Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф104354
Уровень инициативы:
Федеральный

Создание на территории Российской Федерации товарных хабов с целью ускоренного развития импортозамещающих производственных мощностей

Как показал 2022 год и начало 2023 года, одной из главных проблем, тормозящих развитие Российской Федерации, является отсутствие широкой суверенной производственной базы, охватывающей все существующие и перспективные отрасли народного хозяйства, а также удовлетворяющие спрос на товары любого назначения всех потребителей. Справедливости ради, стоит отметить, что за прошедшие годы со стороны властей уделялось немало внимания развитию промышленности и производственного секторов экономики. Определенные положительные результаты имеются. При этом большинство положительных примеров в этой части, так или иначе, связаны с сырьевыми отраслями (изготовление труб из нефтепродуктов, производство СУГ, автомобильных масел, азотных и фосфорных удобрений и т.д.). То есть основное развитие получили направления, связанные с переработкой первичного сырья и энергоресурсов. А также, связанные с военно-промышленным комплексом и сельским хозяйством.
Вместе с тем, стране по-прежнему серьезно не хватает производств, способных полностью обеспечить внутренний спрос отечественной продукцией.
В качестве подтверждения можно привести возникший в связи с санкциями дефицит автомобильных запчастей и шин, который не может быть покрыт российскими производителями. Поставщики данной продукции вынуждены замещать европейский импорт импортом из Китая. Детские игрушки мы закупаем из-за рубежа. То же с канцтоварами. Про бытовую технику, компьютеры, оргтехнику, телевизоры и телефоны вообще говорить не приходиться. Также, для наглядности, отметим – население переходит с телевизоров LG, Samsung, Sony и Philips на Haier, Hisens, Xiomy и др. (и где же здесь отечественное?). Во многом это касается и автоматики для автоматизации производственно-эксплуатационных процессов. Даже если где-то и появляется отечественная сборка, то большинство комплектующих зарубежного производства. И такое положение дел по очень широкому спектру товаров.
Принимаемые в настоящее время меры позволят обеспечить положительную динамику в этом вопросе, но темпы развития производственного сектора будут недостаточными и не позволят в будущем обеспечить реальную конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке, не говоря уже о занятии лидирующих позиций в мире.
Необходимо принятие мер, обеспечивающих ускоренное производственное развитие страны, создание в России в ближайшие 3-4 года не сотен, а тысяч новых предприятий-производителей конкурентной продукции высокого качества широкого спектра применения.

Практический результат

Во-первых.
За 3-4 года будут созданы тысячи новых реальных производств. Это огромное количество новых высококвалифицированных рабочих мест. Причем в реальном секторе. В производстве продукции с высокой добавленной стоимостью (после окупаемости). Произойдет широкое расширение налогооблагаемой базы, влекущее структурные изменения в национальной экономике и в доходной части бюджетов разных уровней. Более того, уже сам процесс создания производственных мощностей, соответствующих зданий и сооружений, повлечет за собой серьезное вовлечение в этот процесс отечественных строителей, монтажников, производителей и поставщиков продукции, товаров, оборудования, комплектующих, необходимых для создания и дальнейшей работы новых производств.
Когда-то в 30-х и 40-х годах прошлого века в том числе государственные инвестиции в инфраструктуру и производства позволили экономике США не только выйти и Великой депрессии, но и обеспечить ее переход на новый технологический уклад.
В 21 веке, с учетом текущего технологического уровня основные инвестиции, для обеспечения перехода экономики на новый технологический уклад, должны идти не только в инфраструктуру, но и непосредственно в ускоренную индустриализацию нашей страны. Только так можно на десятилетия вперед обеспечить развитие и конкурентоспособность государства в мире, развитие человеческого потенциала, уровня жизни и развитие территорий.
Во-вторых.
Любое производство и его развитие опирается на платежеспособный спрос.
Высокая конкурентоспособность продукции (оборудования, товаров, комплектующих, машин и механизмов) американских и европейских производителей на внутренних и мировых рынках обеспечивается ее высоким качеством и уникальностью, даже несмотря на зачастую высокую стоимость.
Высокая конкурентоспособность китайской продукции при более низком качестве по сравнению с американскими и европейскими производителями обеспечивается во многих случаях гораздо более низкой ценой, вследствие преимущества в сравнительной дешевизне рабочей силы.
Предлагаемый механизм Товарных хабов позволит обеспечить в среднесрочной и долгосрочной перспективе высокую конкурентоспособность отечественной продукции не только традиционно за счет сравнительно более низкой стоимости энергоресурсов (понимая, что от этого преимущества серьезно выигрывают в основном только энергоемкие производства, а для остальных – такое преимущество носит не самый значительный характер), а также за счет отсутствия необходимости в окупаемости капитальных вложений (так как это обеспечит на первом этапе государство в лице Товарных хабов выкупом соответствующего объема продукции). Это будет более серьезным ценовым преимуществом чем энергоносители, которое в том числе может обеспечить расширение потребительской базы не только в России, но и за рубежом, позволит гибко корректировать цены, вкладывать в развитие, в том числе в НИОКР и обновление продукции для повышения ее качества.
В-третьих.
Мультипликативный эффект.
Запуск по рассматриваемому механизму одного или нескольких производств, в том числе взаимосвязанных, по цепочке может аналогичным образом запустить или расширить (развить) другие производства, чья продукция (например, комплектующие) используются для выпуска продукции компаний, финансируемых через Товарные хабы.
То есть, производство продукции одних компаний обеспечивается Товарными хабами, а производство продукции других компаний-поставщиков обеспечивается первыми.
В-четвертых.
Страна отчаянно нуждается в целях и идеях, способных реально объединить население для выполнения задач развития.
За прошедшие несколько десятков лет по-прежнему реальной объединяющей всех темой является тема Великой Победы. Объективно, других общенациональных идей, объединяющих жителей страны на работу в целях ее будущего развития, пока нет. По разным причинам.
В советское время идеи, связанные с развитием, в том числе строительство БАМа, гидроэлектростанций, водохранилищ, освоением земель и т.д. и т.п., объединяли вокруг себя огромное количество населения, обеспечивало государственное развитие на долгие десятилетия.
Обеспечиваемая обозначенным механизмом индустриализация страны № 2 с большой долей вероятности может стать еще одной реальной национальной идеей. Направленной в будущее.
Той идеей, реализация которой обеспечит мощный импульс развития России на долгие годы вперед, развитие человеческого капитала, повышение уровня жизни и реальных доходов граждан, их образованности и профессиональной компетенции, улучшение демографии, развитие территорий страны (в особенности сельских), путем организации производств.
Большая вероятность того, что запуск и реализация механизма ускоренного производственного развития с изложенными принципами спровоцирует возврат специалистов из-за рубежа, а также заинтересованность в работе в России со стороны иностранных специалистов, что поспособствует решению кадровой проблемы.

Решение

Запустить на федеральном уровне новый механизм развития производственного сектора – государственные товарные хабы.
Сейчас основной формой господдержки производств является субсидирование (покрытие части затрат) и налоговые преференции. При этом основную финансовую и организационную нагрузку, а также соответствующие риски несут получатели субсидий.
Именно поэтому наибольшее развитие получили направления, где работают крупные и стабильные предприятия (в основном деятельность, связанная с первичными ресурсами – переработка сырья, сельхозпродукции).
Механизм товарных хабов принципиально отличается от существующих мер поддержки. Государственные товарные хабы на этапе практически «нулевого цикла», когда новые предприятия юридически оформлены, но не создали производственных мощностей, будут заключать с новыми компаниями фьючерсные контракты на закупку необходимой продукции (товаров и оборудования) по ее себестоимости, но в объемах, позволяющих за 3-5 лет окупить стоимость инвестиций. Оплату предлагается производить после начала работы новых производств: либо по факту поступления определенной партии, либо авансированием определенной партии из общего законтрактованного объема, затем закрытие аванса поставкой и новое авансирование и т.д. Растягивать сроки окупаемости нельзя, так как любая продукция должна улучшаться и обновляться для конкурентоспособности. При заключении фьючерсных контрактов можно предусмотреть возможность индексации из-за роста стоимости энергоресурсов.
Принимая во внимание, что в структуру себестоимости продукции входят кредиты, то вопрос финансирования будет решаться кредитами от аккредитованных банков. Банки, при наличии фьючерсных договоров поставки продукции, будут нести минимальные риски. Таким образом, банковская сфера уйдет от паразитирования на потребительских и ипотечных кредитах и будет способствовать развитию реального сектора экономики.
Для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств, компаниями-производителями, с которыми товарный хаб будет заключать с фьючерсный договор о выкупе продукции, могут быть только АО или ООО со 100%-ным участием государства. Это создаст дополнительные гарантии банковскому сектору, а также ускорит процессы создания производств в части оформления земли, подключения к коммуникациям и др. Частная правовая форма компаний позволит в последующем продать часть акций или доли государства, обеспечив дополнительный доход для бюджета и дополнительные инвестиции в производство. Немаловажным является тот факт, что такая правовая форма производства позволит более объективно подойти к уровню оплаты труда высококвалифицированных работников, в том числе инициаторов отдельных производств. Важно учесть, что часть организаций и частных лиц, обладающих технологией производства потенциально успешной и эксклюзивной продукции и/или соответствующими умениями и навыками, могут не захотеть работать в компаниях, собственником которых является регионы или государство. Таким организациям или гражданам можно предложить соглашение, по которому часть доли компаний перейдет в их собственность после окупаемости, но при условии оставления определенного участия (в виде пакета акций или доли) у государства.
При разработке нормативно-правовой основы механизма товарных хабов, необходимо предусмотреть, что фьючерсная закупка товаров с целью создания их производств должна касаться исключительно товаров и оборудования, которые не производятся либо не будут в ближайшее время производиться отечественными производителями в достаточных для импортозамещения объемах, а наоборот широко представлена на российском и/или региональном уровне зарубежными производителями. Также в первую очередь это должна быть наукоемкая и высокотехнологичная продукция, комплектующие для нее, либо оборудование, создающее такую продукцию. На этапе отбора проектов и подготовки фьючерсов должно быть утверждено техническое задание по приобретаемому товару с его техническими и качественными характеристиками.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 705 голосов

295

Против решения: 53 голоса

К началу списка инициатив