В нашей стране премии часто составляют существенную часть заработной платы, а порой и её большую часть. По этой причине премия часто является основным доходом работника и люди рассчитывают на получение своих премий.
Однако, несмотря на то, что в ст.57 Трудового Кодекса РФ в трудовом договоре с работником должны содержаться в том числе условия оплата труда, включая поощрительные выплаты (премии), большинство российских работодателей не исполняют это требование, а в лучшем случае отражают в договорах лишь наименования премий.
В официальных документах на выплату (приказы) регулярные премии маскируются под единоразовые выплаты или выплаты «по решению руководителя организации», а регулирующие эти выплаты документы (включая такие, которые утверждены в организации в официальном порядке) прячут от надзорных органов и судов, а порой и от самих работников. На сегодняшний день критерии выплаты премий находятся по сути в теневой зоне правового регулирования. Это могут быть локальные документы, не имеющие статуса локальных актов, служебные записки, электронные документы, электронные письма, электронные таблицы, электронные базы данных и прочее. Ни копии официальных локальных документов, ни тем более, копии перечисленных выше документов зачастую не выдаются работникам. Ни суд, ни трудовая инспекция не в силах получить такие документы при рассмотрении соответствующих дел.
В сложившихся обстоятельствах работодатели часто позволяют себе менять основания выплаты премий в одностороннем порядке без уведомления работников за 2 месяца (в нарушение ст.74 ТК РФ), с уведомлением работников в течение периода, на который распространяются уже новые условия выплаты премий (постфактум), при выдаче заработной платы или даже после её выдачи.
Нехватка доверия работников к премии, как к гарантированной выплате оказывает существенное влияние на мотивацию работников выполнять свои должностные обязанности своевременно и качественно и достигать поставленные перед ними цели. Как следствие, добросовестные работодатели не могут получить максимальную отдачу от своих работников.
Неинформированность работников об основаниях выплаты той или иной регулярной премии приводит работника к невозможности повлиять на заработок соответствующего вознаграждения.
Некоторыми работодателями такая «негарантированная» премия также используется как и антиправовой инструмент — способ оказания давления на работников с целью принуждения их к увольнению по собственному желанию, выполнению чужих должностных обязанностей, а также совершение нарушений КоАП и УК РФ.
При этом, практика заключения договоров подряда показывает, что работодатели имеют все возможности для всесторонней оценки результатов труда исполнителей, определения размеров их бонусов за выполнение определенных критериев работы и исчисление неустоек.
Однако, практика включения в трудовые договора с работниками исчерпывающих оснований для расчета их премий до сих пор не является широко распространённой.
Практический результат
В качестве результата внедрения экономика России получит повышение производительности труда и увеличение темпов прироста ВВП.
В качестве результата внедрения перечисленных инициатив работники получат: повышение стабильности уровня дохода; получение реальной возможности влиять на свой доход; более объективную оценку результатов своей работы.
В качестве результата внедрения перечисленных инициатив реальный сектор получит: повышение возврата инвестиций в персонал (повышение результатов труда с учётом их цены); снижение текучести кадров; повышение мотивации работников трудиться; уменьшение случаев прогула и неисполнения должностных обязанностей.
Дополнить ч.2 ст.57 ТК РФ (условия, обязательные для включения в трудовой договор) обязательным включением в трудовые договора полных условий (критериев, оснований) выплаты регулярных премий (стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) в таком объёме и форме, которые позволят произвести точный расчёт таких выплат.
В ТК РФ дать определение единоразовой премии, как выплате, основания для начисления которой могут возникнуть у работника только один раз.
Дополнить ТК РФ условием, что в случае, если в трудовом договоре с работником отсутствуют основания выплаты регулярной премии (абз. 1 данного раздела) , то такая выплаченная премия приравнивается к окладу с дальнейшей выплатой за отработанное время.
Дополнить ТК РФ обязанностью работодателя информировать работника о полном расчёте премии при выплате заработной платы.
Для цели соблюдения баланса интересов сторон трудового договора, ввести в ТК РФ определение особого вида стимулирующей выплаты – бонус, являющимся необязательным для включения в трудовой договор с работником и негарантированным.
Ввести новые коды в справку 2-НДФЛ: отдельный код для премии и отдельный код для бонуса.
Дополнить профстандарты картотекой показателей эффективности (результативности) трудовой деятельности по существующим в указанных стандартах должностям, которые смогут служить для работодателей методическо-справочной информацией при разработке систем оплаты труда. При этом, по решению Правительства Российской Федерации, включение таких показателей в системы оплаты труда работодателей могут носить рекомендательный характер, а для отдельных отраслей и предприятия и обязательный характер.
С целью сохранения у систем оплаты труда организаций гибкости в изменяющихся условиях рынка дополнить ТК РФ возможностью пересмотра оснований выплаты регулярной премии по инициативе работодателя без обязательства работодателя информировать работников о причинах такого пересмотра с уведомлением не позднее чем за два месяца не чаще одного раза в год. А также в обязательном порядке уведомлять работников о таком последнем пересмотре при приёме или переводе на новую должность.
Ввести дополнительный способ защиты права работников на получение премии в виде деперсонализации истцов по трудовым спорам в документах, публикуемых в открытых источниках.
Дополнить ТК РФ обязательным получением работодателем письменного согласия родителей (попечителей) несовершеннолетних, с которыми заключается трудовой договор, в части разделов, касающихся условий выплаты премий.
Не распространять указанные в настоящей петиции поправки трудового законодательства на государственных гражданских служащих, трудовые отношения с которыми регулируются ФЗ № 58 и 79 и прочими аналогичными правовыми актами в связи особой спецификой работы.