Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф104377
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости смягчения мер ответственности и наказаний за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии аффекта

Необходимо смягчение мер ответственности и наказаний за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), и отмена ответственности за совершение в данном состоянии всех наименее опасных ненасильственных и насильственных преступлений, а также неопасных по размерам причиненного вреда или любых административных правонарушений, поскольку менее строгие уголовные наказания предусмотрены в УК РФ только за убийство (умышленное причинение смерти человеку) и умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, совершенные в состоянии аффекта (ст. 107 и 113 УК РФ), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, но не предусмотрены ни за одно административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ или субъектов РФ.
При этом наказания, предусмотренные в ст. 107 и 113 УК РФ (лишение свободы на сроки: до 2 (за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ)), 3 (за убийство одного человека, совершенное в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ)) или 5 лет (за убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта (ч. 2 ст. 107 УК РФ))), являются в несколько раз меньшими наказаний, предусмотренных в ст. 105, 111 и 112 УК РФ за убийство (умышленное причинение смерти другому человеку) и умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (лишение свободы на сроки: до 3 (за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 112 УК РФ)), 5 (за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 112 УК РФ)), 8 (за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 111 УК РФ)), 10 (за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью одного человека, совершенное одним человеком при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 111 УК РФ)), 12 (за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью одного человека, совершенное группой лиц, или умышленное причинение такого вреда двум или более лицам (ч. 3 ст. 111 УК РФ)), 15 (за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 111 УК РФ), или убийство, совершенное без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 105 УК РФ)) или двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь (за убийство, совершенное при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 105 УК РФ))).
Таким образом, состояние аффекта, значительно смягчая наказания за убийство и умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, переводит убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из категорий тяжких и особо тяжких преступлений в категории преступлений небольшой и средней тяжести, а умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное при наличии квалифицирующих признаков, - из категории преступлений средней тяжести в категорию преступлений небольшой тяжести.
Отдельные нормы о совершении других преступлений в состоянии аффекта и правило об исключении уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта, или другие преступления, не являющиеся умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека либо убийством, совершенные в данном состоянии, в УК РФ отсутствуют.
Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, отнесены в п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ к смягчающим обстоятельствам, но специальные правила об обязательном смягчении наказания за преступления, совершенные при наличии данного смягчающего обстоятельства, до каких-либо пределов в УК РФ отсутствуют.
Более того, лишение свободы на срок до 3 или 5 лет с 2017 года установлено за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, содержащее признаки преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ, а сроки лишения свободы за умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (включая чужих животных), повлекшее причинение значительного ущерба, составляют до 2 или 5 лет.
При этом по совокупности данных преступлений (криминализированных жестокого обращения с животными и у умышленного повреждения или уничтожения чужого имущества) может быть назначено до 4,5, 5, 7 или 7,5 лет соответственно. По совокупности приговоров максимальный срок лишения свободы может быть равен сумме его сроков за каждое преступление и составляет 30 лет для совершеннолетних и 10 лет – для несовершеннолетних осужденных соответственно.
Лишение свободы на сроки до 2, 5 или 7 лет предусмотрено с 1997, 2003, 2007 и 2014 годов за угрозу убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться ее осуществления, квалифицированные побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью (до 2 или до 5 лет по ст. 119, до 2 лет ст. 116 и ч. 2 ст. 115 УК РФ), а также с 2021 года за хулиганство, являющееся грубым нарушением общественного порядка, совершенное с применением насилия или угрозой его применения (до 5 или до 7 лет по ст. 213 УК РФ).
Таким образом, жизнь и здоровье человека оцениваются при наличии у виновного состояния аффекта ниже, чем жизнь и здоровье животного, т.к. при умышленном причинении средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человеку в состоянии аффекта максимальное наказание составляет 2 года лишения свободы, а в случае его причинения любому животному наказание может достигать 3 – 7,5 лет лишения свободы, учитывая отсутствие критериев смягчения наказания при наличии состояния аффекта. Подобным образом распределены наказания и за убийство человека в состоянии аффекта или причинение животному смерти.
При этом менее тяжкие насильственные преступления против человека и ненасильственные преступления влекут наказания, составляющие до 2 – 10, 11, 12, 15, 18 или 20 лет лишения свободы, независимо от причинения вреда здоровью или иного вреда человеку, а по совокупности приговоров сроки лишения свободы за любые преступления могут полностью складываться до 10 или 30 лет (в зависимости от достижения возраста 18 лет осужденным, совершающим новые преступления).
Это явно нелогично и несправедливо, т.к. противоречит здравому смыслу и нарушает положения ст. 2 Конституции РФ, определяющей как высшую ценность именно человека, его права и свободы.
Поэтому необходимо четкое распределение норм УК, в которых максимальные сроки лишения свободы составляют не менее 5 лет и других норм УК РФ, по степени опасности предусмотренных ими преступлений.
Совершение административного правонарушения в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) в ст. 4.2 КоАП РФ отнесено к смягчающим обстоятельствам, но специальные правила об обязательном смягчении наказания за административные правонарушения, совершенные при наличии данного смягчающего обстоятельства, и отдельные нормы о совершении конкретных административных правонарушений в состоянии аффекта в КоАП РФ и субъектов РФ отсутствуют.
Вышеуказанное распределение наказаний за преступление и административные правонарушения, совершенные в состоянии аффекта, противоречит логике и нарушает принцип справедливости, поскольку нельзя признать логичным и справедливым значительное смягчение наказания только за убийство и умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, совершенные в состоянии аффекта, понижающее категории указанных преступлений, посягающих на жизнь и здоровье человека, при отсутствии в УК РФ: специальных правил об обязательном смягчении наказания или исключении уголовной ответственности за менее тяжкие преступления, совершенные в состоянии аффекта, об обязательном смягчении наказания за другие тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в состоянии аффекта, и отдельных норм о совершении многих преступлений различных категорий тяжести в состоянии аффекта, а также отсутствии в КоАП РФ специальных правил об обязательном смягчении наказания или исключении административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в состоянии аффекта, и отдельных норм о совершении конкретных административных правонарушений в состоянии аффекта.
Такое распределение наказаний может влечь случаи назначения равных наказаний, лицам, осуждаемым как за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные в состоянии аффекта, так и за умышленное причинение легкого вреда здоровью или применение насилия, не влекущего вреда здоровью, за которое предусмотрена уголовная ответственность, совершенное в данном состоянии, поскольку суд будет считать назначение таких наказаний справедливым в конкретных случаях, имея право их назначать. Аналогично возможны случаи назначения равных наказаний лицам, привлекаемым к ответственности как за многие преступления или любые административные правонарушения, совершенные в состоянии аффекта, так и за указанные деяния, совершенные при отсутствии данного состояния. За некоторые административные правонарушения в КоАП РФ и в законах субъектов РФ предусмотрен только один размер наказания (штрафа), а право на назначение наказания ниже низшего предела в КоАП РФ ограничено и возможно только в отдельных случаях, указывающих на излишнюю строгость наказания или совершение правонарушений отдельными субъектами правоотношений. Поэтому наличие смягчающих обстоятельств не влечет смягчения наказания для лица, совершившего такое административное правонарушение.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости смягчения ответственности за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), и ее отмены за совершение в данном состоянии наименее опасных из них для соблюдения принципа справедливости, учитывая повышенную общественную опасность убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, а также высокую степень общественной опасности умышленного причинения средней тяжести вреда его здоровью.
При внесении данных изменений следует руководствоваться принципом пропорциональности мер ответственности и наказания степени опасности конкретных деяний.
В частности, при их внесении необходимо разделение преступлений на деяния, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний, деяния, представляющие наименьшую степень общественной опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление только административной ответственности, и указанные деяния, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо исключение как уголовной, так и административной ответственности.
Административные правонарушения необходимо разделить на деяния, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний, и деяния, представляющие наименьшую степень опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо исключение административной ответственности.
Внесение вышеуказанных изменений возможно путем установления отдельной ответственности за деяния, совершенные в состоянии аффекта, или введения специальных правил назначения наказания и привлечения к ответственности за данные деяния либо путем как установления отдельной ответственности за некоторые деяния, совершенные в состоянии аффекта, и введения специальных правил назначения наказания и привлечения к ответственности за другие деяния, совершенные в данном состоянии. К преступлениям, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний, целесообразно отнести деяния, связанные с умышленным причинением вреда, не меньшего, чем средней тяжести вред здоровью человека, но квалифицируемые не по общим (ст. 112, 111 и 105 УК РФ), а по специальным нормам УК РФ (ст. 125, 126, 127, 162, 318 и другие подобные нормы УК РФ).
К преступлениям, представляющим наименьшую степень общественной опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление только административной ответственности, целесообразно отнести деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, и связанные с умышленным причинением легкого вреда здоровью человека, или применением насилия, не повлекшего причинения вреда здоровью, либо причинением имущественного вреда, не повлекшего крупного ущерба, в особенности, если данные деяния совершены один раз, без применения пыток или источников повышенной опасности (умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои, влекущие уголовную ответственность (ст. 116 и 116.1 УК РФ), виды хищений и повреждений чужого имущества, влекущие уголовную ответственность (ст. 158 – 162 и ст. 167 УК РФ), и другие подобные деяния, если они представляют наименьшую общественную опасность в конкретных случаях их совершения).
К административным правонарушениям, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний целесообразно отнести деяния, совершенные без применения насилия и причинения значительного ущерба, либо с применением насилия, не повлекшего причинения вреда здоровью человека и не сопряженного с применением пыток, источников повышенной опасности или предметов, которые могут причинить вред здоровью человека (мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), и виды иного причинения имущественного вреда (ст. 7.17, 7.27.1 и ряд других норм КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности), не причинившего потерпевшему ущерба, фактически значительного для него, побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и виды мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), не повлекшего причинения вреда здоровью человека и не сопряженного с применением источников повышенной опасности или предметов, которые могут причинить вред здоровью человека, и другие подобные деяния), либо все административные правонарушения.
К деяниям, предусмотренным УК или КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административной ответственности, представляющим наименьшую степень опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо исключение как уголовной, так и административной ответственности, целесообразно отнести деяния, не причинившие вреда либо причинившие минимальный вред правам, законным интересам или имуществу субъектов правоотношений, либо чести, достоинству, репутации или телесной неприкосновенности человека (оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ и ст. 297, 319 и 336 УК РФ), клевета (ст. 128.1 и 298.1 УК РФ), не повлекшая тяжких последствий, наиболее мелкие хищения и иного причинения имущественного вреда, не причинившие ущерба, существенного для потерпевшего, нанесение одного удара, не повлекшего телесных повреждений, совершенное в ответ на оскорбление, клевету или насилие со стороны потерпевшего, и другие подобные деяния, не причинившие вреда либо причинившие минимальный вред), либо все административные правонарушения и все преступления, не причинившие существенного вреда здоровью человеку.
Учитывая специфику состояния аффекта и меньшую опасность оскорбления, чем насилия, необходимо отменить ответственность оскорбление, совершенное в состоянии аффекта, для усиления правовой охраны лиц, введенных в данное состояние противоправными или аморальными деяниями.
Следует отметить, что оскорбления, совершенные в состоянии аффекта, не наказываются по законам значительного числа стран мира (Дании, Италии, Польши и др.), при этом от ответственности за оскорбление освобождают: противоправное поведение потерпевшего, насилие с его стороны, нарушения должностными лицами прав других лиц и т. п., поэтому отмена ответственности за оскорбление, совершенное в состоянии аффекта, допустима.
Смягчение ответственности за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), и ее отмена за совершение в данном состоянии наименее опасных из них путем внесения вышеуказанных изменений будут способствовать устранению нелогичности норм УК РФ о преступлениях против личности, усилению правовой охраны лиц, введенных в состояние аффекта противоправными или аморальными деяниями, и исключению случаев привлечения к уголовной ответственности и назначения уголовных наказаний (в особенности, связанных с лишением свободы) лицам, действия которых не представляли общественной опасности или являлись ответной реакцией на совершение потерпевшим более опасных действий.
В уголовном законодательстве Российской империи до 1917 года предусматривалось ответственность за убийство в запальчивости и наказание в виде каторги на срок до 8 лет за его совершение (минимальный срок каторги составлял 4 года), а максимальные сроки каторги составляли 20 (по различным законодательным актам Российской империи) и 15 лет (по Уголовному Уложению 1903г.). При этом предусматривалась и каторга без срока, освобождение от отбывания которой было возможно после отбытия 20 или 15 лет соответственно.
В уголовном законодательстве России с 1917 года, РСФСР и СССР максимальные определенные сроки лишения свободы составляли не более 5 (с 1921 по 1922 год), 10 (с 1922 по 1937 год), 15 (в 1917 году и с 1958 по 1996 год), 20 (с 1918 по 1921 год и с 1986 по 1992 год) и 25 лет (с 1937 по 1958 год).
За убийство одного или нескольких человек, совершенное в состоянии аффекта, в законодательстве РСФСР, многих других союзных республиках СССР и РФ с 1921 по 1996 год предусматривалось до 5 лет лишения свободы.
При этом сроки лишения свободы до 5 и 10 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасность, являясь наиболее строгими наказаниями за убийство и многие другие особо тяжкие преступления, но менее строгими наказаниями, чем смертная казнь, за бандитизм, измену родине и ряд других преступлений сроки лишения свободы до 15, 20 и 25 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасность, являясь с 1918 по 1921 год и с 1937 по 1996 год менее строгими наказаниями, чем пожизненное лишение свободы (с 1918 по 1921 год) и (или) смертная казнь (с 1937 по 1996 год), за бандитизм, измену родине, убийство (с 1959 по 1996 год) и целый ряд других преступлений.
При этом они являлись наиболее строгими наказаниями за многие или все особо тяжкие преступления в 1917 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления или преступления, совершенные не на фронте (с июля по октябрь 1917 года)), с 1947 по 1950 – 1954 годы (20 лет как максимальное наказание за многие особо тяжкие преступления и 25 лет как максимальное наказания за любые преступления, за которые предусматривалась смертная казнь до 1947 года или по законам военного времени) и в 1996 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления).
В уголовном законодательстве СССР и РФ с 1958 по 1996 год максимальный срок наказания в виде лишения свободы при его назначении за несколько преступлений не мог превышать максимального срока данного наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, при этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы по нескольким приговорам за преступления составлял 10 лет, а за преступления, предусматривающие лишение свободы на срок более 10 лет, - 15 лет (Основы уголовного законодательства СССР 1958 и 1991 г. (ст. 35 и 36, ст. 44 и 45) и УК РСФСР 1960 г. (ст. 40 и 41)).
За умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, совершенные в состоянии аффекта, максимальные сроки лишения свободы в различных УК РСФСР и части других союзных республик составляли не более 2 лет лишения свободы.
Таким образом, максимальные сроки лишения свободы за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека или убийство, совершенные в состоянии аффекта, пропорционально максимальным срокам лишения свободы за квалифицированные убийства и другие особо тяжкие преступления являлись более строгими наказаниями в УК РСФСР 1922, 1926 и 1960г., чем в УК РФ 1996г., а максимальные сроки лишения свободы за особо тяжкие преступления для совершеннолетних осужденных были увеличены в УК РФ.
Максимальные сроки лишения свободы, составляющие не более 10 лет, предусматривались в качестве наиболее строгих наказаний за любые преступления в уголовных законах нескольких стран Европы, включая законы ряда государств, существовавших до образования Германской империи в 1871 году (в уложениях Ольденбурга, Вюртемберга и части других немецких государств с 1848 по 1871 год).
В УК Германии максимальный определенный срок лишения свободы составляет 15 лет, а в УК Швеции – 10 лет.
В УК части стран мира, в которых отменено или отсутствует пожизненное лишение свободы, максимальные определенные сроки лишения свободы составляют менее 35 или 30 лет. В частности, в УК Норвегии максимальным уголовным наказанием является 21 год лишения свободы, а в УК Туркменистана – 25 лет (При этом в 2002 году было принято Постановление, вводящее пожизненное лишение свободы для изменников родины без его включения в УК Туркменистана).
В УК значительного числа стран СНГ (Армении и др.) максимальные наказания не превышали 15 лет лишения свободы после 1991 – 2000 годов до принятия новых УК данных стран (до 2003 года).
Таким образом, в законодательстве России, РСФСР, СССР, РФ немецких и других государств Европы встречались нормы, запрещающие сроки лишения свободы, составляющие более 15 или даже 10 лет, за многие или все преступления, и его сроки, составляющие более 10 или даже 5 лет, за многие особо тяжкие преступления или в качестве альтернативы смертной казни.
В настоящее время увеличены сроки лишения свободы за различные деяния, отнесенные к преступлениям УК РФ (незаконный сбыт холодного оружия (ч. 7 ст. 222), клевета, предусмотренная ч. 2 – 5 ст. 128.1, хулиганство с угрозой насилием или его применением (ст. 213) и др.) и уголовными законами других стран. При этом обостряются проблемы, требующие пропорционального смягчения наказаний и иных мер уголовной ответственности лицам, совершившим ненасильственные и насильственные деяния, не причинившие существенного вреда здоровью человека, лицам несовершеннолетнего или преклонного возраста, и иным лицам, в отношении которых необходимо смягчение наказаний (женщинам и любым лицам, страдающим заболеваниями, создающими прямую опасность для жизни, или влекущими их беспомощность).
Учитывая принцип обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ), максимальные наказания за любые преступления, совершенные с 1958 по 1996 год, не могут превышать 15 лет лишения свободы по законодательству РФ, за любые преступления, совершенные с 1937 по 1958 год, - 10 или 15 лет, учитывая установление в то время за различные преступления сроков лишения свободы до 10, 15, 20 или 25 лет и сокращение максимального срока лишения свободы до 15 лет в 1958 году, за любые преступления, совершенные с 1922 по 1937 год, - 10 лет лишения свободы, т.к. данный его срок являлся максимальным, а за любые преступления, совершенные до вступления в силу УК РСФСР в 1922 году, 5 лет лишения свободы, т.к. Декретом СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» максимальный срок лишения свободы был установлен равным 5 годам, а его увеличение до 10 лет произошло после вступления в силу УК РСФСР 1922г.
Поэтому ко всем лицам, совершившим особо тяжкие преступления до вступления в силу УК РФ, подлежащим уголовной ответственности на момент совершения преступлений и по срокам давности (если срок давности не применяется или прерван совершением нового преступления определенной категории), находящимся в живых на момент их осуждения должны быть применены нормы прежних УК и других законов, предусматривающие сроки лишения свободы менее 20, 15, или 10 лет. При этом для данных лиц, совершивших преступления до 1958 и, тем более, 1937 года сроки лишения свободы до 15, 10 или 5 лет могут быть пожизненными либо они могут быть освобождены от наказаний по состоянию здоровья или иным законным основаниям, но для большей части данных лиц, совершивших преступления до 1996 года, сроки лишения свободы до 10 или 15 лет не являются такими же строгими наказаниями, как сроки до 20 или более лет.
Максимальные сроки лишения свободы, не превышающие 15 лет, предусмотрены УК Германии и ряда других стран мира как максимальные сроки лишения свободы, менее строгие, чем пожизненное лишение свободы, и предусматривались в ряде стран мира как наиболее строгие уголовные наказания для части или всех категорий осужденных.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил пропорционального распределения наказаний для осужденных преклонного возраста и других категорий осужденных, которым запрещено назначать пожизненное лишение свободы и смертную казнь, или для которых лишение свободы является излишне строгим наказанием, решение вопроса о введении общих максимальных сроков лишения свободы за наиболее тяжкие преступления для конкретных категорий осужденных, и отмена лишения свободы за ненасильственные преступления или преступления, не повлекшие тяжких последствий.
Учитывая излишнюю строгость и низкую эффективность применения лишения свободы для противодействия насильственной преступности, необходима отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, в отношении всех лиц, осужденных за их совершение с полным и всестороннем научным рассмотрением вопроса о его постепенной и поступательной отмене за многие или все преступления с заменой более гуманными и эффективными видами наказаний, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности, при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ позволит четко распределить наказания в УК РФ и исключить нарушение конституционных прав человека.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Смягчение ответственности за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), и ее отмена за совершение в данном состоянии наименее опасных из них путем внесения вышеуказанных изменений будут способствовать устранению нелогичности норм УК РФ о преступлениях против личности, усилению правовой охраны лиц, введенных в состояние аффекта противоправными или аморальными деяниями, и исключению случаев привлечения к уголовной ответственности и назначения уголовных наказаний (в особенности, связанных с лишением свободы) лицам, действия которых не представляли общественной опасности или являлись ответной реакцией на совершение потерпевшим более опасных действий.

Решение

Необходимо смягчение ответственности за все преступления и административные правонарушения, совершенные в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), и ее отмена за совершение в данном состоянии наименее опасных из них для соблюдения принципа справедливости, учитывая повышенную общественную опасность убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, а также высокую степень общественной опасности умышленного причинения средней тяжести вреда его здоровью.
При внесении данных изменений следует руководствоваться принципом пропорциональности мер ответственности и наказания степени опасности конкретных деяний.
Административные правонарушения необходимо разделить на деяния, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний, и деяния, представляющие наименьшую степень опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо исключение административной ответственности.
Внесение вышеуказанных изменений возможно путем установления отдельной ответственности за деяния, совершенные в состоянии аффекта, или введения специальных правил назначения наказания и привлечения к ответственности за данные деяния либо путем как установления отдельной ответственности за некоторые деяния, совершенные в состоянии аффекта, и введения специальных правил назначения наказания и привлечения к ответственности за другие деяния, совершенные в данном состоянии. К преступлениям, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний, целесообразно отнести деяния, связанные с умышленным причинением вреда, не меньшего, чем средней тяжести вред здоровью человека, но квалифицируемые не по общим (ст. 112, 111 и 105 УК РФ), а по специальным нормам УК РФ (ст. 125, 126, 127, 162, 318 и другие подобные нормы УК РФ).
К преступлениям, представляющим наименьшую степень общественной опасности, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление только административной ответственности, целесообразно отнести деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, и связанные с умышленным причинением легкого вреда здоровью человека, или применением насилия, не повлекшего причинения вреда здоровью, либо причинением имущественного вреда, не повлекшего крупного ущерба, в особенности, если данные деяния совершены один раз, без применения пыток или источников повышенной опасности (умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), побои, влекущие уголовную ответственность (ст. 116 и 116.1 УК РФ), виды хищений и повреждений чужого имущества, влекущие уголовную ответственность (ст. 158 – 162 и ст. 167 УК РФ), и другие подобные деяния, если они представляют наименьшую общественную опасность в конкретных случаях их совершения).
К административным правонарушениям, за совершение которых в состоянии аффекта необходимо установление менее строгих наказаний целесообразно отнести деяния, совершенные без применения насилия и причинения значительного ущерба, либо с применением насилия, не повлекшего причинения вреда здоровью человека и не сопряженного с применением пыток, источников повышенной опасности или предметов, которые могут причинить вред здоровью человека (мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), и виды иного причинения имущественного вреда (ст. 7.17, 7.27.1 и ряд других норм КоАП РФ или законов субъектов РФ об административной ответственности), не причинившего потерпевшему ущерба, фактически значительного для него, побои (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и виды мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), не повлекшего причинения вреда здоровью человека и не сопряженного с применением источников повышенной опасности или предметов, которые могут причинить вред здоровью человека, и другие подобные деяния), либо все административные правонарушения.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 927 голосов

73

Против решения: 316 голосов

К началу списка инициатив