Необходимо введение запрета на уничтожение предметов, имеющих культурную ценность, в УПК РФ и иное законодательство РФ, в котором он прямо не предусмотрен, и установление четких условий, при наличии которых оружие, не имеющее культурной ценности, находящееся в свободном или ограниченном обороте, или иной предмет, могут быть уничтожены по решению суда и, тем более, в ином порядке, а также четких правил принятия решения об уничтожении видов оружия и иных предметов, запрещенных к обороту в РФ, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и иного законодательства РФ.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая наличие запрета на уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, в ФЗ Об оружии (ст. 6), при наличии запрета на уничтожение любых культурных ценностей в ст. 243 УК РФ и отсутствии указанного запрета в ст. 81 УПК РФ и в ином процессуальном законодательстве РФ, а также отсутствие запрета на уничтожение иного оружия и других подобных предметов, если они запрещены к обороту в РФ, или являются орудиями преступлений, принадлежащими обвиняемому, либо не истребованы стороной в уголовном или ином процессе, либо конфискованы по решению суда, либо их собственник утратил право собственности на них или не был установлен, либо имеют место иные случаи, предусмотренные законодательством.
Внесение указанных изменений позволит обеспечить соблюдение конституционных принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, права каждого иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и других конституционных принципов, охраняющих права человека, включая право собственности, и культурные ценности.
Правила оборота оружия, включая его изъятие таковы, что оружие, запрещенное к обороту в РФ, может быть изъято и уничтожено органами внутренних дел безвозмездно (ст. 28 ФЗ Об оружии) и подлежит изъятию во всех случаях его обнаружения, независимо от наличия решения суда об этом, согласно положениям УПК, КоАП, ГПК РФ и целого ряда других кодексов, законов и иных законодательных актов РФ.
Оружие, ограниченное к обороту, изымается до решения вопроса о его судьбе в случаях отсутствия лицензий и разрешений на его оборот, их аннулирования или смерти законного владельца оружия, имеющего его на основании лицензий или разрешений, до решения вопроса о наследовании имущества, а также в случаях нарушения различных правил оборота оружия или его незаконного оборота. При этом оружие может быть возвращено владельцу или унаследовано только в случаях, если его оборот конкретным лицом не запрещен законодательством, а у данного лица имеются лицензия, разрешение или иное законное основание владения указанным оружием, при отсутствии судебного акта, исключающего владение им. В иных случаях, если оружие не принадлежит другим лицам, или не вынесенного законного судебного акта о его конфискации, оружие может быть отчуждено владельцем или наследником под контролем уполномоченных органов в течение одного года, либо указанным лицам возмещается его стоимость, а в случае несовершения сделки по его отчуждению в течение одного года, - оружие подлежит принудительной реализации с выплатой владельцу или наследнику средств от его продажи, за вычетом расходов на его реализацию (ст. 238 и 1180 ГК РФ).
Оружие, не подлежащее регистрации в уполномоченном органе и (или) приобретаемое без разрешительных документов, включая оружие, правила приобретения которого отсутствуют, и оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть временно изъято у собственника на время рассмотрения уголовного дела, дела об административном правонарушении и в иных случаях нарушения правил его оборота или совершения деяний, связанных с его применением или владением им. При этом оно может быть конфисковано по решению суда только в случаях его незаконного оборота, влекущего административную ответственность (ст. 20.10 КоАП РФ), ряда нарушений правил его оборота, за которые нормами КоАП РФ предусмотрена конфискация, иных деяний, за которые она предусмотрена, или отнесения предмета к орудиям преступлений, принадлежащим обвиняемым (любые орудия преступлений, принадлежащие обвиняемым, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, а орудия преступлений, принадлежащие другим лицам, подлежат возвращению им).
Вышеизложенное относится и к иному оружию.
С 2022 года введено право владельцев оружия на его безвозмездную сдачу в органы внутренних дел для уничтожения.
При этом отсутствует четкий порядок определения условий передачи конфискованного или иного изъятого оружия либо иного подобного предмета на уничтожение или реализацию, либо его передачи конкретным лицам.
Поэтому оружие и иные предметы могут быть направлены на уничтожение или реализацию, либо переданы заинтересованным лицам, заявившим ходатайства об этом, в соответствии с конкретным решением суда и положениями законодательства, позволяющими определенным лицам приобретать конкретные предметы, без учета степени опасности и оборотоспособности конкретных видов оружия или иных предметов, а также наличия и сохранения права собственности на них у осужденного или иного лица, у которого они изъяты.
На практике распространены случаи вынесения судебных решений об уничтожении холодного и иного оружия, не имеющего культурной ценности, и других предметов по уголовным делам о незаконном сбыте холодного оружия и иным делам о незаконном обороте конкретных предметов или иных правонарушениях, а также нередко встречаются случаи вынесения судебных решений об уничтожении холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, и других культурных ценностей, выносимые несмотря на наличие запретов на повреждение или уничтожение культурных ценностей в ст. 243 УК РФ, ст. 6 и 24 ФЗ Об оружии.
При этом достаточно произвольно выносятся и решения о реализации или ином распоряжении оружием и другими конфискованными либо иным образом изъятыми предметами по делам о таких же правонарушениях.
Аналогичные решения встречаются и в деятельности органов, контролирующих оборот оружия и целого ряда других предметов.
Уничтожение культурных ценностей запрещено, а уничтожение других видов оружия и иных предметов причиняет ущерб их собственникам и культурному наследию страны и мира, т.к. многие предметы имеют высокую стоимость при росте цен, а предметы, не имеющие культурной ценности, становятся культурными ценностями со временем (по истечении 50 лет с даты изготовления) или при наступлении определенных событий.
При этом уничтожение культурных ценностей, оружия и других предметов может быть сопряжено с их хищением, когда под видом формального уничтожения данные предметы могут быть присвоены и в дальнейшем находиться в законном или незаконном обороте, а массовость уничтожения оружия и других предметов делает процесс уничтожения во многом бесконтрольным.
Поэтому необходимо введение запрета на уничтожение культурных ценностей во все законодательные акты, затрагивающие их оборот, и отнесение уничтожения оружия и других предметов к крайним мерам, применяемым в отношении наиболее опасных предметов или в наиболее опасных случаях применения предметов при совершении особо тяжких насильственных преступлений.
Аналогично необходимо распределить и другие меры, связанные с изъятием оружия и других предметов у владельцев, в особенности, с безвозмездным их изъятием, в целях исключения случаев массового причинения имущественного и иного вреда людям, а также хищений предметов путем привлечения к уголовной или иной ответственности либо других принудительных мер, предусмотренных законодательством.
При этом необходимо введение запрета на уничтожение, конфискацию и иное безвозмездное изъятие оружия и других предметов, являющихся семейными реликвиями, или имеющими высокую стоимость, либо отнесенных к культурным ценностям, либо к предметам, имеющим иную особую ценность или не представляющим существенной опасности, во всех случаях, не являющихся наиболее опасными.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение запрета на уничтожение предметов, имеющих культурную ценность, в УПК РФ и иное законодательство РФ, в котором он прямо не предусмотрен, и установление четких условий, при наличии которых оружие, не имеющее культурной ценности, находящееся в свободном или ограниченном обороте, или иной предмет, могут быть уничтожены по решению суда и, тем более, в ином порядке, а также четких правил принятия решения об уничтожении оружия, запрещенного к обороту в РФ, согласно положениям ФЗ Об оружии, Криминалистических требований и иного законодательства РФ.
При этом необходимо введение запрета на уничтожение культурных ценностей во все законодательные акты, затрагивающие их оборот, и отнесение уничтожения оружия и других предметов к крайним мерам, применяемым в отношении наиболее опасных предметов или в наиболее опасных случаях применения предметов при совершении особо тяжких насильственных преступлений.
Аналогично необходимо распределить и другие меры, связанные с изъятием оружия и других предметов у владельцев, в особенности, с безвозмездным их изъятием, в целях исключения случаев массового причинения имущественного и иного вреда людям, а также хищений предметов путем привлечения к уголовной или иной ответственности либо других принудительных мер, предусмотренных законодательством.
При этом необходимо введение запрета на уничтожение, конфискацию и иное безвозмездное изъятие оружия и других предметов, являющихся семейными реликвиями, или имеющими высокую стоимость, либо отнесенных к культурным ценностям, либо к предметам, имеющим иную особую ценность или не представляющим существенной опасности, во всех случаях, не являющихся наиболее опасными, с четким указанием перечня данных случаев и соблюдением положений Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иного законодательства, запрещающего уничтожение культурных ценностей и других предметов.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УПК, КоАП и иного законодательства РФ.
Практический результат
Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УПК, КоАП и иного законодательства РФ.