Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф105487
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства и другого подобного преступления с особой жестокостью или в отношении многих лиц с использованием превосходства в силе, уязвимого состояния или наиболее опасного оружия

Необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
При этом необходимо исключение наиболее строгих и близких к ним по строгости уголовных наказаний за любые деяния, не сопряженные с особой жестокостью или их совершением в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими, либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших, либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия, и отмена лишения свободы за ненасильственные деяния, не повлекшие смерти человека и других подобных тяжких последствий, и другие не деяния, не причинившие существенного вреда здоровью человека.
Внесение данных изменений необходимо в целях усиления борьбы с насильственной преступностью и для справедливого распределения наказаний.
Наказания за различные преступления распределены нелогично и несправедливо, т.к. за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью или при наличии других квалифицирующих признаков в ст. 111 УК РФ предусмотрено до 10, 12 или 15 лет лишения свободы (в зависимости от наличия признаков его причинения двум или более лицам или его совершения группой лиц, либо от наступления по неосторожности смерти потерпевшего), а за убийство с особой жестокостью или при наличии других квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь, на назначение которой наложен мораторий, без указания четких оснований назначения судом лишения свободы на сроки от 8 до 20 лет, при существенных ограничениях на назначение пожизненного лишения свободы и смертной казни и возможности назначения определенного срока лишения свободы, превышающего более 20 лет (не более 25 или 30 лет), только по совокупности любого количества убийств с какими-либо другими преступлениями или по совокупности приговоров (не более 30 или 35 лет).
При этом многие признаки совершения убийства или иного подобного преступления, свидетельствующие о повышенной опасности данных преступлений и преступников, их совершающих(нападение на гораздо более слабого человека, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека, или на потерпевшего в уязвимом состоянии (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам, не связанным с беспомощным состоянием), либо нападение, совершенное с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), не отнесены к квалифицирующим признакам данных преступлений и не влекут усиления наказаний для виновных лиц (при отсутствии квалифицирующих признаков наказания не будут превышать наказаний за простые убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (15 или 8 лет по ч. 1 ст. 105 или 111 соответственно)), а совершение ряда наиболее опасных преступлений, сопряженных с убийствами любого количества людей (терроризм, диверсия, развязывание или ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств или методов ведения войны, наёмничество и др.), не только не влечет ответственности по совокупности преступлений, но и может снижать наказание виновных лиц путем квалификации их действий по нормам УК РФ о преступлениях (о вышеуказанных террористических и военных преступлениях), за которые не предусмотрены смертная казнь, пожизненное лишение свободы или сроки лишения свободы, составляющие более 18, 15 или даже 10 лет.
При этом лишение свободы на сроки до 5, 7, 8, 10, 12, 15 или 20 лет предусмотрено за многие менее тяжкие насильственные преступления (применение любого насилия к представителям власти или угроза его применения, хулиганство и др.) или ненасильственные преступления (незаконный оборот многих видов оружия и целого ряда других предметов, клевета и др.), а пожизненное лишение свободы предусмотрено за ряд ненасильственных преступлений (незаконный оборот наркотических средств в особо крупном размере и др.).
Поэтому необходимо четкое распределение сроков лишения свободы за различные деяния, учитывающее степень их опасности, исключающее произвольное установление наиболее строгих и других уголовных наказаний, влекущее назначение равных уголовных наказаний особо опасным преступникам и тем, кто с совершил преступления во время пресечения их преступлений, либо нарушил закон без причинения кому-либо существенного вреда.
Во многих других странах мира (в США, Германии, Белоруссии, Туркменистане, Узбекистане и др.) многие действия, облегчающие совершение убийства или иного насильственного преступления, являются его квалифицирующими признаками или отдельными составами преступлений, а к беспомощному состоянию отнесено любое бессознательное состояние, а не только болезненное состояние, что оправдано повышенной степенью опасности данных преступлений.
Наиболее строгие уголовные наказания в законодательстве России и других стран исторически могли существенно различаться.
В уголовном законодательстве России с 1917 года, РСФСР и СССР максимальные определенные сроки лишения свободы составляли не более 5 (с 1921 по 1922 год), 10 (с 1922 по 1937 год), 15 (в 1917 году и с 1958 по 1996 год), 20 (с 1918 по 1921 год и с 1986 по 1992 год) и 25 лет (с 1937 по 1958 год).
За убийство одного или нескольких человек, совершенное в состоянии аффекта, в законодательстве РСФСР, многих других союзных республиках СССР и РФ с 1921 по 1996 год предусматривалось до 5 лет лишения свободы.
При этом сроки лишения свободы до 5 и 10 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасность, являясь наиболее строгими наказаниями за убийство и многие другие особо тяжкие преступления, но менее строгими наказаниями, чем смертная казнь, за бандитизм, измену родине и ряд других преступлений сроки лишения свободы до 15, 20 и 25 лет были предусмотрены за многие преступления, представляющие различную степень опасности, являясь с 1918 по 1921 год и с 1937 по 1996 год менее строгими наказаниями, чем пожизненное лишение свободы (с 1918 по 1921 год) и (или) смертная казнь (с 1937 по 1996 год), за бандитизм, измену родине, убийство (с 1959 по 1996 год) и целый ряд других преступлений.
При этом они являлись наиболее строгими наказаниями за многие или все особо тяжкие преступления в 1917 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления или преступления, совершенные не на фронте (с июля по октябрь 1917 года)), с 1947 по 1950 – 1954 годы (20 лет как максимальное наказание за многие особо тяжкие преступления и 25 лет как максимальное наказания за любые преступления, за которые предусматривалась смертная казнь до 1947 года или по законам военного времени) и в 1996 году (15 лет как максимальное наказание за любые преступления).
В уголовном законодательстве СССР и РФ с 1958 по 1996 год максимальный срок наказания в виде лишения свободы при его назначении за несколько преступлений не мог превышать максимального срока данного наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, при этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы по нескольким приговорам за преступления составлял 10 лет, а за преступления, предусматривающие лишение свободы на срок более 10 лет, - 15 лет (Основы уголовного законодательства СССР 1958 и 1991 г. (ст. 35 и 36, ст. 44 и 45) и УК РСФСР 1960 г. (ст. 40 и 41)).
За умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, совершенные в состоянии аффекта, максимальные сроки лишения свободы в различных УК РСФСР и части других союзных республик составляли не более 2 лет лишения свободы.
Таким образом, максимальные сроки лишения свободы за умышленное причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека или убийство, совершенные в состоянии аффекта, пропорционально максимальным срокам лишения свободы за квалифицированные убийства и другие особо тяжкие преступления пропорционально являлись более строгими наказаниями до вступления в силу УК РСФСР 1922 г., в УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 г., чем в УК РФ 1996 г., а максимальные сроки лишения свободы за особо тяжкие преступления для совершеннолетних осужденных были увеличены в УК РФ.
Максимальные сроки лишения свободы, составляющие не более 10 лет, предусматривались в качестве наиболее строгих наказаний за любые преступления в уголовных законах нескольких стран Европы, включая законы ряда государств, существовавших до образования Германской империи в 1871 году (в уложениях Ольденбурга, Вюртемберга и части других немецких государств с 1848 по 1871 год (в частности, в Уложении Ольденбурга 1868 г.)).
В УК Германии максимальный определенный срок лишения свободы составляет 15 лет, а в УК Швеции – 10 лет.
В УК части стран мира, в которых отменено или отсутствует пожизненное лишение свободы, максимальные определенные сроки лишения свободы составляют менее 35 или 30 лет. В частности, в УК Норвегии максимальным уголовным наказанием является 21 год лишения свободы, а в УК Туркменистана – 25 лет (При этом в 2002 году было принято Постановление, вводящее пожизненное лишение свободы для изменников родины без его включения в УК Туркменистана).
В УК значительного числа стран СНГ (Армении и др.) максимальные наказания не превышали 15 лет лишения свободы после 1991 – 2000 годов до принятия новых УК данных стран (до 2003 года).
Таким образом, в законодательстве России, РСФСР, СССР, РФ, немецких и других государств Европы встречались нормы, запрещающие сроки лишения свободы, составляющие более 15 или даже 10 лет, за многие или все преступления, и его сроки, составляющие более 10 или даже 5 лет, за многие особо тяжкие преступления или в качестве альтернативы смертной казни.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействия коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства.

Решение

Необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
При этом необходимо исключение наиболее строгих и близких к ним по строгости уголовных наказаний за любые деяния, не сопряженные с особой жестокостью или их совершением в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими, либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших, либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия, и отмена лишения свободы за ненасильственные деяния, не повлекшие смерти человека и других подобных тяжких последствий, и другие не деяния, не причинившие существенного вреда здоровью человека.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 301 голос

699

Против решения: 56 голосов

К началу списка инициатив