Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф111911
Уровень инициативы:
Федеральный

Реализация конституционного права граждан РФ на получение среднего профессионального образования

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин РФ имеет право на получение среднего профессионального образования за счет бюджетных средств (как федерального, так и муниципального уровня) на общедоступной основе.
(Статья 43 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.)
То же право гарантирует и Закон об образовании в Российской Федерации
(Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии)
Среднее профессиональное образование становится все более востребованным среди выпускников 9-11 классов. По информации С.С.Собянина конкурс на бюджетные места в в образовательные учреждения среднего профессионального образования в городе Москва достигает 8 человек на место, что превышает конкурс в некоторые ВУЗы. Понятно, что бюджетное финансирование учитывает потребности экономики в специалистах, а также мощности учебных заведений. Но, высокий конкурс в учреждения СПО делает сомнительным принцип общедоступности. Учебные учреждения СПО, не имея возможности проводить вступительные испытания, опираясь на принцип общедоступности, вынуждены вводить в правила приема требование к уровню освоения общеобразовательной программы и оценивать этот уровень по среднему баллу аттестата. На некоторые специальности, востребованные у абитуриентов, проходной балл аттестата достигает 5. При этом, изменить средний бал аттестата невозможно (в отличии от результатов ЕГЭ для абитуриентов ВУЗов). Как следствие молодой человек, мечтающий стать программистом и показывающий в школе высокие результаты по профильным дисциплинам (математика, физика, информатика) и имеющий удовлетворительный результат по остальным предметам образовательно программы (выполнивший требования образовательных стандартов) будет иметь средний балл аттестата несколько больший 3 и при конкурсе около 8 человек на место лишается возможности получить профессию (специальность) своей мечты не только в году окончания школы, но и в любой последующий год. В этом случае он или возвращается в школу, или может поступить на другую специальность (профессию) с низкой востребованностью среди абитуриентов, отучиться -3-4 года, и, сдав ЕГЭ, проступать в ВУЗ по интересующей его специальности. Таким образом, государство не только тратит средства и не получает нужного ему специалиста, но и гражданин обучается по специальность по которой не собирается работать.


Практический результат

Указанные изменения в правила приема граждан на обучение по программам СПО, финансируемых за счет бюджетных средств позволит не только обеспечить доступность среднего профессионального образования для всех граждан РФ, но и оптимизировать расход бюджетных средств, направляя их на обучение мотивированных, талантливых, заинтересованных в получении конкретной специальности граждан.

Решение

Чтобы обеспечить принцип общедоступности получения среднего профессионального образования за счет бюджетных средств, чтобы обеспечить возможность каждому гражданину получить бесплатное среднее профессиональное образование по профессии (специальности), соответствующей его потребностям и желаниям, чтобы обеспечить государство высококвалифицированными кадрами, готовыми реализовывать свои интересы, таланты и возможности на благо Родины предлагаю рассмотреть нижеуказанные варианты и внести соответствующие изменения в Закон об образовании и Правила приема в СПО.
Вариант 1
1. Утверждать не позднее 31 декабря года, предшествующему набору список профессий и специальностей приоритетных для экономики РФ и осуществлять на данные профессии и специальности набор без ограничений. После окончания срока приема заявлений, распределять абитуриентов по учебным заведениям с учетом мощностей учебных заведений, территориальной близости учебного заявления к месту фактического проживания абитуриента с учетом его предпочтений.
2. Для поступления на остальные профессии и специальности, использовать или внутренние вступительные испытания. или результаты ОГЭ (ООО на базе 9 классов) и ЕГЭ (СОО на базе 11 классов) по предметам, установленным для каждой специальности (профессии).
При этом, при использовании ОГЭ и ЕГЭ для обеспечения равных возможностей для всех поступающих, для более точной дифференциации уровня освоения учебных программ абитуриентов, поступающих на базе ООО необходимо внести некоторые изменения в Приказ Минпросвещения России (Министерства просвещения РФ) от 04 апреля 2023 г. №232/551/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" действующего на сегодняшний день.
a. В разделе II. «Формы проведения ГИА и участники ГИА» в п.6 пп 1 слова «для обучающихся образовательных организаций» заменить на слова «граждан», дав таким образом возможность сдавать ОГЭ ежегодно, до достижения желаемого результата (по аналогии с ЕГЭ)
b. В раздел VI. «Обработка, проверка экзаменационных работ участников ГИА и их оценивание П 75 п 3
«Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки экзаменационных работ». Дополнить словами «с указанием первичных баллов и соответствующей им оценкой по пятибалльной системе»
3. По всем профессиям и специальностям вести прием на основе ОГЭ и ЕГЭ или на основе внутренних вступительных испытаний учебного заведения, внеся в действующие нормативные акты соответствующие изменения.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 481 голос

519

Против решения: 28 голосов

К началу списка инициатив