Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф104133
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости снижения в ФЗ Об оружии минимального возраста, дающего право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, до 16 лет или меньшего возраста

Необходимо снижение в ФЗ Об оружии минимального возраста, дающего право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, с 21 года и 18 до 16 лет или меньшего возраста, учитывая положения ст. 2 и 19 Конституции РФ и ч. 2 ст. 13 ФЗ Об оружии, поскольку, согласно ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ Об оружии, право на приобретение многих видов гражданского оружия, имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, но возраст, по достижении которого граждане РФ имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и могут получить разрешения на его хранение и ношение, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Таким образом, большинство видов гражданского оружия могут приобретать граждане РФ, достигшие возраста от 18 лет до 21 года, а охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, а также антикварное оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, виды оружия, приобретаемые только по лицензии на коллекционирование оружия, коллекционирование которых по лицензии допускается действующими в РФ правилами оборота гражданского, служебного и боевого оружия, и патронов к оружию, приобретаемых по разрешительным документам, не запрещенных к обороту, приобретаемых в целях коллекционирования, могут приобретать граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, проживающие в субъектах РФ, установивших такое возрастное ограничение для приобретения данных видов оружия, а перечень субъектов РФ, в которых может быть снижен минимальный возраст приобретения данных видов оружия и других предметов, законодательно не определен.
Это означает наличие права на снижение данного возрастного ограничения или отмену его снижения у органов законодательной (представительной) власти любого субъекта РФ, независимо от каких-либо обстоятельств. Это противоречит ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, т.к. нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
Получение лицензии на коллекционирование оружия и приобретение по ней старинного антикварного оружия, а также ряда других видов оружия и патронов к оружию, приобретаемых именно в целях коллекционирования, не запрещено и с 14 лет.
В силу ст. 13 ФЗ Об оружии граждане, имеющие разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но не достигшие возраста от 18 лет до 21 года, не могут приобретать, охотничье холодное клинковое оружие, охотничье метательное оружие (луки и арбалеты, отнесенные к оружию), а также иные виды гражданского оружия, приобретаемые без лицензии или специальных документов для охотников (охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия), на приобретение которых ст. 13 ФЗ Об оружии установлены возрастные ограничения. Это нелогично, учитывая высокую опасность огнестрельного оружия и определенную степень доверия государства, выраженную в предоставлении несовершеннолетнему гражданину права на владение таким опасным видом оружия, но не может быть изменено без принятия федерального закона, вносящего соответствующие изменения в ФЗ Об оружии, или вынесения постановления Конституционного Суда РФ о противоречии данных положения ст. 13 ФЗ Об оружии Конституции РФ, имеющего силу закона, но требующего принятия федерального закона.
ФЗ от 02.08.2019 N 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»» с 30 января 2020 года введен запрет на хранение юридическими лицами и гражданами найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, или оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с положениями ФЗ Об оружии, и собственниками которого они не являются, за исключением случаев, установленных ФЗ Об оружии, а также право на продажу, дарение и наследование гражданского оружия, приобретаемого без лицензии, но подлежащего регистрации в уполномоченном органе, лицам, имеющим основания на приобретение оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии.
Таким образом, в законодательстве г. Москвы и целого ряда других субъектов РФ предусмотрены запреты на приобретение, хранение, продажу, дарение и иные действия с гражданским оружием для несовершеннолетних граждан РФ в возрасте от 16 до 18 лет, но в законодательстве Самарской области и ряда других различных субъектов РФ предусмотрено право данных несовершеннолетних граждан РФ на совершение указанных действий в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, патронов к нему, холодного и метательного оружия, пороха и капсюлей, а также видов гражданского оружия и патронов к оружию, приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия, после получения охотничьего билета и лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия (для приобретения указанного оружия), разрешения на хранение и ношение данного оружия (после его приобретения для его оборота и приобретения патронов к нему, пороха и капсюлей, а также охотничьего холодного и метательного оружия), и лицензии на коллекционирование оружия (для приобретения охотничьего огнестрельного и метательного оружия в количестве более 5 единиц, оружия, приобретаемого только по лицензии на коллекционирование оружия, и патронов к оружию, приобретаемых в целях коллекционирования, оборот которых ограничен необходимостью получения разрешительных документов, но не запрещен), наравне с совершеннолетними гражданами РФ, получившими данные документы.
При этом в ФЗ Об оружии отсутствует минимальный возраст приобретения всех видов гражданского оружия иностранными гражданами и минимальный возраст получения гражданами РФ лицензии на коллекционирование оружия, что дает основания для определения данного минимального возраста иностранных граждан в соответствии с международными договорами РФ и законодательством соответствующих государств и для выдачи лицензии на коллекционирование оружия гражданам РФ в возрасте моложе 18 или 16 лет во всех субъектах РФ и приобретения ими всех видов оружия и патронов, приобретаемых только по данной лицензии. Это противоречит ст. 19 Конституции РФ, учитывая установление в законодательстве многих государств возрастных ограничений на приобретение различных видов оружия, меньших 18 или 16 лет, и отсутствие возрастных ограничений на их приобретение в законодательстве ряда стран мира и штатов США, а также различную степень опасности видов оружия и патронов, приобретаемых только по лицензии на коллекционирование оружия.
Возрастное ограничение на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия имеет значение для определения минимального возраста приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами РФ, не имеющими специальных оснований для его приобретения, поскольку им необходим стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, составляющий 5 лет. Поэтому приобретение данного огнестрельного оружия в 18 лет дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не ранее достижения возраста 23 лет, а его приобретение в 16 лет – не ранее достижения 21 года.
Таким образом, в части субъектов РФ установлены различные минимальные возраста приобретения всех видов охотничьего огнестрельного оружия, обладающих любой поражающей способностью, поскольку максимальные критерии поражающей способности охотничьего огнестрельного оружия (калибр, скорость пули, дульная и удельная кинетические энергии и др.) в ФЗ Об оружии и подзаконных актах отсутствуют, а минимальным критерием отнесения предметов к огнестрельному оружию, предусмотренным криминалистическими требованиями и экспертными методиками, является удельная кинетическая энергия, составляющая более 0,5 Дж на мм2, т.е. энергия, при которой снаряд может нанести проникающее ранение грудной клетки. Поэтому распределение минимальных возрастов приобретения части видов охотничьего оружия в субъектах РФ не может способствовать противодействию вооруженной преступности, профилактике несчастных случаев с оружием и правонарушений в сфере охоты и оборота оружия, противоречит ст. 2 и 19 Конституции РФ и может усиливать коррупцию, в особенности, учитывая возможность произвольных установления или отмены снижения возраста приобретения данного оружия, вытекающую из смысла ч. 2 ст. ФЗ Об оружии. При этом нелогично распределены сами виды охотничьего оружия, возраст приобретения которых может быть снижен соответствующими органами власти субъектов РФ, и другие его виды, поскольку единственным видом охотничьего оружия, которое может быть приобретено с 16 лет является только охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Отсутствие возможности снижения минимального возраста приобретения охотничьего пневматического, метательного и холодного оружия, при ее наличии в отношении приобретения огнестрельного охотничьего оружия, патронов к охотничьему огнестрельному оружию, пороха и капсюлей, нелогично, учитывая как возможность приобретения без разрешительных документов части видов пневматического и холодного оружия и приобретения других его видов по лицензии на приобретение охотничьего и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, так и не большую опасность его видов, нежели метательного и огнестрельного оружия, при большей степени опасности огнестрельного, пневматического и метательного стрелкового оружия, чем холодного оружия.
Отсутствие в законодательстве г. Москвы и целого ряда других различных субъектов РФ возможности приобретения и иного оборота охотничьего оружия и других видов оружия и иных предметов, приобретаемых по разрешениям на хранение и ношение охотничьего оружия или лицензиям на коллекционирование оружия, несовершеннолетними гражданами РФ, достигшими возраста 16 лет, как не владеющими, так и законно владеющими данными видами оружия и иных предметов в соответствующих субъектах РФ, препятствует обороту данных оружия и предметов ими на территории г. Москвы и создает прямую угрозу их привлечения к административной или уголовной ответственности и (или) изъятия либо конфискации у них данных предметов в соответствии законодательством РФ. При этом не учитывается правомерное владение ими оружием в соответствующих субъектах РФ и отсутствие противоправных целей оборота ими оружия и других указанных предметов в г. Москве и других указанных субъектах РФ, что явно противоречит ст. 2 и 19 Конституции РФ и не учитывает положения ст. 55 Конституции РФ, исключающей произвольное ограничение прав человека.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил оборота вышеуказанных и многих других видов оружия в ч. 1 - 5 ст. 20.8, 20.11 - 20.14 КоАП РФ, за незаконный оборот (включая передачу и продажу) оружия в ст. 20.10 КоАП РФ, а также за незаконную продажу вещей, ограниченных к свободной реализации, в ст. 14.2 КоАП РФ.
Уголовная ответственность предусмотрена за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, его основных частей и патронов к нему) в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ, незаконный оборот взрывчатых веществ в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, газового (за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных веществами слезоточивого или раздражающего действия (исключение, предусмотренное ч. 7 ст. 222 УК РФ с 2021 года)), метательного и холодного оружия (за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность (Постановление КС РФ от 17 июня 2014г. N 18-П)) в ч. 7 ст. 222 УК РФ, а также за незаконные изготовление, ремонт и переделку огнестрельного оружия и незаконное изготовление боеприпасов, газового, метательного и холодного оружия, а также иных вышеуказанных видов оружия - в ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Минимальный возраст привлечения к административной ответственности за любые правонарушения и к уголовной ответственности за большинство преступлений составляет 16 лет, а данный возраст привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ с 2014 года составляет 14 лет. При этом уголовной ответственности подлежит несовершеннолетнее лицо, не имеющее отставания в психическом развитии, а к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет в исключительных случаях применяются правила главы УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних, за исключением направления в специальное учебное заведение или воспитательную колонию.
Вышеуказанное распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с оружием свидетельствует о необходимости снижения минимального возраста приобретения вышеуказанных видов оружия в законодательстве как всех субъектов РФ до 16 лет, так и его снижения в ФЗ Об оружии в целях исключения противоречий Конституции РФ и произвольных действий в отношении несовершеннолетних граждан РФ и граждан РФ в возрасте от 18 лет до 21 года, как не владеющих оружием, так и законно владеющих охотничьим оружием в соответствующих субъектах РФ, а также граждан РФ в возрасте от 21 года до 26 лет, законно владеющих охотничьим огнестрельным оружием с нарезным стволом на основании стажа владения таким гладкоствольным огнестрельным оружием (5 лет) в соответствующих субъектах РФ.
Критерии разграничения оружия и других предметов не являются четкими и не определяют оружие как предметы, всегда обладающие большей поражающей способностью и степенью опасности, чем другие предметы.
Минимальные критерии поражающей способности оружия установлены только в отношении холодного, метательного, пневматического и огнестрельного оружия (предусмотрен большой перечень критериев холодного и метательного броскового оружия, включающий минимальные и максимальные размеры предметов и их частей, вес предметов, прочность клинков и рукоятей, твердость клинков не менее 25 HRC, прочность конструкции, исключающая люфт клинка после нанесения 20 ударов в сосновую доску или 2 - 5 ударов клинком плашмя по бревну, и целый ряд других критериев, несоответствие одному из которых исключает отнесение предмета к холодному или метательному бросковому оружию. Для метательного стрелкового оружия предусмотрены только минимальные критерии натяжения тетивы луков и арбалетов, составляющие более 27 и 43 кгс соответственно. Для пневматического оружия предусмотрено только минимальное значение дульной энергии, составляющее более 3 Дж, а для огнестрельного оружия предусмотрено только минимальное значение удельной кинетической энергии, составляющее более 0,5 Дж на мм2) и являются разрозненными, не отграничивающими оружие от других предметов по поражающей способности, т.к. они определяют различные критерии поражающей способности предметов как видов оружия, не соответствующие фактической поражающей способности и критериям опасности для жизни или здоровья конкретных предметов (причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку могут и предметы, не соответствующие критериям холодного или метательного оружия, холодное и метательное бросковое оружие не имеют большей поражающей способности, чем бытовые предметы, их источник энергии находится вне самого оружия, а многие предметы не отнесены к холодному и метательному бросковому оружию по своему назначению (бытовые ножи, топоры, мачете и т.п.).
Луки и арбалеты уступают в размерах и эффективности использования многим видам современного стрелкового оружия и предметам, сходным с ними, а многие другие механические метательные устройства (рогатки, катапульты, пращи, духовые трубки, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, пружинные ружья и т.п.) не отнесены к метательному оружию, независимо от значений усилия натяжения тетивы или сжатия пружины либо от иных характеристик.
Минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2) превышает ее значения, при достижении которых возможно нанесение непроникающего ранения грудной клетки с переломами грудины (0,33 – 0,40 Дж на мм2), и является близким к ее значениям, при которых возможно нанесение проникающего ранения грудной клетки с переломами грудины (0,54 – 0,60 Дж на мм2), но оно достижимо при любых значениях небольших дульной энергии оружия и (или) снарядов малых и сверхмалых калибров (менее 25, 7,5, 3, 0,5 или 0,08 Дж, если калибр составляет менее 8, 4,5, 2,8 или 1 мм соответственно) или при бри больших значениях дульной энергии в оружии крупных калибров (более 50 или 100 Дж, если калибр составляет более 11 или 18 мм), а фактическая поражающая способность зависит от вида, массы, размера и прочности снаряда, а также от целого ряда других его характеристик.
Минимальное значение дульной энергии пневматического оружия, составляющее более 3 Дж, является значительно меньшим значением, чем ее минимальные значения, при которых достигается значение кинетической энергии огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2) в оружии распространенных калибров (более 5,45 или 4,5 мм), и меньшим, чем ее указанные значения для оружия калибра более 2,8 мм, но превышает ее значения в оружии калибра до 2,8 мм, поэтому оно является очень низким критерием поражающей способности оружия, а критерии отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию нельзя считать логичными и упорядоченными).
При этом ряд предметов, соответствующих по дульной энергии, натяжению тетивы (усилию при заряжании снаряда) и многим другим признакам огнестрельному, пневматическому, метательному или холодному оружию (пневматические или пороховые строительно-монтажные пистолеты, которые могут иметь дульную энергию до 200, 500, или 1200 Дж, механические, пневматические и гидропневматические ружья для подводной охоты, имеющие допустимое усилие при заряжании гарпуна до 50 кгс, но не отнесенные к оружию и при большем усилии при заряжании, пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, маркеры для игры в пейнтбол, имеющие дульную энергию более 3 или 7,5 Дж и калибр более 4,5 мм, духовые трубки, спортивные метательные ножи, не отнесенные к метательному бросковому оружию, мачете, кукри, финские ножи и др.), не отнесены к оружию и находятся в свободном обороте.
Таким образом, холодное, метательное, пневматическое и маломощное огнестрельное оружие не всегда отличаются от предметов, сходных с ними по поражающей способности и многим другим признакам. При этом к пневматическому оружию может быть отнесен гораздо более широкий перечень предметов, чем к метательному оружию и огнестрельному оружию распространенных или крупных калибров, к огнестрельному оружию малых и сверхмалых калибров может быть отнесен наибольший перечень предметов, включающий даже оружие, равное по значениям дульной энергии конструктивно сходным с пневматическим оружием изделиям (дульная энергия от 0,5 до 3 Дж) или дульной энергии предметов, не отнесенных к пневматическому оружию (дульная энергия до 0,5 Дж), включая игрушечное оружие (дульная энергия до 0,5 или 0,08 Дж), а пружинные ружья, катапульты и другие подобные устройства, предметы, не являющиеся оружием по своему целевому назначению, а также предметы, не соответствующие любому из критериев холодного оружия, не отнесены к оружию, находятся в свободном обороте.
В отношении других видов оружия (огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, сигнального и других подобных видов оружия) минимальные критерии их поражающей способности законодательно не определены, а списанное оружие не может быть отнесено к оружию экспертными критериями, поскольку оно является огнестрельным оружием, приведенным в состояние, исключающее производство выстрела или позволяющее только имитировать выстрелы, т.е. оно не способно производить выстрелы металлическими и иными снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2.
При этом списанное оружие не отнесено к самостоятельным видам оружия, имеющим конкретные минимальные критерии отнесения их к оружию, и сходно с предметами, не являющимися оружием (пневматическим, газовым, сигнальным и иным оружием, не отнесенным к огнестрельному оружию, выведенным из боевого состояния, макетами или муляжами оружия и т.п.).
Существуют устройства, сходные с газовым или иным нелетальным оружием, имеющие большую поражающую способность, чем газовое или ряд других видов нелетального оружия, не отнесенные к оружию (газовые баллончики против животных, газовые, электрошоковые, травматические и другие подобные спецсредства силовых структур и т.п.), многие из которых находятся в свободном обороте.
Газовое и иное нелетальное оружие, метательное и пневматическое оружие были отнесены к видам оружия в Законе РФ Об оружии 1993г. с 1 января 1994 года, а сигнальное оружие – только в ФЗ Об оружии 1996г. с 1 июля 1997 года. При этом критерии отнесения предметов к части видов оружия изменялись с 1994 по 2002 год. В частности, к метательному стрелковому оружию были до 2002 года отнесены луки и арбалеты с усилием натяжения тетивы более 14 и 20 кгс соответственно, а с 2002 года данные значения увеличены до 27 и 43 кгс соответственно. Минимальный критерий отнесения предметов к пневматическому оружию (3 Дж) был введен в ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года.
Таким образом, часть видов оружия и предметов, не отнесенных к оружию, ранее не были отнесены к оружию или, наоборот, были к нему отнесены.
Виды оружия, не предусмотренные законом Об оружии, были существенно ограничены в обороте Законом РФ Об оружии 1993г. (разрешалось только их использование в целях коллекционирования или имитации их применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ), но все ограничения на их оборот были отменены ФЗ Об оружии 1996г. и Правилами оборота гражданского и служебного оружия 1998г. При этом перечень видов оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, был расширен ФЗ Об оружии и расширялся в 2012 и 2017 годах.
В частности, в ФЗ Об оружии было включено в качестве гражданского оружия холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, а с 2012 и 2017 годов были включены в качестве гражданского оружия оружие, имеющее культурную ценность, и списанное оружие (фактически являющееся конструктивно сходным с оружием изделием), а также были включены в качестве боевого оружия кортики, состоящие на вооружении в РФ (отнесенные в ст. 19 ФЗ Об оружии к боевому холодному оружию в нарушение положений ст. 5 ФЗ Об оружии).
Ранее данные виды холодного и иного оружия не были предусмотрены ФЗ Об оружии. При этом холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, не было предусмотрено Законом РФ Об оружии 1993г.
Виды оружия, имеющего культурную ценность, не были предусмотрены Законом РФ Об оружии и ФЗ Об оружии 1996г. до 2012 года.
С 1 января 2018 года все запрещенное к обороту холодное оружие, имеющее культурную ценность, и любое оружие, имеющее ее, не соответствующее Криминалистическим требованиям, отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и разрешены к обороту в качестве гражданского оружия.
Списанное оружие не было указано как вид оружия в Законе Об оружии 1993г. и в ФЗ Об оружии 1996г. до 2012 года.
Кортики, состоящие на вооружении в РФ, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, не были предусмотрены Законом Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. до 2017 года, а их отнесение к боевому оружию противоречит положениям ст. 5 ФЗ Об оружии. При этом они не отнесены к гражданскому оружию.
Следует отметить, что в Латвии право на приобретение газовых баллончиков, имеют лица, достигшие возраста 16 лет, а в Казахстане лица, достигшие возраста 16 лет, имеют право на приобретение по лицензии луков и арбалетов, являющихся оружием.
В законодательстве многих других зарубежных стран, как правило, предусмотрены обстоятельства, дающие право на приобретение оружия несовершеннолетними лицами (проживание в районах Крайнего Севера, занятие видами стрелкового спорта или охотой, возникновение опасности для жизни, которая может быть устранена применением оружия, согласие родителей на приобретение оружия несовершеннолетним и т.п.). При этом право на приобретение оружия во многих случаях предоставляется лицам, не достигшим возраста 16 лет, а в некоторых странах и штатах США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия и распространено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием (в частности, винтовки Crickett). В законодательстве штата Техас пневматическое оружие не отнесено к оружию и находится в свободном обороте.
Наименьшие значения дульной энергии стрелкового оружия достигают в законодательстве целого ряда стран мира 24,2 Дж либо 3 или 10 Дж в 4 метрах от ствола (Испании, Швеции и др.), а указанные значения удельной кинетической энергии – 0,785 Дж на мм2 (в Германии, США и др.).
В законодательстве Российской империи многие виды оружия находились в менее ограниченном обороте, чем в ФЗ Об оружии и возрастные ограничения устанавливались не всегда и на приобретение всех видов оружия, а многие правила оборота оружия ограничения на его оборот определялись местными властями. При этом охотничьи ружья, дульнозарядное или однозарядное огнестрельное оружие, мелкокалиберные винтовки и ряд других видов стрелкового оружия находились, как правило, в свободном обороте и существовало детское оружие, находящееся в свободном обороте, к которому относилось огнестрельное, холодное и иное оружие, размеры которого уменьшены в сравнении со стандартными видами оружия.
В законодательстве СССР долгое время отсутствовали существенные ограничения на оборот охотничьих ружей, дульнозарядного или однозарядного огнестрельного оружия, мелкокалиберных винтовок (включая спортивные и мелкокалиберное оружие, в котором не используется порох (оружие Монте-Кристо)), и устанавливались меньшие возрастные ограничения на приобретение охотничьего оружия, составлявшие в определенных местностях не менее 12 лет или 14 лет. При этом огнестрельное оружие, изготовленное до 1870 года, приобреталось и хранилось свободно, а охотничьи ружья, ряд видов винтовок (в частности, малокалиберные или однозарядные), ножи и кинжалы до окончательного введения на их хранение разрешительной системы приобретались свободно или по охотничьему билету, а охотничье и национальное холодное оружие народов России приобреталось свободно в соответствующих местностях. Обязанность получения разрешительных документов органов милиции для приобретения охотничьих гладкоствольных ружей была введена только в 1975 году, для приобретения охотничьего холодного оружия – в 1994 году (Законом РФ Об оружии 1993г. для всех лиц, имеющих право на приобретение огнестрельного оружия, и ФЗ Об оружии – только для владельцев охотничьего огнестрельного оружия), а для приобретения капсюлей подобная обязанность (разрешения выдаются органами Росгвардии) была введена с 2019 года (для владельцев охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия).
Учитывая вышеизложенное, необходимо снижение в ФЗ Об оружии минимального возраста, дающего право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, с 21 года и 18 лет до 16 лет или меньшего возраста и отмена ограничений на оборот холодного оружия с его исключением из перечня видов оружия, учитывая положения ст. 2 и 19 Конституции РФ и ч. 2 ст. 13 ФЗ Об оружии, а также решение вопросов о снижении минимальных возрастов приобретения других видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту на территории РФ во всех случаях и (или) в случаях, в которых оружие необходимо лицу для самозащиты или для не противоречащей законодательству деятельности, обеспечивающей его существование, или действий, как связанных, так и не связанных с самообороной, совершаемых при наличии обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, о введении права на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства с установлением правил его оборота ими, а также об исключении из перечня видов оружия всех видов метательного оружия и части или всех видов пневматического оружия с отменой ограничений на их оборот.
До решения вопроса о его снижении минимальных возрастов приобретения всех видов охотничьего и (или) иного гражданского оружия на федеральном уровне в целях приведения положений ФЗ Об оружии в соответствие с положениями ст. 2, 19 и других норм Конституции РФ, необходимо принятие и введение в действие законодательных актов РФ и субъектов РФ, устанавливающих единый четкий порядок оборота охотничьего оружия, патронов к охотничьему огнестрельному оружию, пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к нему, приобретаемого в части субъектов РФ гражданами РФ, достигшими возраста не менее чем 16 лет, а также охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретаемого в данных субъектах РФ гражданами РФ в возрасте от 21 года до 26 лет, имеющими только стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, указанными гражданами, являющимися законными владельцами данного оружия и видов оружия и патронов, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, выданной несовершеннолетним гражданам РФ, указанными гражданами, законно владеющими данными видами оружия и патронов, на всей территории РФ, в целях обеспечения соблюдения их конституционных прав на всей территории РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других конституционных принципов, упорядочиванию правовых норм законодательства РФ и субъектов РФ, исключению привлечения к уголовной ответственности на основании законодательных актов субъектов РФ, при нахождении уголовного законодательства именно в федеральном ведении в соответствии с ст. 71 Конституции РФ, исключению произвольного привлечения к административной ответственности именно на основании нарушения законодательных актов субъектов РФ, а также усилению противодействия коррупции.

Практический результат

Соблюдение принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других конституционных принципов, упорядочивание правовых норм законодательства РФ и субъектов РФ, исключение привлечения к уголовной ответственности на основании законодательных актов субъектов РФ, при нахождении уголовного законодательства именно в федеральном ведении в соответствии с ст. 71 Конституции РФ, исключение произвольного привлечения к административной ответственности именно на основании нарушения законодательных актов субъектов РФ, а также усиление противодействия коррупции.

Решение

Необходимо снижение в ФЗ Об оружии минимального возраста, дающего право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, с 21 года и 18 лет до 16 лет или меньшего возраста и отмена ограничений на оборот холодного оружия с его исключением из перечня видов оружия, учитывая положения ст. 2 и 19 Конституции РФ и ч. 2 ст. 13 ФЗ Об оружии, а также решение вопросов о снижении минимальных возрастов приобретения других видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту на территории РФ во всех случаях и (или) в случаях, в которых оружие необходимо лицу для самозащиты или для не противоречащей законодательству деятельности, обеспечивающей его существование, или действий, как связанных, так и не связанных с самообороной, совершаемых при наличии обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, о введении права на приобретение гражданского оружия лицами без гражданства с установлением правил его оборота ими, а также об исключении из перечня видов оружия всех видов метательного оружия и части или всех видов пневматического оружия с отменой ограничений на их оборот.
До решения вопроса о его снижении минимальных возрастов приобретения всех видов охотничьего и (или) иного гражданского оружия на федеральном уровне в целях приведения положений ФЗ Об оружии в соответствие с положениями ст. 2, 19 и других норм Конституции РФ, необходимо принятие и введение в действие законодательных актов РФ и субъектов РФ, устанавливающих единый четкий порядок оборота охотничьего оружия, патронов к охотничьему огнестрельному оружию, пороха и капсюлей для самостоятельного снаряжения патронов к нему, приобретаемого в части субъектов РФ гражданами РФ, достигшими возраста не менее чем 16 лет, а также охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретаемого в данных субъектах РФ гражданами РФ в возрасте от 21 года до 26 лет, имеющими только стаж владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием, указанными гражданами, являющимися законными владельцами данного оружия и видов оружия и патронов, приобретаемых по лицензии на коллекционирование оружия, выданной несовершеннолетним гражданам РФ, указанными гражданами, законно владеющими данными видами оружия и патронов, на всей территории РФ, в целях обеспечения соблюдения их конституционных прав на всей территории РФ.

К началу списка инициатив