Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф107938
Уровень инициативы:
Федеральный

Дополнить статью 391.11 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ

Согласно статье 391.11 ГПК РФ осуществляется пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.391.11 ГПК РФ, «Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права».
На практике, порядка 93 % подобных обращений, особенно со стороны граждан РФ как физических лиц, необоснованно и произвольно не рассматривается под предлогом отсутствия «оснований».
Из т.н. отказных писем Верховного суда следует, что доводы таких надзорных жалоб просто не рассматриватся надлежащим образом и не получают всесторонней правовой оценки по правилам процессуального закона, т. е. жалобы граждан по существу не рассмтриваются. Вместе с тем в силу конституционных принципов все вроде бы равны перед законом и судом! В силу системных требований ГПК РФ суд надзорной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные нижестоящими судами при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по проверке и оценке применения судами норм права, которые могли повлиять на законность обжалуемых судебных постановлений и лишить участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ в пределах доводов надзорной жалобы, представления. Выводы, к которым пришел суд надзорной инстанции при рассмотрении жалобы, должны быть мотивированы в определении суда с указанием закона, иного нормативного правового акта, на нормах которого эти выводы основаны. При оставлении надзорной жалобы, представления без удовлетворения суд надзорной инстанции также должен привести мотивы, по которым доводы надзорной жалобы, представления были им отклонены.
Для восстановления прав граждан РФ на доступ к правосудию и на судебную защиту нарушенных прав в надзорной инстанции предлагается дополнить указанную статью 391.11 новой частью об обращениях и правах Президиума Верховного суда РФ как высшей судебной инстанции РФ.

Практический результат

несение указанных дополнений в статью 391.11 ГПК РФ позволит восстановить реализацию задач и смысл гражданского судопроизводства, установленных статьёй 2 ГПК РФ, а также права граждан на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, включая в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ.

Решение

Предлагается дополнить статью 3911.1 ГПК РФ новой частью 5 в следующей редакции:
«5. В случае более трех раз отказа в удовлетворении заявлений по основаниям части 1 статьи 391.11 настоящего Кодекса граждане Российской Федерации, чьи права фундаментально нарушены состоявшимися судебными постановлениями, вправе подать прошение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили заявителя возможности осуществления прав, гарантированных Конституцей Российской Феджерации, в том числе, права на доступ к правосудию, права на судебную защиту нарушенных прав, либо существенно ограничили эти права.
Президиум Верховного суда Российской Федерации вправе передать такое прошение на предварительную экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека или иной, по своему усмотрению, независимый орган, который в течение двух месяцев готовит экспертное заключение о наличии или отсутствии в обжалуемых судебных постановлениях признаков фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права. По получении результатов экспертизы Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе в течение месяца запросить соответствующее дело с надзорными жалобами для рассмотрения вопроса о пересмотре обжаемых судебных постановлений в порядке надзора.
Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, которые ранее участвовали в рассмотрении обжалуемых судебных постановлений, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого внесено представление».

К началу списка инициатив