Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф107020
Уровень инициативы:
Федеральный

Защита избирательных прав

7 декабря 2022 года по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений, в соответствии с которым Администрации Президента Российской Федерации совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее – ЦИК России) и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации требуется рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов общественного контроля в избирательном процессе и представить результаты к 1 июля 2023 года.
В связи с этим мною подготовлены предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в части совершенствования механизмов общественного контроля на выборах всех уровней, защиты прав как избирателей, так и кандидатов на справедливый учет волеизъявления.
1. Пункт 7 статьи 38 Федерального закона, устанавливает, что:
1) по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми;
2) копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата;
3) в случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами «в.1» и «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона, кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными;
4) итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата; повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 указанного федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Во исполнение указанной нормы пункта 7 статьи 38 Федерального закона в части передачи копии протокола проверки подписных листов кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, ЦИК России принята норма пункта 4.2.2 Постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года № 9/75-8 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» (далее – Постановление ЦИК России).
Согласно пункту 4.2.2 Постановления ЦИК России после получения копии итогового протокола проверки подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидата, кандидат, его уполномоченный представитель, доверенное лицо могут представить в рабочую группу по проверке подписных листов кандидата письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной), а кандидат, его уполномоченный представитель, доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами.
Письменные возражения могут быть представлены кандидатом исключительно до подписания протокола рабочей группы по проверке подписных листов кандидата.
Таким образом, положения пункта 7 статьи 38 Федерального закона и пункта 4.2 Постановления ЦИК России:
1) не содержат требований к содержанию возражений в случае несогласия
с выводами о признании подписей недостоверными (недействительными);
2) не содержат порядка признания обоснованными или необоснованными возражений против признания подписей недостоверными (недействительными);
3) не содержат правовых последствий признания обоснованными или необоснованными возражений против признания подписей недостоверными (недействительными).
То есть в пункте 7 статьи 38 Федерального закона и в Постановлении ЦИК России отсутствует правовое регулирование, отвечающее на следующие вопросы:
1) как возразить против признания подписей недостоверными (недействительными) (что должно быть в таких возражениях);
2) как рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, признать обоснованными или необоснованными возражения кандидатов против признания подписей недостоверными (недействительными);
3) к каким последствиям приведет признание рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, обоснованными или необоснованными возражения кандидатов против признания подписей недостоверными (недействительными).
2. В соответствии с Федеральным законом при проведении выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть использованы технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней.
Использование технических средств подсчета голосов на избирательных участках не только ускоряет процесс подсчета голосов избирателей, делает процедуру подсчета голосов более прозрачной, но и снижает возможность фальсификаций, что значительно повышает доверие избирателей к результатам выборов.
Между тем, на практике возникает ситуация, когда технические средства подсчета голосов используются для манипуляций итогами голосований. Например, все имеющиеся технические средства направляют в одно муниципальное образование, а фальсификации осуществляются на других избирательных участках.
По моему мнению, количество используемых технических средств подсчета голосов в пределах одной административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации должно быть примерно равным с допустим отклонением не более чем на 10 процентов.
3. В рамках перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 7 декабря 2022 года, также прошу обратить внимание на следующее.
Статьей 631 Федерального закона предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосование на выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней, однако, на мой взгляд Федеральный закон не в полной мере отражает специфику проведения голосования в течение нескольких дней подряд и возрастающие с этим риски легитимности и легальности избирательного процесса.
Во исполнение статьи 631 Федерального закона в целях обеспечения сохранности избирательной документации принято Постановление ЦИК России от 8 июня 2022 года № 86/718-8 «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд» (далее Постановление ЦИК России № 86/718-8).
Пунктом 5 Постановления ЦИК России № 86/718-8 установлено, что по истечении времени голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, неиспользованные избирательные бюллетени, список избирателей и иная избирательная документация убираются в отдельный сейф; при этом не допускается хранение указанной избирательной документации в сейфе (металлическом шкафу, металлическом ящике), предназначенном для хранения сейф-пакетов.
Иных положений, за исключением определения субъектов ответственности за сохранность избирательной документации, пункт 5 Постановления ЦИК России № 86/718-8 не содержит.
В связи с тем, что по многочисленным сообщениям средств массовой информации в помещениях для голосования ночью (по истечении времени голосования в каждый день голосования) на избирательных участках зачастую находятся неустановленные лица, требуется инициировать изменения в Федеральный закон и (или) в Постановление ЦИК России № 86/718-8 в части обеспечения дополнительных гарантий сохранности избирательной документации в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд в целях недопущения нахождения на избирательных участках любых граждан. Данная проблема обусловлена тем, что участки для проведения голосования на выборах располагаются, как правило, в государственных бюджетных учреждениях, доступ в которые, в том числе в ночное время, может быть у широкого перечня должностных лиц.
На мой взгляд, решением данного вопроса должна стать корректировка Федерального закона в части установления дополнительного механизма общественного контроля в виде возможности круглосуточного нахождения на соответствующем избирательном участке наблюдателей, назначенных кандидатами и (или) политическими партиями на соответствующих выборах, в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд и наличия у кандидатов и (или) политических партий соответствующего требования.

Практический результат

В случае корректировки соответствующих изменений Федерального закона механизмы общественного контроля будут значительно усовершенствованы.

Решение

1. В связи с изложенным мною предлагается дополнить пункт 7 статьи 38 Федерального закона (после предложения третьего) абзацем следующего содержания:
«После получения копии итогового протокола проверки подписных листов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут представить в рабочую группу по проверке подписных листов письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной), а также ознакомиться с подписными листами. Требования к содержанию указанных возражений, порядок признания их обоснованными или необоснованными, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.».
2. Предлагаю дополнить пункт 32 статьи 68 Федерального закона предложением следующего содержания:
«Количество используемых технических средств подсчета голосов в пределах одной административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации должно быть равным с допустим отклонением не более чем на 10 (десять) процентов.».
3. В связи с этим предлагаю дополнить отдельные статьи Федерального закона положениями следующего содержания:
1) статью 30 (Гласность в деятельности комиссий) Федерального закона дополнить пунктом 4.1 в следующей редакции:
«В случае принятия комиссией, организующей выборы, решения о голосовании
в течение нескольких дней, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, в участковую избирательную комиссию может быть направлено уведомление с требованием обеспечения непрерывного нахождения наблюдателя зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, в помещении для голосования, в том числе в ночное время.
Соответствующее уведомление в случае его подачи зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, рассматривается участковой избирательной комиссией незамедлительно и подлежит обязательному удовлетворению. Форма соответствующего уведомления устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.»;
2) в статье 27 (Порядок формирования и полномочия участковых комиссий) Федерального закона установить как одну из обязанностей участковой избирательной комиссии «в случае подачи уведомления с требованием обеспечения непрерывного нахождения наблюдателя зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, в помещении для голосования в ночное время, определять дежурного (дежурных) членов участковой избирательной комиссии, при этом иные члены комиссии с правом решающего голоса также вправе находиться в указанном случае в помещении для голосования».
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 637 голосов

363

Против решения: 34 голоса

К началу списка инициатив