Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф107848
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного изготовления механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, отнесенных к газовому оружию (в особенности, приобретаемых без лицензии)

Необходимо декриминализировать незаконное изготовление видов газового оружия, приобретаемых без лицензии (механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, соответствующих допустимым критериям гражданского газового оружия), и иных видов механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, отнесенных к газовому оружию, которое является преступлением, учитывая наличие в ч. 4 ст. 223 УК РФ уголовной ответственности за незаконное изготовление всех видов газового оружия и отсутствие в КоАП РФ отдельной административной ответственности за незаконное изготовление видов газового оружия, приобретаемых без лицензии (до 2021 года административная ответственность за незаконное изготовление оружия отсутствовала в КоАП РФ, а с 2021 года незаконное изготовление любого оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (в частности, если незаконное изготовление газового оружия (ч. 4 ст. 223 УК РФ) не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ))), которая могла бы быть установлена вместо уголовной ответственности, а также наличие в ст. 16 ФЗ Об оружии обязанности получения лицензии на изготовление всех видов гражданского оружия, при невозможности отнесения к оружию многих видов газовых устройств, имеющих большую поражающую способность, чем гражданское газовое оружие (средств для самообороны от животных, специальных средств силовых структур и охранных организаций, а также газовых устройств, способных причинить вред здоровью или смерть человеку, не отнесенных к оружию массового поражения).
С 2021 года был декриминализирован незаконный сбыт механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами (ч. 7 ст. 222 УК РФ), но в норму о незаконном изготовлении газового оружия (ч. 4 ст. 223 УК РФ) соответствующие изменения не внесены до настоящего времени.
За незаконный оборот любого оружия, включая незаконное изготовление газового оружия, с 2021 года установлена административная ответственность, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния (ст. 20.10 КоАП РФ), поэтому незаконное изготовление любого оружия стало административно наказуемым.
В ст. 20.15 КоАП РФ сохранена ответственность за продажу механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками (электрошоковых устройств либо искровых разрядников), без соответствующей лицензии. При этом лицензия необходима только на торговлю указанными устройствами, отнесенными к газовому оружию ФЗ Об оружии (ст. 18 ФЗ Об оружии). Их иная продажа без лицензии гражданами РФ не запрещена ст. 13 и 20 ФЗ Об оружии, поэтому они могут быть проданы гражданами РФ без лицензии. Запрещена продажа иностранными гражданами любого гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, а лица без гражданства не имеют права на приобретение и продажу всех видов указанного оружия. Лицензия на торговлю гражданским оружием может быть получена только юридическим лицом, имеющим право на ее получение, но торговать данным оружием имеют право и юридические лица, получившие лицензию на производство оружия. На торговлю оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, конструктивно сходными с оружием изделиями и другими предметами, не отнесенными к оружию, не требуется получения лицензии.
Торговля без лицензии электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками влечет административную ответственность по ст. 20.15 КоАП РФ наравне с торговлей механическими распылителями, аэрозольными и другими устройствами, снаряженными слезоточивыми или раздражающими веществами, но их незаконное изготовление не влечет уголовной ответственности и их незаконные изготовление, продажа и иной незаконный оборот влекут административную ответственность за незаконный оборот любого оружия с 2021 года (ст. 20.10 КоАП РФ).
Поэтому нормы о незаконном сбыте и ином обороте различных видов оружия не упорядочены по степени их опасности и другим критериям.
Согласно ст. 1 ФЗ Об оружии газовым оружием является оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Согласно ст. 3 ФЗ Об оружии газовым оружием самообороны являются: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Иные виды механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, патронов к газовым пистолетам и револьверам, а также газовых пистолетов и револьверов, являющихся оружием, прямо не указаны в ФЗ Об оружии, поэтому они могут быть отнесены к боевому ручному стрелковому оружию, если они приняты на вооружение в РФ, предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач, и являются ручным стрелковым оружием (газовый баллончик не может быть отнесен к боевому оружию в ФЗ Об оружии), запрещенному к обороту оружию, если они снаряжены веществами, способными причинить вред здоровью человека, либо к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находящемуся в свободном обороте.
Согласно ст. 13 ФЗ Об оружии механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами (отнесенные к гражданскому оружию), имеют право приобретать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии.
Согласно ст. 14 ФЗ Об оружии механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами (отнесенные к гражданскому оружию), иностранные граждане имеют право приобретать на территории РФ без получения лицензии.
К механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам, снаряженным слезоточивыми или раздражающими веществами, являющимся гражданским оружием, приобретаемым без лицензии, отнесены, в частности, газовые баллончики для самообороны («Шок», «Кортик», «Шпага», «Контроль» и др.), механические распылители («ГР-40» и др.) и устройства с пирожидкостными (пироликвидными) патронами и холостыми патронами, многие виды которых фактически являются капсюлированными гильзами, во многом сходные с газовыми пистолетами и огнестрельными бесствольными устройствами для самообороны, имеющие калибры от 13 до 15 мм («УДАР», «Добрыня», «Премьер», «Пионер» и др.). При этом к механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам, снаряженным слезоточивыми или раздражающими веществами, являющимся не гражданским оружием, а средствами для самообороны от животных, отнесены, в частности, газовые баллончики для самообороны от животных с повышенной концентрацией указанных веществ («Антизверь» и др.) и устройства с пирожидкостными (пироликвидными) патронами и холостыми патронами, многие виды которых фактически являются капсюлированными гильзами, во многом сходные с газовыми пистолетами и огнестрельными бесствольными устройствами для самообороны, имеющие калибры от 13 до 18 мм (бесствольное устройство «Антидог» и др.), а к являющимся специальными средствами силовых структур – газовые баллончики «Черемуха-10», устройства, на базе которых было создано устройство «УДАР» («Жасмин», «Фиалка» и др.) и иные подобные устройства.
Пирожидкостные, холостые и иные патроны к указанным устройствам часто относят не к патронам, а к баллончикам (БАМам), т.е. к самим аэрозольным и другим устройствам, но ФЗ Об оружии не содержит четких положений об отнесении их к оружию, патронам к нему либо к другим устройствам или патронам к ним (в особенности, холостых и иных патронов к ним, не содержащих слезоточивых или раздражающих веществ).
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии запрещен оборот в РФ в качестве гражданского и служебного оружия: газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
При этом Криминалистическими требованиями установлена обязательность наличия на газовом оружии маркировки и названия вещества, которым оно снаряжено, и газовое оружие не может быть отнесено к видам оружия, имеющего культурную ценность, т.к. оно не указано в перечне данных видов оружия (ст. 1 ФЗ Об оружии) и не было отнесено к оружию в СССР, РСФСР и РФ до 1 января 1994 года.
С 1 июля 2011 года был отменен запрет на оборот в РФ газового оружия, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более 1 метра.
Виды механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, патронов к газовым пистолетам и револьверам, а также газовых пистолетов и револьверов, не отнесенные к оружию, не предусмотрены ФЗ Об оружии и находятся в свободном обороте.
При этом конструктивно сходные с оружием изделия, согласно ст. 13 и 14 ФЗ Об оружии, приобретаются без лицензии и не регистрируются, а правила оборота других видов предметов, не отнесенных к оружию в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
Таким образом, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, могут быть отнесены к гражданскому оружию самообороны, приобретаемому без лицензии совершеннолетними гражданами РФ и любыми иностранными гражданами, оружию, запрещенному к обороту в РФ, оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или к предметам, не являющимся оружием, в зависимости от видов и количества, содержащихся в них указанных веществ. При этом отнесение каких-либо видов механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, являющихся оружием, к боевому оружию представляется спорным в отношении их видов, конструктивно сходных с пистолетами, ружьями или другими устройствами, т.к. они должны быть отнесены к ручному стрелковому оружию, предназначенному для решения боевых и оперативно-служебных задач, и приняты на вооружение в РФ, а отнесение к нему газовых баллончиков и других подобных аэрозольных устройств юридически невозможно, а механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами.
Отнесение к газовому оружию механических распылителей, аэрозольных и других газовых устройств, снаряженных слезоточивыми, раздражающими, нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью человека, влекущий не временное химическое поражающее воздействие, а длительные или постоянные негативные для него последствия, либо его смерть, невозможно, но их отнесение к иному оружию возможно, если они являются химическим оружием или иным оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ, учитывая определения газового и иного оружия, указанные в ФЗ Об оружии.
Таким образом, к таким газовым устройствам не может быть применен запрет на оборот газового оружия и нормы УК и КоАП РФ об ответственности за его незаконный оборот. При этом незаконные сбыт или оборот в целях сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средства или психотропным веществами, влекут ответственность по ст. 234 УК РФ, но правила оборота указанных веществ и целого ряда устройств, их содержащих, не предусмотрены законодательством РФ, а оборот оружия массового поражения – по ст. 355 УК РФ. Поэтому положения ч. 4 ст. 223 УК РФ к обороту указанных предметов и веществ не применяются.
Оборот многих видов механических распылителей, аэрозольных и других газовых устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, не ограничен или ограничен не строго и достаточно произвольно, т.к. целый ряд их видов не отнесен к оружию или является оружием, не предусмотренным ФЗ Об оружии, т.е. к предметам, находящимся в свободном обороте, а их виды отнесенные к оружию, являются, главным образом, гражданским оружием, приобретаемым без лицензии совершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами любого возраста, но запрещенным к приобретению и продаже лицами без гражданства, а также к продаже иностранными гражданами.
Существуют и запрещенные к обороту механические распылители, аэрозольные и другие газовые устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, но они могут быть отнесены к газовому или иному оружию только, если они наносят живой цели именно временное химическое поражение, но могут иметь и равную поражающую способность с гражданским и иным газовым оружием, приобретаемым без лицензии или предметами, находящимися в свободном обороте, а отнесение к боевому оружию части их видов невозможно, а в отношении ряда других их видов – затруднительно.
При этом все виды механических распылителей, аэрозольных и других газовых устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами исключены из нормы УК РФ об уголовной ответственности за незаконный сбыт газового оружия (ч. 7 ст. 222 УК РФ), а оборот механических распылителей, аэрозольных и других газовых устройств, снаряженных слезоточивыми, раздражающими, или иными веществами, способными причинить опасный вред здоровью или смерть человеку не является незаконным оборотом газового или иного оружия и может влечь ответственность за оборот оружия массового поражения или не является незаконным оборотом предметов, ограниченных или запрещенных к обороту, и может быть свободным оборотом предметов, сходных с оружием, в зависимости от их отнесения к оружию массового поражения.
Незаконное изготовление видов газового оружия, приобретаемых без лицензии, может быть признано малозначительным деянием, на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ, но малозначительность деяния оценивается, исходя из всех обстоятельств дела, и может признаваться в конкретных делах произвольно, при этом деяние, являющиеся малозначительным при любых обстоятельствах, необходимо декриминализировать, учитывая декриминализацию незаконного сбыта данного оружия и других видов газового оружия, отнесенных к механическим распылителям, аэрозольным и другим устройствам, снаряженным слезоточивыми или раздражающими веществами, а также невозможности, в силу положений ч. 2 ст. 14 УК РФ, привлечения к уголовной ответственности за его совершение.
При этом многие виды механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, имеющих большую поражающую способность, чем гражданское газовое оружие, не отнесены к оружию, являются специальными средствами силовых структур и частных охранных организаций или средствами бытовой химии для самообороны от животных (собак, медведей и др.), находящимися в свободном обороте, поэтому положения норм УК и КоАП РФ о незаконном обороте газового оружия (ч. 4 ст. 223 УК РФ, ст. 20.8, 20.10, 2012, 20.13, 20.14 и 20.15 КоАП РФ) и правила оборота газового оружия к ним применены быть не могут.
Виды механических распылителей, аэрозольных и других устройств, а также иных газовых устройств, снаряженных отравляющими или иными веществами, причиняющими опасный вред здоровью, при котором поражение цели не является временным, или смерть человеку (в особенности, если они снаряжены веществами, не отнесенными к слезоточивым или раздражающим, учитывая определение газового оружия, указанное в ст. 1 ФЗ Об оружии), не отнесены к газовому и иному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии, поэтому их оборот не влечет ответственности и прямо не ограничен, если они не отнесены к химическому оружию или иному оружию массового поражения, запрещенному международным договором РФ, оборот которого влечет ответственность по ст. 355 УК РФ.
Учитывая вышеизложенное, следует ввести в ч. 4 ст. 223 УК РФ указание об исключении уголовной ответственности за незаконное изготовление механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами.
При этом указанное выше распределение мер ответственности и наказаний за незаконный оборот газовых устройств и ограничений на их оборот дает основания для полной декриминализации незаконного оборота всех видов гражданского или любого газового оружия, смягчения или отмены административной ответственности за их незаконный оборот и пересмотра ограничений на их оборот с возможной их отменой и исключением газового оружия из перечня видов оружия, учитывая наличие в свободном обороте большинства видов газовых устройств, имеющих равную или более высокую поражающую способность, чем газовое оружие, и полный запрет к обороту международными договорами РФ химического оружия и иного оружия массового поражения, а также наличие уголовной ответственности за его оборот в ст. 355 УК РФ.
Следует отметить, что незаконное изготовление газового оружия не влечет уголовной ответственности по УК Армении и целого ряда других стран постсоветского пространства, по УК большинства которых незаконный оборот газового оружия уголовной ответственности не влечет (по УК Узбекистана, Эстонии, Молдовы, Украины, Грузии и др.), а газовое оружие не отнесено к оружию по законам Латвии (по УК Латвии (ст. 234) с 2004 года наказуемо только незаконное изготовление газовых пистолетов, револьверов и патронов к ним, снаряженных веществами паралитического действия) и целого ряда других стран мира.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.

Практический результат

Введение в ч. 4 ст. 223 УК РФ указания об исключении уголовной ответственности за незаконное изготовление механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами или полная декриминализация незаконного оборота (сбыта и изготовления) газового оружия и внесение других изменений, указанных в инициативе, будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм, а также дальнейшей либерализации законодательства.

Решение

Необходимо введение в ч. 4 ст. 223 УК РФ указания об исключении уголовной ответственности за незаконное изготовление механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами и решение вопроса о полной декриминализации незаконного оборота всех видов гражданского или любого газового оружия, смягчения или отмены административной ответственности за их незаконный оборот и пересмотра ограничений на их оборот с возможной их отменой и исключением газового оружия из перечня видов оружия, учитывая наличие в свободном обороте большинства видов газовых устройств, имеющих равную или более высокую поражающую способность, чем газовое оружие, и полный запрет к обороту международными договорами РФ химического оружия и иного оружия массового поражения, а также наличие уголовной ответственности за его оборот в ст. 355 УК РФ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 922 голоса

78

Против решения: 259 голосов

К началу списка инициатив