Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф111867
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии определения и правил оборота патронов и капсюлей к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность

Необходимо введение в ФЗ Об оружии определения и правил оборота патронов к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, а также права на приобретение данных унитарных патронов, снаряженных бездымным порохом, для видов оружия, имеющего культурную ценность, лицами, имеющими лицензию на коллекционирование оружия или разрешение на хранение любых видов оружия, и право на приобретение других видов данных патронов и капсюлей к капсюльному оружию или к патронам к оружию, без разрешения или лицензии, либо введения права на приобретение без разрешительных документов патронов ко всем видам оружия, имеющего культурную ценность, и возможного установления запрета только на их использование в различных видах оружия, поскольку указанные патроны не представляют достаточной опасности для существенных ограничений их оборота, в силу их меньшей распространенности и эффективности, чем современных патронов, при их большей стоимости и существенных отличий унитарных патронов ко многим видам оружия, имеющим культурную ценность, от унитарных патронов к современным видам оружия, препятствующих их использованию в современных видах оружия, учитывая нахождение в свободном обороте строительно-монтажных патронов и патронов к списанному оружию или к сигнальным пистолетам и револьверам, приобретаемым без лицензии, а также пистонов, не отнесенных к капсюлям, и нахождение капсюлей в свободном обороте до 2019 года.
Отдельные правила оборота патронов и капсюлей к оружию, имеющему культурную ценность, в ФЗ Об оружии отсутствуют, но в ст. 18 ФЗ Об оружии содержится запрет на продажу инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия.
Оружие, имеющее культурную ценность, копии и реплики старинного (антикварного) огнестрельного оружия не относятся к охотничьему или спортивному огнестрельному оружию, в силу ст. 1 и 13 ФЗ Об оружии, в которых они отнесены к отдельному виду оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях, и могут иметь короткий ствол, учитывая положения ст. 1, 9 и 13 ФЗ Об оружии.
В ч. 6 и 7 ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрены запреты на использование старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, и на использование оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, осуществления выстрела и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия, за исключением случаев его ношения и имитации его использования вместе с историческими костюмами во время проведения историко-культурных либо иных публичных мероприятий.
Таким образом, оружие, имеющее культурную ценность, отнесено к видам оружия, которые запрещено использовать в качестве оружия, что приравнивает его к предметам, не отнесенным к оружию, и затрудняет проведение криминалистической экспертизы, необходимой для установления принадлежности предмета к конкретному виду оружия.
При этом повреждение или уничтожение культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что означает наличие запрета использования оружия, патронов или конструктивно сходных с оружием изделий, имеющих культурную ценность, в качестве оружия или иным способом, их повреждающим или уничтожающим, и проведения криминалистических экспертиз оружия и патронов по существующим экспертным методикам.
Поэтому отнесение патронов и капсюлей к оружию, имеющему культурную ценность, к отдельному виду патронов и установление менее строгих правил их приобретения и хранения и запрета их использования по прямому назначению будет полностью соответствовать положениям ст. 243 УК РФ, ФЗ Об оружии, законодательства РФ об охране культурных ценностей и соответствующих международных договоров РФ.
Все виды пороха и капсюлей строго ограничены ФЗ Об оружии и могут быть приобретены только гражданами РФ, имеющими разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, а пневматическим оружием являются пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж, если они не отнесены к иным предметам, не являющимся оружием при любой дульной энергии. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 3 Дж и калибра более 4,5 мм ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами. Приобретение пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж любого калибра ограничено лицензированием, если оно является спортивным или охотничьим оружием либо старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами, а указанное оружие с дульной энергией более 25 Дж не может быть отнесено к охотничьему пневматическому оружию и приобретается по лицензии, если оно является спортивным оружием или старинным (антикварным) оружием, его копиями либо репликами.
Порох и капсюли не могут быть приобретены по лицензии на коллекционирование оружия и всем видам лицензий на приобретение любых видов оружия, выдаваемых гражданам, а также по многим видам разрешений на хранение и ношение оружия, кроме разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, что не учитывает не большую степень опасности пороха и капсюлей, чем стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные особенности дульнозарядного огнестрельного оружия и иного оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов, но использующего порох и (или) капсюли, а также части видов сигнального оружия и предметов, не отнесенных к оружию, сходных с указанными видами оружия, наличие в обороте огнестрельного оружия и других огнестрельных устройств, в которых не используются порох и (или) капсюли (устройства под патроны Флобера без пороха и капсюлей (вещество, предназначенное для снаряжения капсюлей, находится в нижней части гильзы) либо под патроны кольцевого воспламенения порохового заряда (вещество, предназначенное для снаряжения капсюлей, находится в нижней части гильзы (внутри закраины (фланца) гильзы)) или с электрическим воспламенением заряда), наличие равных для всех владельцев оружия медицинских противопоказаний к владению оружием и многих других ограничений, препятствующих получению лицензий на приобретение различных видов оружия или их коллекционирование, а также конституционные права и законные интересы владельцев указанных видов оружия или других предметов.
Правила оборота пневмопатронов отсутствуют, но ограничен оборот пневматического оружия, минимальным критерием которого является дульная энергия более 3 Дж, и запрещен оборот пневматического оружия, которое может быть использовано в качестве огнестрельного оружия без необратимых изменений его конструкции.
При этом в законодательстве РФ отсутствуют правила использования пневмопатронов в пневматическом, огнестрельном и ином оружии, в котором они могут быть использованы, или в предметах, не являющихся оружием, сходных с данными видами оружия, и правила оборота оружия и других предметов с данными патронами, а также четкие указания об отнесении к пневматическому оружию видов огнестрельного и иного подобного оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не отнесенных к оружию, в которых используются пневмопатроны.
Значения удельной кинетической энергии, как превышающие, так и не превышающие 0,5 Дж на мм2, не применяются к отнесению к ограниченным к обороту предметам пороха и капсюлей и к распределению ограничений на их оборот, а также к отнесению пневматического устройства к пневматическому оружию и распределению правил оборота пневматического оружия с дульной энергией более 3, 7,5 или 25 Дж, т.к. в законодательстве отсутствуют указания об их применении.
При этом большинство видов огнестрельного оружия не отнесены к оружию при дульной энергии не более 3 или 7,5 Дж, учитывая их калибры, превышающие как 2,8, так и 4,5 мм, а минимальная дульная энергия охотничьего и иного огнестрельного оружия калибра более 8 мм превышает 25 Дж. Поэтому к огнестрельному оружию при дульной энергии не более 7,5 или 3 Дж могут быть отнесены только огнестрельные устройства калибра не более 4,5 или 2,8 мм.
Минимальные дульная и удельная кинетическая энергия охотничьего и иного метательного стрелкового оружия превышают 25 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, учитывая минимальные значения усилий натяжения тетивы луков и арбалетов, отнесенных к оружию (27 и 43 кгс соответственно). При этом к метательному стрелковому оружию отнесены только луки и арбалеты, поэтому пружинные ружья и другие механические метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами, не отнесены к метательному и иному оружию при любых значениях усилий при заряжании снарядов или кинетических энергий.
Учитывая вышеуказанные критерии видов оружия, критерии охотничьего и иного пневматического оружия, а также огнестрельного оружия очень малых калибров (не более 2,8 или 4,5 мм) являются заниженными, меньшими минимальных критериев многих видов огнестрельного оружия и метательного оружия. Это требует более четкого распределения минимальных критериев различных видов оружия и повышения минимальных значений дульной энергии, не превышающих 3, 7,5 или 25 Дж.
Холостые патроны, а также целый ряд других видов патронов к оружию и другим предметам находятся в свободном обороте, а капсюли находились в свободном обороте до 2019 года, поэтому необходимы введение минимального количества пороха, при котором может быть достигнуто минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (более 0,5 Дж на мм2) или иное ее значение, делающее его опасным для жизни человека, и расширение круга лиц, имеющих право на приобретение пороха и его коллекционирование, и отмена ограничений на оборот капсюлей, либо отмена ограничений на оборот пороха и капсюлей.
Незаконный оборот патронов к любому оружию с 2021 года влечет строгие административные наказания по ст. 20.10 КоАП РФ (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с возможной конфискацией данных предметов), а незаконный оборот патронов ко многим видам огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность и очень строгие уголовные наказания по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ (лишение свободы на сроки до 5 – 15 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом незаконный сбыт патронов к видам оружия, незаконные сбыт и изготовление которых криминализированы, с 2021 года влечет уголовную ответственность и строгие уголовные наказания по ч. 7 ст. 222 УК РФ (лишение свободы на срок до 4 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Незаконный оборот любого количества взрывчатых веществ (включая порох и вещества, предназначенные для снаряжения капсюлей) и взрывных устройств любой мощности с 2014 года влечет более строгие наказания, чем незаконный оборот оружия, по ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, по которым с 2021 года предусмотрено лишение свободы на сроки до 8 - 20 лет с возможными крупными штрафами), если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ). При этом встречаются случаи осуждения за незаконный оборот взрывчатых веществ лиц, имевших заряженное дульнозарядное огнестрельное оружие или другие подобные предметы (в случае незаконного оборота огнестрельного оружия и пороха их деяния квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 222 и 222.1 УК РФ, а в случае незаконного оборота пороха, а не оружия - только по ст. 222.1 УК РФ, но деяния владельцев пороха, имеющих разрешения на хранение и ношение огнестрельного охотничьего или спортивного длинноствольного оружия, могут быть квалифицированы только по ст. 222 УК РФ или являются законными (в зависимости от законности оборота огнестрельного или иного оружия и от отнесения предметов к оружию или иным устройствам)), несмотря не большую поражающую способность дульнозарядного огнестрельного оружия, чем огнестрельного оружия под унитарные патроны.
Незаконный оборот капсюлей уголовной ответственности не влечет, а их незаконная продажа может влечь административную ответственность по ст. 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством), т.к. они не отнесены к оружию, патронам к оружию, иным боеприпасам, взрывчатым веществам или взрывным устройствам, но четкие указания об этом в законодательстве РФ отсутствуют, поэтому их отнесение к отдельным видам предметов следует из их указания в качестве инициирующих средств для воспламенения заряда.
Отсутствуют правила оборота капсюлированных гильз и патронов Флобера (патронов без пороха). При этом наличие в свободном обороте различных видов холостых патронов, включая патроны без пороха к газовому оружию, приобретаемому без лицензии, указывает на свободный оборот капсюлированных гильз и холостых патронов Флобера, а также любых патронов к огнестрельному оружию с различными снарядами (пулей, дробью, солью, картечью и т.п.), имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, и на ограниченный оборот данных патронов к гражданскому и иному ограниченному к обороту ФЗ Об оружии огнестрельному оружию, имеющих большую удельную кинетическую энергию, и патронов к другим видам оружия, приобретаемым по лицензии, или более строго ограниченным ФЗ Об оружии, незаконный оборот которых влечет административную или уголовную ответственность на общих основаниях.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение четкого правового статуса патронов, не являющихся унитарными, и пневмопатронов, и правил приобретения и иного оборота всех видов патронов к оружию с правом коллекционирования патронов к оружию, лицами, не владеющими соответствующими видами оружия.
В ГД ФС РФ рассматривались законопроект, предусматривающий введение в качестве отдельных видов оружия и патронов исторического оружия и антикварных патронов, и поправки к законопроекту, внесенному в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 8-П, предусматривающие введение понятия антикварных патронов и правил их оборота, но указанные законопроект и поправки были отклонены, что повлекло сохранение специального правового регулирования оборота только оружия, имеющего культурную ценность, но не патронов к нему, и нерешенности вопроса об отнесении конкретных видов старинных патронов к патронам к гражданскому гладкоствольному длинноствольному огнестрельному оружию, ответственность за незаконные действия с которыми исключена из ст. 222 УК РФ с 2004 года, или к патронам к другим видам огнестрельного оружия, незаконный оборот которых влечет уголовную ответственность по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 УК РФ (с 2021 года – по ч. 1 – 6 ст. 222 УК РФ), поскольку патроны, не являющиеся унитарными, к ружьям, винтовкам, карабинам, пистолетам и револьверам не имели отличий друг от друга и предназначались для любого типа ствола (основные различия заключались только в заряжании гладкоствольного и нарезного дульнозарядного оружия, т.к. в нарезной ствол пуля забивалась специальным деревянным молотком), а первые унитарные патроны и отдельные виды унитарных патронов предназначались ствола любого типа и длины и могли быть использованы как в гладкоствольных ружьях, карабинах, пистолетах и револьверах, так и в огнестрельном оружии с нарезным стволом.
Поэтому отсутствие определения и отдельных правил оборота патронов, к оружию, имеющему культурную ценность, может влечь их повреждение или уничтожение в нарушение положений ст. 243 УК РФ и привлечение к уголовной ответственности лиц, обвиненных в незаконном обороте патронов к видам оружия, являющимся гражданским гладкоствольным длинноствольным оружием, или иных патронов в случаях, если в их действиях отсутствует общественная опасность, что создает условия для излишнего увеличения числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и утраты культурных ценностей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии определения и правил оборота патронов к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, а также права на приобретение данных унитарных патронов, снаряженных бездымным порохом, для видов оружия, имеющего культурную ценность, лицами, имеющими лицензию на коллекционирование оружия или разрешение на хранение любых видов оружия, и право на приобретение других видов данных патронов и капсюлей к оружию, без разрешения или лицензии, либо введения права на приобретение без разрешительных документов патронов ко всем видам оружия, имеющего культурную ценность, и возможного установления запрета только на их использование в различных видах оружия как имеющего, так и не имеющего культурной ценности, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ.
При введении определения патронов, к оружию, имеющему культурную ценность, к ним следует отнести патроны, не предназначенные для использования в современном оружии, или иные патроны к оружию, отнесенные к культурным ценностям по различным причинам, а при введении правил оборота указанных патронов и отмене ограничений на приобретение и продажу капсюлей, а также многие другие действия с ними, следует ввести запреты на использование патронов и капсюлей, имеющих культурную ценность, в оружии или иных устройствах для производства выстрела, повреждение или уничтожение, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ, а также правила безопасного извлечения из них пороха и (или) капсюлей и правила безопасного извлечения из капсюлей веществ, которыми они снаряжены, для их деактивации без повреждения их конструкции и внешнего вида, в целях сохранения данных патронов как культурных ценностей.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота патронов, имеющих культурную ценность, как являющихся, так и не являющихся унитарными, пневмопатронов и капсюлей, а также правила приобретения по лицензии на коллекционирование оружия и иного приобретения в целях коллекционирования несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами РФ патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ или к приобретению в целях коллекционирования, возрастные и (или) иные ограничения на приобретение которого в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
Указанные изменения необходимы для соблюдения положений Конституции РФ, обеспечивающих защиту прав человека, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии определения и правил оборота патронов к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, а также права на приобретение данных унитарных патронов, снаряженных бездымным порохом, для видов оружия, имеющего культурную ценность, лицами, имеющими лицензию на коллекционирование оружия или разрешение на хранение любых видов оружия, и право на приобретение других видов данных патронов и капсюлей к оружию, без разрешения или лицензии, либо введения права на приобретение без разрешительных документов патронов ко всем видам оружия, имеющего культурную ценность, и возможного установления запрета только на их использование в различных видах оружия как имеющего, так и не имеющего культурной ценности, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ.
При введении определения патронов, к оружию, имеющему культурную ценность, к ним следует отнести патроны, не предназначенные для использования в современном оружии, или иные патроны к оружию, отнесенные к культурным ценностям по различным причинам, а при введении правил оборота указанных патронов и отмене ограничений на приобретение и продажу капсюлей, а также многие другие действия с ними, следует ввести запреты на использование патронов и капсюлей, имеющих культурную ценность, в оружии или иных устройствах для производства выстрела, повреждение или уничтожение, если оно не совершено в состояниях необходимой обороны или крайней необходимости или в иных случаях, предусмотренных или допускаемых законодательством РФ, а также правила безопасного извлечения из них пороха и (или) капсюлей и правила безопасного извлечения из капсюлей веществ, которыми они снаряжены, для их деактивации без повреждения их конструкции и внешнего вида, в целях сохранения данных патронов как культурных ценностей.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота патронов, имеющих культурную ценность, как являющихся, так и не являющихся унитарными, пневмопатронов и капсюлей, а также правила приобретения по лицензии на коллекционирование оружия и иного приобретения в целях коллекционирования несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами РФ патронов к гражданскому и иному оружию, не запрещенных к обороту на территории РФ или к приобретению в целях коллекционирования, возрастные и (или) иные ограничения на приобретение которого в ФЗ Об оружии не предусмотрены.
Указанные изменения необходимы для соблюдения положений Конституции РФ, обеспечивающих защиту прав человека, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 940 голосов

60

Против решения: 185 голосов

К началу списка инициатив