Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
52Ф105170
Уровень инициативы:
Федеральный

Внесение в главу 26 УК РФ изменений и дополнений

На сегодняшний день экологическая ситуация в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, является крайне неблагоприятной.
Экологическая преступность наносит огромный вред общественным отношениям в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни человека, общества и государства, причиняя колоссальных размеров материальный ущерб физическим, юридическим лицам, государству.
Уголовно-правовой запрет предупреждает совершение наиболее опасных посягательств на окружающую среду, вместе с мерами уголовного наказания, которые определяются и назначаются судом нарушителям экологического законодательства.
Однако самого понятия экологического преступления в нем не имеется. Диспозиции всех статей главы 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса Российской Федерации являются бланкетными, так как отсылают к иным законам и нормативно-правовым актам, регулирующие вопросы экологической безопасности.
1) Учитывая объект экологических преступлений, можно сделать вывод, что экологические преступления, предусмотренные главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации – это общественно опасные деяния, оказывающие негативное воздействие и нарушающие установленные законодательством Российской Федерацией правила охраны окружающей природной среды и потребления природных ресурсов, которым причинен существенный вред, либо создана угроза причинения такого вреда.
2) Изучая Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 (ред. от 15.12.2022) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" и от 23.11.2010 № 26 (ред. от 31.10.2017) "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" можно выделить ряд статей, я бы назвал их «мертвыми», по которым судебная практика практически отсутствует:
- статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
- статья 252. Загрязнение морской среды;
- статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр;
- статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;
- статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.



Практический результат

1) Внедрение базового понятия экологического преступления, позволило бы более правильно уяснить сущность данных преступлений, выделить их типичные признаки, что позволит сформулировать более точные толкования уголовно-правовых норм.
2) Данное решение позволит "разгрузить" Уголовный кодекс и при этом не исключит ответственность за данные преступления.

Решение

1) Включить в текст уголовного закона, например, предусмотрев его в примечании к статье 246 Уголовного кодекса Российской Федерации, или введя отдельную статью особенной части в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, под названием «Понятие экологических преступлений», и в него включить вышеуказанное понятие или же сформулированное специалистами.
2) Исключить вышеуказанные статьи из Уголовного кодекса РФ, а включить одну объединяющую статью под общим названием «Преступления в других сферах природопользования».

К началу списка инициатив