Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «ФЗ-217»),
«4. Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества».
Вместе с тем в судебной практике, особенно московских судов и 2КСОЮ, укоренилось фундаментально ошибочное толкование и применение указанной ч.4 ст.5 при определении размера таких обязательных платежей.
В силу внутренних противоречий ФЗ-217 судами фундаментально ошибочно игнорируются положения статьи 14 и 17 ФЗ-217, определяющие принципиальные правовые различия взносов членов товарищества и платы по ст.5 ФЗ-217.
Размер взносов членов товарищества определяется по правилам, установленным статьёй 14 «Взносы членов товарищества».
Согласно ч.7 ст.14 ФЗ-217, в случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объёмом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Однако аналогичного увеличения размера платы по ст.5 законом не предусмотрено.
Согласно ст.14 ФЗ-217, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утверждённых общим собранием членов товарищества. Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
Однако аналогичные положения в отношении платы по ст.5 ФЗ-217 Федеральным законом не предусмотрены.
В силу прямого указания ч.27 ст.17 ФЗ-217 решения общего собрания членов товарищества являются обязательными для исполнения лицами, указанными в части 1 статьи 5 ФЗ-217, только в случае, если такие решения принимаются по вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 ст.17 ФЗ-217, с участием указанных лиц.
При этом согласно п.22 ч.1 ст.17 ФЗ-217, обязательным условием установления размера и срока внесения платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217, является утверждение решением общего собрания членов товарищества финансово-экономического обоснования размера такой платы.
Таким образом в отличие от ч.4 ст.5 ФЗ-217 совокупностью других законоположений названного Федерального закона определён иной порядок определения размера платы по ст.5, который в силу закона не может быть равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, тем более рассчитанных в соответствии с уставом товарищества, который вообще не имеет обязательной силы для лиц, указанных в части 1 статьи 5 ФЗ-217, и которые не участвуют в утверждении (изменении) положений устава.
Возникающая из положений части 4 статьи 5 ФЗ-217 правовая неопределённость и внутренние противоречия ФЗ-217 негативно сказываются на правоприменительной практике и вообще исполнении названного закона, в связи чем необходимо внести определённые коррективы в её содержание.
Практический результат
Указанное дополнение части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ позволит устранить внутренние противоречия указанного закона, нарушения прав индивидуальных садоводов при определении размера платы, предусмотренной ч.3 ст.5 ФЗ-217.
Это дополнение также позволит устранить дисбаланс индивидуальных/частных и корпоративных интересов, коррупциогенные факторы, связанные с возможностью произвольного толкования и применения ст.5 ФЗ-217.