Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф109919
Уровень инициативы:
Федеральный

Компенсировать стоимость льготных лекарств, которые были вынужденно приобретены гражданами за собственный счёт из-за их непредоставления на бесплатной основе

В различных субъектах Российской Федерации периодически случаются перебои с обеспечением больных, относящихся к категориям федеральной и региональной льгот лекарственными средствами, предоставляемыми на бесплатной основе. В результате граждане вынуждены приобретать лекарственные средства, зачастую являющиеся для них жизненно необходимыми за счёт собственных средств. При этом указанные затраты на приобретение отсутствующих лекарственных средств гражданам компенсируются только в судебном порядке, зачастую после длительных и изматывающих судебных тяжб, доходящих до уровня Верховного Суда РФ (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам от 19 февраля 2018 г. по гражданскому делу № 53-КГ17-32 по иску М. Ирины Михайловны к Государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки», Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании материального ущерба, денежной компенсации морального вреда). По данному делу получилась типичная картина – государственные учреждения здравоохранения, которые в общем-то и созданы для реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, вместо того, чтобы признать недоработки, ошибки на основании неоспоримых фактов, свои ресурсы бросили на борьбу с инвалидом I группы, доведя дело до Верховного Суда. Если бы данную энергию и настойчивость направить на решение текущих проблем, выработку предложений по корректировке правовых норм по обеспечению граждан положенными лекарствами. Таким образом, получается, что граждане расплачиваются за несостоявшиеся госзакупки, различные ошибки и недочёты в работе органов государственной власти, не обеспечивающих их вовремя и в полном объёме полагающимися им по закону лекарственными препаратами.
Данная позиция органов здравоохранения, к сожалению, не единична. И для того, чтобы её исправить, необходимы кардинальные кадровые решения, реальная ответственность. Например, в том же 2018 г., 10 сентября Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ было вынесено Определение № 57-КГ18-13. Суд отменил апелляционное определение Белгородского областного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции по делу об обязании обеспечить истца лекарственным препаратом за счёт средств бюджета, поскольку вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленные истцом медицинские документы о его нуждаемости в обеспечении медицинским препаратом не соответствуют требованиям законодательства, является несостоятельным, так как надлежащее оформление документов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, является обязанностью врачебной комиссии. Верховный Суд РФ констатировал, что Департамент здравоохранения Белгородской области является органом здравоохранения и обязан принимать меры в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Это значит, что если Департамент здравоохранения выявил неправильно оформленные документы (оформленные к тому же подведомственной ему медицинской организацией), то должен был принять меры по устранению этих недостатков. Однако Департамент здравоохранения самоустранился от решения данного вопроса, тем самым фактически возложив на пациента обязанность представить надлежаще оформленные документы. Такое требование от пациента в тяжёлом состоянии нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объёме и противоречит правовому регулированию. Итог: решение районного суда о предоставлении пациенту лекарств оставлено в силе, апелляционное определение отменено. Однако с момента возбуждения гражданского дела прошло уже более двух лет. Всё это время государство отказывало в лекарственной помощи тяжело больному человеку.
Указанные дела также включены в Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020 г.).
Я несколько лет назад обращался с соответствующими инициативами/предложениями в Министерство здравоохранения РФ, профильные комитеты Государственной, Московской областной Думы, однако каких-либо практических результатов в решении данного вопроса, чтобы граждане перестали расплачиваться за чужие проблемы или недочёты в работе, получая положенные им по закону лекарства или средства на их приобретение, нет до сих пор. В письме Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы от 29.10.2018 г. № Д-19-1556, в частности, было отмечено, что «внедрение механизма выплаты компенсации за самостоятельно приобретённые лекарственные препараты потребует увеличения расходов бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне. В соответствии с Регламентом Московской областной Думы, разработка законодательной инициативы по внесению изменений в федеральное законодательство требует дополнительной доработки, в том числе в части финансово-экономического обоснования». Учитывая, что прошло более 4 лет, данная причина, на мой взгляд, по факту является единственной, почему данного механизма до сих пор нет. По сути данный ответ констатирует тот факт, что на льготное лекарственное обеспечение выделяется средств менее, чем необходимо. Иначе откуда взялись дополнительные расходы? Это были бы не дополнительные расходы, а сэкономленные средства, например, в случае срыва по каким -либо причинам госзакупки на приобретение льготных лекарств.

Практический результат

Компенсация стоимости льготных лекарств, которые были вынужденно приобретены гражданами за собственный счёт из-за их непредоставления на бесплатной основе.
В результате граждане в большинстве случаев не будут вынуждены инициировать долгие и подчас непосильные для них судебные процессы, а органы государственной власти будут понимать, что "сэкономить" на больных людях больше не получится.

Решение

Практика денежной компенсации товаров и услуг, положенных, но не полученных гражданами в «натуральном виде» имеется в нынешнем российском законодательстве и принятых в соответствии с ним ведомственных подзаконных актах. Так, ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ установлено, что «если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги....». Как видно, нормы данного ФЗ распространяются только на средства реабилитации и (или) услуги для лиц, имеющих инвалидность. При этом данный закон не затрагивает вопрос компенсации стоимости выписанных, но неполученных лекарственных средств (из-за отсутствия таковых) для инвалидов и граждан, относящихся к категории региональной льготы. Поэтому по аналогии с вышеуказанной нормой данного РФ необходимо принять и внедрить подобный механизм компенсации гражданам стоимости лекарственных средств, которые они были вынуждены приобрести за собственный счёт из-за отсутствия в аптечных пунктах.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 247 голосов

753

Против решения: 15 голосов

К началу списка инициатив