Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф104590
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости смягчения мер наказаний за применение насилия в отношении представителя в связи с исполнением им своих обязанностей и введения в ст.318 УК РФ указания на законность действий представителя власти, к которому применяется насилие

Необходимо смягчение наказания за применение насилия в отношении представителя в связи с исполнением им своих обязанностей, в особенности, за сопротивление полиции и другим представителям власти, которые имеют широкие распорядительные полномочия по отношению к физическим лицам и часто контактируют со многими лицами в силу должностных обязанностей, при отсутствии тяжких последствий либо насильственных преступлений с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, а также введение в ст. 318 УК РФ указания на законность действий представителя власти, к которому применяется насилие.
Внесение указанных изменений необходимо, поскольку в ст.318 УК РФ, которой предусмотрено данное деяние, за указанное деяние установлены достаточно суровые наказания: по части первой данной статьи за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, возможно назначение лишения свободы на срок от 2 месяцев до 5 лет, а по части второй за применение насилия, опасного для жизни или здоровья в отношении указанных лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 2 месяцев до 10 лет.
При этом в части критериев обязательного смягчения наказаний не учитывается совершение данного деяния в состоянии аффекта или при превышении пределов крайней необходимости, т.е. сроки лишения свободы до 5 или 10 лет могут быть назначены и в указанных случаях, несмотря на наличие в нормах УК РФ (ст.107 и 113) сроков лишения свободы до 2, 3 или 5 лет за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью либо убийство, если они совершены в состоянии аффекта.
Отдельные нормы о совершении других преступлений в состоянии аффекта и правило об исключении уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта, или другие преступления, не являющиеся умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека либо убийством, совершенные в данном состоянии, в УК РФ отсутствуют.
Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, отнесены в п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ к смягчающим обстоятельствам, но специальные правила об обязательном смягчении наказания до каких-либо пределов за преступления, совершенные при наличии данного смягчающего обстоятельства, в УК РФ отсутствуют.
Превышение пределов крайней необходимости влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч.2 ст.39 УК РФ), но в УК РФ отсутствуют отдельные нормы о совершении каких-либо деяний при превышении пределов крайней необходимости и правила об обязательном смягчении наказания за деяния, совершенные при превышении пределов крайней необходимости.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается насилие, которое не повлекло и не могло повлечь причинение вреда здоровью потерпевшего, а под насилием, опасным для жизни или здоровья - насилие, которое повлекло причинение вреда здоровью любой тяжести.
Очевидно, что при применении насилия в отношении представителя власти, не повлекшего вреда здоровью или повлекшего только легкий вред здоровью, а также угрозы применения насилия к нему, данные наказания являются слишком строгими, а возможность назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения условного осуждения только усиливает коррупционность данной нормы, при возможности назначения длительных сроков лишения свободы.
Не полностью справедливо смягчил наказание по ч.2 ст.318 УК РФ ФЗ от 07.03.2011 № 26-ФЗ, исключивший из ее санкции минимальный пятилетний срок лишения свободы, т.к. суд не лишен права назначать такой срок лишения свободы в случаях применения насилия в отношении представителя власти, повлекшего легкий вред его здоровью, а критерии назначения сроков лишения свободы, составляющих не менее 5 лет в УК и ином законодательстве РФ отсутствуют, поэтому пределы усмотрения суда являются достаточно широкими.
Применение насилия в отношении представителя власти, совершенное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, влечет ответственность по совокупности применения опасного насилия к представителю власти и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч.2 ст.318 и ст.111 УК РФ) и наказания, составляющие до 15, 18 или 22,5 лет лишения свободы.
Убийство и покушение на убийство представителя власти влекут при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением влечет ответственность по ст.277, 295 и 317 УК РФ, по которым предусмотрены наказания в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет или пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.
При этом применение любого насилия к представителю власти, не связанное с исполнением им своих обязанностей, может влечь уголовную и административную ответственность только по общим нормам УК и КоАП РФ о побоях, повлекших причинение физической боли (ст. 116 и 116.1 УК РФ и ст.6.1.1 КоАП РФ), причинении вреда здоровью человека (ст.111, 112, 115, 118 и другие нормы УК РФ о причинении вреда здоровью человека), угрозе убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека (ст.119 УК РФ), убийстве (ст.105 УК РФ) и других подобных деяниях, предусматривающих менее строгие наказания за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.118 УК РФ), угрозу убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ), побои (ст.116 и 116.1 УК РФ) и умышленное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо простое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч.1 ст.111 УК РФ). Побои без признаков преступлений, предусмотренных ст.116, 116.1 и иными нормами УК РФ, являются административным правонарушением (ст.6.1.1 КоАП РФ), а насилие, не причинившее физической боли, и угроза неопасным насилием либо причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью человека влекут административную или уголовную ответственность только в случаях, предусмотренных частью норм УК РФ о мелком хулиганстве или хулиганстве, влекущем уголовную ответственность, грабеже или разбое и о целом ряде других деяний (ст. 20.1 и ряд других норм КоАП РФ, ст.213, 161, 162 и ряд других норм УК РФ).
Оскорбление представителя власти во время исполнения им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является преступлением только, если оно совершено публично (при этом публичным могут признавать и оскорбление, совершенное в присутствии двух или более представителей власти либо других лиц) и не влечет лишения свободы (ст.319 УК РФ).
Неповиновение требованиям или воспрепятствование действиям сотрудника полиции или ряда других представителей власти является административным правонарушением и влечет ответственность только в том случае, если их требования или действия являются законными (ст.19.3 КоАП РФ).
Кроме сотрудников полиции и Росгвардии к представителям власти отнесен широкий круг должностных лиц. При этом в городе Москве и ряде других субъектов РФ встречаются случаи отнесения к представителям власти контролеров общественного транспорта, являющихся сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок», и сотрудников ряда других подобных государственных учреждений «ГКУ города Москвы Администратор Московского парковочного пространства» и т.п., при отсутствии федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ о деятельности данных ГКУ и их должностных лиц. Это требует введения четкого законодательного регулирования их деятельности федеральным законом или их упразднения, в особенности, учитывая частые случаи превышения ими полномочий в городе Москве, Московской области и ряде других субъектов РФ (незаконные задержания за безбилетный проезд, удержание в транспорте более одной остановки, высадку из транспорта или применение силы за попытку оплаты проезда наличными деньгами (в Московской области) и др.).
Поэтому по ст.318 УК РФ следует уменьшить сроки лишения свободы при умышленном причинении нетяжкого вреда здоровью, а при отсутствии вреда здоровью отменить лишение свободы. При этом следует ввести указание на законность действий представителя власти, в отношении которого применяется насилие.
Следует отметить, что во многих странах мира (Франция, Иран, США и др.) за применение насилия в отношении сотрудников полиции и (или) любых представителей власти установлены меньшие сроки лишения свободы (не более 3 или 5 лет), чем по ст.318 УК РФ. В законодательстве СССР за применение насилия в отношении сотрудников милиции также были установлены меньшие сроки лишения свободы (не более 3 или 5 лет).
Лишение свободы на срок 10 лет является наиболее строгим наказанием для несовершеннолетних осужденных и наиболее строгим наказанием для всех осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное одним преступником в отношении одного потерпевшего с особой жестокостью, или при наличии других квалифицирующих признаков, не повлекшее виновного (неосторожного или умышленного) причинения смерти человеку, кражу, мошенничество, присвоение или растрату в особо крупном размере, а также целый ряд других деяний, представляющих различную степень общественной опасности.
Уголовной ответственности по ст. 318 УК РФ и многим другим нормам УК РФ подлежат лица, достигшие возраста 16 лет (ст. 20 УК РФ), поэтому лица в возрасте от 14 до 16 лет подлежат ответственности не по данной норме, а по нормам об ответственности за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека (ст. 112 и 111 УК РФ), за которые предусмотрены максимальные сроки лишения свободы, составляющие менее 10 лет и (или) 5 лет (до 3, 5 или 8 лет), если совершенное деяние не является квалифицированным умышленным причинением тяжкого вреда здоровью.
Это нелогично и несправедливо, поэтому необходимо четкое распределение норм УК, в которых максимальные сроки лишения свободы составляют не менее 5 лет и других норм УК РФ, по степени опасности предусмотренных ими преступлений.
В уголовном законодательстве России с 1917 года, РСФСР и СССР максимальные определенные сроки лишения свободы составляли не более 5 (с 1921 по 1922 год), 10 (с 1922 по 1937 год), 15 (в 1917 году и с 1958 по 1996 год), 20 (с 1918 по 1921 год и с 1986 по 1992 год) и 25 лет (с 1937 по 1958 год). При этом сроки лишения свободы до 5 и 10 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасность, являясь наиболее строгими наказаниями за убийство и многие другие особо тяжкие преступления, но менее строгими наказаниями, чем смертная казнь, за бандитизм, измену родине и ряд других преступлений сроки лишения свободы до 15, 20 и 25 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасность, являясь с 1918 по 1921 год и с 1937 по 1996 год менее строгими наказаниями, чем пожизненное лишение свободы (с 1918 по 1921 год) и (или) смертная казнь (с 1937 по 1996 год), за бандитизм, измену родине, убийство (с 1959 по 1996 год) и целый ряд других преступлений. При этом они являлись наиболее строгими наказаниями за многие или все особо тяжкие преступления в 1917 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления или преступления, совершенные не на фронте (с июля по октябрь 1917 года)), с 1947 по 1950 – 1954 годы (20 лет как максимальное наказание за многие особо тяжкие преступления и 25 лет как максимальное наказания за любые преступления, за которые предусматривалась смертная казнь до 1947 года или по законам военного времени) и в 1996 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления).
В уголовном законодательстве СССР и РФ с 1958 по 1996 год максимальный срок наказания в виде лишения свободы при его назначении за несколько преступлений не мог превышать максимального срока данного наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, при этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы по нескольким приговорам за преступления составлял 10 лет, а за преступления, предусматривающие лишение свободы на срок более 10 лет, - 15 лет (Основы уголовного законодательства СССР 1958 и 1991 г. (ст.35 и 36, ст.44 и 45) и УК РСФСР 1960 г. (ст.40 и 41)).
Максимальные сроки лишения свободы, составляющие не более 10 лет, предусматривались в качестве наиболее строгих наказаний за любые преступления в уголовных законах нескольких стран Европы, включая законы ряда государств, существовавших до образования Германской империи в 1871 году (в уложениях Ольденбурга, Вюртемберга и части других немецких государств с 1848 по 1871 год).
В УК Германии максимальный определенный срок лишения свободы составляет 15 лет, а в УК Швеции – 10 лет.
В УК части стран мира, в которых отменено или отсутствует пожизненное лишение свободы, максимальные определенные сроки лишения свободы составляют менее 35 или 30 лет. В частности, в УК Норвегии максимальным уголовным наказанием является 21 год лишения свободы, а в УК Туркменистана – 25 лет (При этом в 2002 году было принято Постановление, вводящее пожизненное лишение свободы для изменников родины без его включения в УК Туркменистана).
В УК значительного числа стран СНГ (Армении и др.) максимальные наказания не превышали 15 лет лишения свободы после 1991 – 2000 годов до принятия новых УК данных стран (до 2003 года).
Таким образом, в законодательстве России, РСФСР, СССР, РФ немецких и других государств Европы встречались нормы, запрещающие сроки лишения свободы, составляющие более 15 или даже 10 лет, за многие или все преступления, и его сроки, составляющие более 10 или даже 5 лет, за многие особо тяжкие преступления или в качестве альтернативы смертной казни.
В настоящее время увеличены сроки лишения свободы за различные деяния, отнесенные к преступлениям УК РФ (незаконный сбыт холодного оружия (ч.7 ст.222), клевета, предусмотренная ч.2-5 ст 128.1, хулиганство с угрозой насилием или его применением (ст.213) и др.) и уголовными законами других стран. При этом обостряются проблемы, требующие пропорционального смягчения наказаний и иных мер уголовной ответственности лицам, совершившим ненасильственные и насильственные деяния, не причинившие существенного вреда здоровью человека, лицам несовершеннолетнего или преклонного возраста, и иным лицам, в отношении которых необходимо смягчение наказаний (женщинам и любым лицам, страдающим заболеваниями, создающими прямую опасность для жизни, или влекущими их беспомощность).
Учитывая принцип обратной силы уголовного закона (ст.54 Конституции РФ и ст.10 УК РФ), максимальные наказания за любые преступления, совершенные с 1958 по 1996 год, не могут превышать 15 лет лишения свободы по законодательству РФ, за любые преступления, совершенные с 1937 по 1958 год, - 10 или 15 лет, учитывая установление в то время за различные преступления сроков лишения свободы до 10, 15, 20 или 25 лет и сокращение максимального срока лишения свободы до 15 лет в 1958 году, за любые преступления, совершенные с 1922 по 1937 год, - 10 лет лишения свободы, т.к. данный его срок являлся максимальным, а за любые преступления, совершенные до вступления в силу УК РСФСР в 1922 году, 5 лет лишения свободы, т.к. Декретом СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных» максимальный срок лишения свободы был установлен равным 5 годам, а его увеличение до 10 лет произошло после вступления в силу УК РСФСР 1922 г.
Поэтому ко всем лицам, совершившим особо тяжкие преступления до вступления в силу УК РФ, подлежащим уголовной ответственности на момент совершения преступлений и по срокам давности (если срок давности не применяется или прерван совершением нового преступления определенной категории), находящимся в живых на момент их осуждения должны быть применены нормы прежних УК и других законов, предусматривающие сроки лишения свободы менее 20, 15, или 10 лет. При этом для данных лиц, совершивших преступления до 1958 и, тем более, 1937 года сроки лишения свободы до 15, 10 или 5 лет могут быть пожизненными либо они могут быть освобождены от наказаний по состоянию здоровья или иным законным основаниям, но для большей части данных лиц, совершивших преступления до 1996 года, сроки лишения свободы до 10 или 15 лет не являются такими же строгими наказаниями, как сроки до 20 или более лет.
Максимальные сроки лишения свободы, не превышающие 15 лет, предусмотрены УК Германии и ряда других стран мира как максимальные сроки лишения свободы, менее строгие, чем пожизненное лишение свободы, и предусматривались в ряде стран мира как наиболее строгие уголовные наказания для части или всех категорий осужденных.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил пропорционального распределения наказаний для осужденных преклонного возраста и других категорий осужденных, которым запрещено назначать пожизненное лишение свободы и смертную казнь, или для которых лишение свободы является излишне строгим наказанием, решение вопроса о введении общих максимальных сроков лишения свободы за наиболее тяжкие преступления для конкретных категорий осужденных, и отмена лишения свободы за ненасильственные преступления или преступления, не повлекшие тяжких последствий.
Учитывая излишнюю строгость и низкую эффективность применения лишения свободы для противодействия насильственной преступности, необходима отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, в отношении всех лиц, осужденных за их совершение с полным и всестороннем научным рассмотрением вопроса о его постепенной и поступательной отмене за многие или все преступления с заменой более гуманными и эффективными видами наказаний, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности, при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ позволит четко распределить наказания в УК РФ и исключить нарушение конституционных прав человека.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С.П.Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С.П.Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922 г., данный срок составил 10 лет.
Л.Н.Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф.Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства.

Решение

Необходимо уменьшение сроков лишения свободы при умышленном причинении нетяжкого (легкого или средней тяжести) вреда здоровью представителям власти и другим лицам, указанным в ст.318 УК РФ, и отмена наказания в виде лишения свободы при отсутствии вреда их здоровью.
Необходимо введение в ст.318 УК РФ указания на законность действий представителя власти, в отношении которого применяется насилие.
Необходима отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена).
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 767 голосов

233

Против решения: 140 голосов

К началу списка инициатив