсальное пособие, вводимое с 01.01.2023 г. поможет отчасти решить вопрос, обеспечив семьи с низким доходом средствами на жизнь. Помогая семьям с низкими доходами, не стоит при этом забывать о работающих семьях с доходом выше среднедушевого, которые в силу своего заработка не могут претендовать на данное пособие и льготы от государства. Имея ипотеку, одного, реже двух и более детей, такая семья не может выйти за рамки сформировавшегося семейного бюджета и решиться дать жизнь новому человеку. Возможной мотивацией к рождению ребенка могло бы стать ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оформляемое у работодателя и выплачиваемое Социальным фондом.
В настоящее время данное пособие назначается сроком до достижения ребенком возраста 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица за два предыдущих года. На практике в ряде случаев размер пособия не намного превышает установленный минимальный его размер законодательством (чуть более 7677,81 руб. в 2022 г.) и не дотягивает даже до МРОТ с учетом районного коэффициента. Особенно это касается регионов с низкой заработной платой. При этом застрахованное лицо может иметь приличный трудовой стаж и получать близкую к средней по региону заработную плату.
Исходя из этого, низкий размер назначаемого пособия является антимотиватором и сводит на нет все планы по рождению детей. Наряду с этим, вторым антимотиватором являются сложившиеся отношения в обществе между работодателем и сотрудником, который постоянно ходит на больничные с маленьким ребенком, по причине того что не с кем оставить (например бабушки и дедушки работают из-за повышения пенсионного возраста). Поэтому на практике подавляющее большинство отпусков по уходу за ребенком оформляется до достижения им возраста 3-х лет. Отсюда третьим антимотиватором является то, что с 1,5 до 3-лет на ребенка ничего не предусмотрено, если семья по каким-либо причинам не проходит на единое универсальное пособие и иные выплаты, но в то же время ей необходимо платить кредиты и ипотеку.

Практический результат

Повышение размера пособия и сроков его выплаты должно привести к увеличению рождаемости в ближайшие 10 лет среди работающих женщин, при прочих условиях, не планирующих ребенка – дополнительно 1 100 тыс. детей. Кроме того, данные меры будут большой помощью для бюджета многих семей, имеющих кредиты и ипотеку.
Для оценки практического результата, можно так же создать на Госуслугах форму о среднем дневном заработке для расчета пособия по уходу за ребенком. Спрос на информационные запросы по данной форме поможет оценить востребованность вводимых мер.
В практическом плане размер назначаемого пособия должен увеличиться в среднем в 1,8 раз, а срок его выплаты продлиться в среднем до 2,5 лет.

Решение

Для решения данных проблем нужно изменить порядок расчета пособия и его назначения таким образом, чтобы основополагающим являлось поощрение за труд (за вклад в систему страхования); чтобы он мотивировал участников страхования к отказу от черной и серой заработной платы; учитывал добровольный выбор в зависимости от жизненных ситуаций застрахованного лица; мог быть дополнительной составляющей уже имеющейся системы расчета, свободно интегрировать в нее; и как итог должен привести к увеличению размера пособия и сроков его выплаты.
Необходимо внести изменения в 255-ФЗ от 29.12.2006 в части назначения и порядка расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а именно:
1. Средний дневной заработок для назначения пособия может быть рассчитан не только за 2 предыдущих года до наступления события, но и за 3, 4 или 5 лет, по желанию застрахованного лица по правилам, сохраняющим аналогию текущего расчета среднего дневного заработка предусмотренного 255-ФЗ от 29.12.2006, включая замену лет в определенных законодательством случаях.
2. Если застрахованное лицо выбирает расчет среднего дневного заработка из 2-х предыдущих лет – пособие назначается в размере 40% от рассчитанного среднего дневного заработка, умноженного на 30,4, и назначается сроком до достижения ребенком 1,5 лет.
3. Если застрахованное лицо выбирает расчет среднего дневного заработка из 3-х предыдущих лет – пособие назначается в размере 60% от рассчитанного среднего дневного заработка, умноженного на 30,4, и назначается сроком до достижения ребенком 2-х лет.
4. Если застрахованное лицо выбирает расчет среднего дневного заработка из 4-х предыдущих лет – пособие назначается в размере 80% от рассчитанного среднего дневного заработка, умноженного на 30,4, и назначается сроком до достижения ребенком 2,5 лет.
5. Если застрахованное лицо выбирает расчет среднего дневного заработка из 5-ти предыдущих лет – пособие назначается в размере 100% от рассчитанного среднего дневного заработка, умноженного на 30,4, и назначается сроком до достижения ребенком 3-х лет.

К началу списка инициатив