Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф104693
Уровень инициативы:
Федеральный

Реформа корпоративного законодательства

1. Для того, чтобы руководить юридическом лицом по общему правилу каких-либо дополнительных квалификационных требований не установлено (кроме случаев, когда юридическое лицо осуществляет свою деятельность в специфической сфере - например, финансовой - или когда деятельность юридического лица связана с необходимостью предоставления её руководителю доступа к гостайне и т.п.). Между тем как правило руководство организацией также означает руководство коллективом людей, обеспечение условий труда, охраны труда, обеспечение пожарной безопасности и инструктажа по гражданской обороне и т.п.
2. Минимальный размер уставного капитала, который установлен в российском корпоративном законодательстве для юридических лиц слишком маленький. Например, для того, чтобы зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью его учредителям необходимо внести в уставный капитал такого общества сумму в 10 000 руб. Для сравнения для того, чтобы юридическое лицо могло быть признано банкротом по общему правилу размер его не исполненных обязательств перед кредиторами должен быть равен или превышать 300 000 руб.
3. Федеральная налоговая служба и Министерство юстиции наряду с основными своими видами деятельности осуществляют также функции по регистрации юридических лиц. ФНС РФ к тому же является представителем государства в делах о банкротстве. Данные функции плохо сочетаются с основными функциями ФНС РФ и Минюстиции РФ.
4. Ликвидация юридического лица - это аналог смертной казни для физического. После ликвидации юридическое лицо утрачивает свою правоспособность, то есть не может распоряжаться своим имуществом, представлять свои интересы в судах, вести какую-либо хозяйственную деятельность и т.п. Справедливо, что такое важное решение должен принимать суд в результате полноценного судебного разбирательства с участием всех заинтересованных лиц, с полным и всесторонним исследованием доказательств, с возможностью апелляционного обжалования и т.п. Возможность "административной" ликвидации юридических лиц - то есть по решению налогового органа, а не суда - приводит к тому, что ликвидируются действующие юридические лица по формальным, а зачастую по надуманным основаниям. Факт соответствия действительного местонахождения органов управления юридического лица адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, не должен быть единственным основанием, по которому налоговая служба (даже без обращения в суд) может юридическое лицо ликвидировать.

Практический результат

1. Повышение безопасности (труда, пожарной и т.п.) на предприятиях и организациях.
2. Уменьшение количества недобросовестных предпринимателей. Повышение эффективности и качества контроля за деятельностью частных организаций.
3. Более логичное распределение функций между органами государственной власти (несвойственные функции снимаются, свойственные передаются).
4. Обеспечение стабильности гражданского оборота и экономики РФ в целом. Снижение количества преступлений с использованием фиктивных юридических лиц (которые намеренно "бросаются" после достижения преступного результата). Уменьшение уровня коррупции. Снижение административных издержек (предприниматели будут меньше тратить времени на "поиск и покупку адреса для фирмы", на разбирательства с налоговой и больше будут сосредоточены на своей непосредственной деятельности).

Решение

1. Ввести квалификационные требования для лиц, замещающих должности руководителей любых юридических лиц, а именно: возраст не менее 25 лет, наличие полной дееспособности, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличие диплома о высшем образовании, наличие сертификата о прохождении подготовки для целей осуществления функций руководителя юридического лица по установленной государством программе подготовки (должна включать в себя такие темы как "охрана труда", "пожарная безопасность", "налоги и сборы", "бухгалтерия", "основы правового регулирования деятельности юридического лица" и т.п.).
2. Установить, что минимальный размер уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью устанавливается субъектом Российской Федерации, в котором такое общество регистрируется, при этом минимальный размер уставного капитала (устанавливаемый законом субъекта РФ) не может быть менее 300 000 руб. и не может быть более 1 млн. руб. Усилить контроль за соответствием имеющихся в распоряжении юридического лица денежных средств его уставному (акционерному) капиталу. Публиковать в сети Интернет данные о соответствии, либо несоответствии имеющихся у юридического лица денежных средств его уставному (акционерному) капиталу, обновляя соответствующую информацию ежеквартально.
3. Передать функции ведения Единого государственного реестра юридических лиц в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Увеличить срок регистрации юридического лица с 5 до 10 рабочих дней. Установить, что до внесения Росреестром сведений о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ первичную проверку поданных на регистрацию документов должны также осуществить ФНС РФ - в отношении коммерческих организаций - и Мин. юстиции - в отношении некоммерческих. Передать функции уполномоченного органа в делах о банкротстве Федеральному казначейству. Передать функции контроля за деятельностью арбитражных управляющих и их СРО Торгово-промышленной палате РФ (или палатам субъектов РФ), либо напрямую в Минэкономразвития.
4. Установить, что юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано только по судебному решению. При этом недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица может служить основанием для наложения штрафа на юридическое лицо (или его руководство), а также для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, но не для принудительной ликвидации юридического лица. Непредоставление отчётности и отсутствие движений по банковским счетам в течение года также не может явиться основанием для принудительной ликвидации юридического лица, если доказано, что у юридического лица есть имущество (например, денежные средства есть на банковском счёте, но по счёту нет движений, или имеется иное имущество: недвижимость, ценные бумаги, права требований и т.п.). То есть для принудительной ликвидации юридического лица как недействующего должны одновременно наличествовать не два, а три условия: непредоставление отчётности в течение года, отсутствие движений по банковским счетам в течение года, отсутствие вообще какого-либо имущества.
Если суд принимает решение о принудительной ликвидации юридического лица, он должен назначить ликвидатора (или ликвидационную комиссию) со сроком полномочий от 3 месяцев до 6 месяцев (с возможность в исключительных случаях продлить этот срок), который (которая) по истечении отведённого срока должны будут представить суду отчёт о проведённой ликвидации юридического лица и только после этого, если суд этот отчёт одобрит и определит завершить ликвидацию, юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Расходы на судебное разбирательство по делу о ликвидации юридического лица и на саму процедуру принудительной ликвидации должны взыскиваться судом с учредителей (участников, акционеров) и т.п. юридического лица (в случае, если иск государственного органа или иного заинтересованного лица о ликвидации юр. лица будет судом удовлетворён).

К началу списка инициатив