Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф105778
Уровень инициативы:
Федеральный

Организовать и проводить обязательный периодический мониторинг кадровых потребностей предприятий с прогнозом на 3-5 лет

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер человеческого бытия (экономика, производство, образование, наука, культура, искусство и т.п.) предполагают комплексный подход в реформах любой сферы​ с​ обязательным учетом изменений, возникающих при этом в других областях жизнедеятельности социального организма.
Проведение оптимизации системы образования в тесной увязке ее с образовательными структурами всех уровней (начиная с дошкольного) и производственными предприятиями, организациями и административными и общественными органами позволит в кратчайшие сроки выйти на качественно новый уровень эффективности воспитания, производства и образования.​
Важность определения для каждого учащегося и студента учебно – производственной траектории (исключение туманности трудоустройства после получения диплома) давно не вызывает сомнений и озвучивается на всех уровнях образовательно – административной и даже правительственной вертикали. Четкая ориентация учащихся на будущие перспективы – основная и очень мощная мотивация​ к освоению учебных программ, а,​ следовательно, и учебной и поведенческой дисциплины. Если же​ в учебно - воспитательном​ процессе задействуется еще и будущий работодатель, то подготовка востребованных специалистов будет реально реализована. Не вызывает сомнения так же​ и тот факт, что сегодняшние студенты в большинстве своем имеют весьма расплывчатое представление о будущем месте работы, и это состояние принципиально не меняют проводимые учебные и производственные практики, поскольку их проведение – небольшой эпизод в учебном плане по специальности. А ведь учебный процесс с самого начала должен быть пронизан главной целью – подготовка к деятельности на рабочем месте (в производственной среде), и эту цель необходимо « прошить» в сознании каждого учащегося в течении всего периода обучения.​ Ключ к решению этой важнейшей проблемы - в самом раннем определении индивидуальных траекторий «учеба – работа» для каждого студента на этапе, когда он был еще школьником, а то и дошкольником. И важно, чтобы этот процесс​ происходил при непосредственном участии всех заинтересованных сторон (будущий студент, родители, школа, колледж, ВУЗ, производственные и общественные организации и т.п.). В настоящее время связь производства и образования зачастую эпизодична и низкоэффективна, что крайне необходимо изменить, в том числе и на административно - законодательном уровне.
На наш взгляд для решения вышеперечисленных проблем и создания эффективной и мобильной к требованиям рынка труда системы подготовки специалистов необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, и в первую очередь на административно – законодательном уровне. Ключом к решению описанных задач является организация и проведение периодического мониторинга кадровых потребностей предприятий с прогнозом на 3-5 лет. После обработки результатов мониторинга формируется реальная база работодателей, готовых трудоустроить будущих выпускников соответствующих учебных заведений и принять участие в их подготовке. На основе этой базы формируется "сквозная" траектория профориентации, обучения и трудоустройства: "дошкольник - школьник - студент - сотрудник предприятия (специалист)".
Мониторинг проводить раз в 3 – 5 лет, может быть на базе созданной​ платформы Национального агентства развития квалификаций (НАРК) с целью автоматизации сбора и обработки информации. Отказ предприятия от участия в данном мониторинге может рассматривается как его ненадежность и бесперспективность на данной территории.
Обработка результатов мониторинга должна заканчиваться заключением договоров на подготовку кадров для​ предприятий с близлежащими учебными заведениями с обязательным отражением в них формы участия работодателя в учебном процессе.
Параллельно учебные заведения региона совместно со школами и родителями учеников формируют из числа школьников (начиная, например, с 7-8 классов) потенциальные группы будущих своих студентов по лицензированным направлениям подготовки. В процессе этой работы для каждого школьника​ «прописывается» траектория «школа – учебное заведение (специальность) – будущее место трудоустройства (предприятие)». При этом с предприятием​ учебное заведение по итогам​ мониторинга кадровых потребностей предприятия заключает с ним договор на подготовку и трудоустройство данного типа специалистов.​ Естественно, возможные изменения в планах учащихся и их родителей​ отслеживаются​ соответствующими службами учебных заведений и предприятий.​
В процессе совместной работы формируется неформальное объединение образовательной, социальной и производственной среды региона всех уровней, внутри которой вырабатываются новые формы и методы ведения учебной и воспитательной деятельности, научно – исследовательской работы, которые оперативно реагируют на изменение внешних и внутренних условий и требований рынка труда.
Было бы интересным, на наш взгляд, рассмотреть предлагаемые направления деятельности как пилотный проект на базе одного учебного заведения (СПО, например) в одном из регионов. Его реализацию провести при непосредственном участии (а то и под руководством) Национального агентства развития квалификаций​ (НАРК) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), как организаций имеющих достаточный потенциал и опыт в проведении и реализации социально – значимых проектов, а также обладающих возможностями разработки законотворческих инициатив при подготовке и принятии необходимых в осуществлении данной деятельности распоряжений и постановлений.
Важно отметить, что работа в указанных направлениях решает не только образовательные задачи, но и в целом способна решить комплексные задачи позитивного​ развития социально – производственной инфраструктуры территорий. Планы кадрового воспроизводства с прогнозом на 3-5 лет на каждом предприятии формируются, естественно, в увязке с планами развития самого производства в согласованных вариантах взаимодействия со «смежниками» и позволяют формировать реальные планы развития и преобразований всей производственной инфраструктуры региона, всего территориального социума. Таким образом, реализуется концепция перспективного​ планирования «снизу», а при подключении к этому процессу административно – управленческой вертикали, осуществляется​ увязка с планами государственного развития территорий. Здесь просматривается некий аналог планово-административной системы СССР ведения хозяйственной деятельности, которая во многом доказала свою эффективность, и использование этого опыта в новых условиях рыночной экономики может быть крайне эффективным.

Практический результат

Решаются проблемы мотивации к обучению молодежи, востребованности выпускников на рабочих местах, обеспечения реальной подготовки и воспитания культурной и интеллигентной научно-производственной молодежной среды.

Решение

Проведение обязательного периодического мониторинга кадровых потребностей всех предприятий региона с прогнозом на 3-5 лет и заключение договоров предприятий с учебными заведениями о совместной подготовке требуемых специалистов.

К началу списка инициатив