Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф112267
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения права на изготовление физическими лицами холодного оружия и других наименее опасных видов оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность

Необходимо введение права на изготовление физическими лицами (частное изготовление) холодного оружия, метательного броскового оружия, копий старинного (антикварного) оружия и иного оружия, имеющего культурную ценность, видов оружия, которые могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и наименее опасных видов оружия, сходных по поражающей способности с предметами, не отнесенными к оружию, находящимися в свободном обороте, а также многих или всех видов нелетального оружия, либо многих видов гражданского и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами, с введением правил его изготовления, соответствующих поражающей способности и степени опасности конкретных видов оружия, поскольку частное изготовление любого оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, запрещено ст. 16 данного ФЗ, т.к. право на производство оружия имеют только юридические лица, получившие соответствующую лицензию.
Частное изготовление оружия было разрешено в Российской империи и в СССР до 1949 года, но различными законодательными актами Российской империи запрещались изготовление и иной оборот пневматического и ряда других видов оружия и изготовление на частных заводах огнестрельного оружия, не являющегося охотничьим, но определение охотничьего оружия отсутствовало.
В законодательстве СССР до 1949 года разрешались ремонт и производство холодного оружия, а также ремонт огнестрельного оружия кустарями и ремесленниками, имеющими соответствующие разрешения НКВД (Постановление СНК СССР 26 марта 1936 года «Об утверждении правил кустарных и ремесленных промыслов»), но в 1949 году данная деятельность им была запрещена Постановлением Совмина СССР от 30.06.1949 N 2883 «Об утверждении правил регистрации некооперативных кустарей и ремесленников», а с 1976 года данный запрет распространился на все виды оружия Постановлением Совмина СССР от 03.05.1976 N 283 «Об утверждении Положения о кустарно-ремесленных промыслах граждан». При этом пневматическое и метательное оружие не относили к оружию в СССР и их незаконный оборот не был наказуем, а изготовление холодного оружия разрешалось охотникам, изготавливавшим ножи для себя, при условии нанесения номеров на ножи, и жителям местностей, где был развит охотничий промысел или носили национальные костюмы с холодным оружием (местности РСФСР и многих других союзных республик), либо имелись иные определенные условия промысла, быта или службы, с которыми был связаны хранение и ношение и (или) приобретение, сбыт и изготовление холодного оружия (Грузинская ССР и ряд других союзных республик), разрешалось изготовление национального и (или) охотничьего холодного оружия.
Частное изготовление ряда видов оружия разрешено в части стран постсоветского пространства. В частности, в Законе Об оружии Абхазии разрешено изготовление национального холодного оружия Абхазии (охотничьего ножа, кинжала и кавказской шашки) гражданам Абхазии, уведомившим уполномоченные органы власти и получившим разрешения МВД на изготовление такого оружия.
Подобные законы принимались до 1997 года и в части регионов, являющихся субъектами РФ. В частности, разрешалось изготовление и иной оборот якутского ножа в Якутии лицами, получившими разрешения на указанные действия в отношении якутского ножа, а в ЧРИ в 1997 году был принят Закон Об оружии, не регулировавший оборот национального чеченского холодного оружия, т.е. допускавший его свободный оборот.
Таким образом, частное изготовление оружия не всегда было запрещено и регулировалось законодательством Российской империи и СССР.
При этом изготовление ряда видов холодного оружия разрешалось определенным лицам или в части местностей РСФСР и СССР, правила их оборота были менее строгими, чем в настоящее время, а пневматическое оружие не являлось оружием по закону и его незаконный оборот не был наказуем.
В законодательстве Абхазии разрешено частное изготовление национального холодного оружия включая охотничьи ножи, а в законодательстве ряда субъектов РФ, как временно не входивших, так и всегда входивших в состав РФ, предусматривалось право на частное изготовление национального холодного оружия, что противоречило законодательству РФ об обороте оружия, но являлось логичным.
Незаконное изготовление любого оружия, не содержащее признаков преступления, с 2021 года влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ.
Поэтому необходимо упорядочивание максимальных критериев дульной и удельной кинетических энергий конструктивно сходных с пневматическим и иными видами оружия, указанных кинетических энергий других предметов, не отнесенных к оружию, но сходных с ним по поражающей способности, а также видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, или введение всех видов пневматического оружия в свободный оборот, учитывая наличие достаточно небольших минимальных критериев энергий пневматического и огнестрельного оружия (дульная энергия более 3 Дж как критерий пневматического оружия, дульные энергии более 7,5 и 25 Дж как критерии уголовной ответственности за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия и оборотоспособности его видов как приобретаемого по лицензии охотничьего или спортивного пневматического оружия, а также удельная кинетическая энергия как критерий огнестрельного оружия более 0,5 Дж на мм2), при фактическом нахождении в свободном обороте пружинных пистолетов, ружей, стреляющих ножей и других подобных устройств, ружей для подводной охоты, катапульт и других устройств, не являющихся луками и арбалетами с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, метательным бросковым или пневматическим оружием, а также любого оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, т.к. ограничения на оборот предметов, не отнесенных к оружию ФЗ Об оружии или экспертными критериями, и видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, не установлены. Поэтому они находятся в свободном обороте на основании ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом их нахождение в свободном обороте не влечет роста преступности с их применением и наступления тяжких последствий.
По вопросу ограничения гражданского оборота мощных пневматических ружей, сходных с пневматическим ружьем «Жирардони», использовавшимся снайперами армии Австрийской империи против войск Наполеона I, необходимо отметить, что такие виды оружия отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, использование которого в качестве оружия запрещено ст. 24 ФЗ Об оружии, приобретаемому гражданами РФ без лицензии и других ограничений либо по лицензии на коллекционирование оружия (в зависимости от их отнесения к старинному (антикварному) оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии), многие правила оборота которого отсутствуют. Поэтому его оборот не является строго ограниченным, за исключением ношения, торговли, ремонта, использования и ряда других действий. Копии и реплики указанного оружия находятся в таком же обороте, если они соответствуют понятиям копий и реплик старинного (антикварного) оружия или иного оружия, имеющего культурную ценность.
Современные образцы подобных ружей, винтовок и иного пневматического оружия могут быть отнесены только к спортивному оружию, приобретаемому по лицензии, боевому оружию (в случае их принятия на вооружение в РФ и наличия у них предназначения для решения боевых или оперативно-служебных задач), или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к спортивным снарядам, конструктивно сходным с оружием, т.к. они имеют высокие значения дульной энергии от 200 до 370 или более Дж, во много раз превышающие ограничение, установленное для охотничьего пневматического оружия (25 Дж), а четкие критерии разграничения спортивного пневматического оружия, спортивных снарядов, сходных с ним, и пневматического оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, не установлены.
Не установлены в ФЗ Об оружии и запреты на оборот многих видов пневматического оружия, т.к. запрещенными могут только данные виды оружия, не имеющего культурной ценности, без номера или клейма, или используемые в качестве огнестрельного оружия без необратимых изменений конструкции, либо (с 2022 года) имеющие в своей конструкции приспособления для бесшумной стрельбы (при этом не запрещены использование саундмодераторов, оборот самих приспособлений для бесшумной стрельбы, за исключением их продажи и установки на гражданское или служебное оружие, а также установка приспособлений для бесшумной стрельбы на боевое оружие или оружие, не предусмотренное ФЗ Об оружии, находящиеся в свободном обороте, за исключением его ношения во время проведения мероприятий, предусмотренных ст. 31 Конституции РФ, если ограничения или запреты на его продажу или иной оборот не установлены международными договорами РФ или нормативно-правовыми актами, принимаемыми во время действия режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения).
Такие старинные пневматические ружья, как ружье «Жирардони» превосходили по скорострельности образцы оружия своего времени, но уступают в эффективности современному огнестрельному оружию. При этом они являлись редким оружием, а секрет изготовления ружья «Жирардони» был утрачен после смерти Жирардони и иные образцы пневматического оружия того времени были менее удобны в использовании.
В законодательстве СССР пневматическое оружие не было отнесено к оружию и его незаконный оборот не влек отдельной ответственности, но существенно ограничивался.
Поэтому отнесение пневматического оружия к оружию и введение ответственности за его незаконный оборот происходило в РФ и ряде других стран постсоветского пространства только после распада СССР.
Оборот оружия, имеющего культурную ценность, не ограничивался в законодательстве РФ до 2012 года, за исключением его ношения.
При этом спортивное пневматическое оружие с дульной энергией более 25 Дж до 2010 года не было разрешено к приобретению гражданами, а его хранение вне спортивных объектов было запрещено. Условием оборота вне спортивного объекта спортивного и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией от 7,5 до 25 Дж или от 3 до 25 Дж при калибре до 4,5 мм являлось его приобретение в целях охоты по лицензии на приобретение охотничьего пневматического или огнестрельного оружия.
Лицензии на приобретение спортивного пневматического оружия и право на его хранение вне спортивных объектов введены в ФЗ Об оружии только с 2010 года.
Максимальные значения дульной энергии пневматического оружия, не запрещенного к обороту установлены в законодательстве Белоруссии и Казахстана (Законодательством Казахстана об обороте оружия запрещен оборот гражданами пневматического оружия калибра более 4,5 мм). Они составляют всего 35 Дж, что меньше чем минимальная дульная энергия огнестрельного оружия калибра более 9 мм (учитывая минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия в странах СНГ и непризнанных государствах постсоветского пространства – более 0,5 Дж на мм2) или луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию в РФ и Белоруссии. При этом данное значение дульной энергии является незначительным при крупных калибрах (от 20 мм), учитывая небольшие значения удельной кинетической энергии снарядов данных калибров при дульной энергии 35 Дж.
Таким образом, ружье «Жирардони» и иное мощное пневматическое оружие (включая различные мощные пневматические винтовки, автоматы, пулеметы, минометы и пушки) запрещено к обороту в Белоруссии и Казахстане, но значение дульной энергии 35 Дж (в особенности, при калибре более 4,5 мм) является недостаточным условием запрета на оборот любого вида оружия, а полный запрет оборота ружей «Жирардони» и другого подобного пневматического оружия нелогичен, учитывая наличие равных или больших значений дульной энергии у огнестрельного оружия и мощных арбалетов, и может повлечь рост случаев фабрикации уголовных дел о незаконном обороте оружия и указанных дел об административных правонарушениях, привлечение к ответственности за незаконный оборот оружия слишком большого числа лиц и причинение им значительного имущественного или морального вреда, а также возможную утрату культурных ценностей, отнесенных к пневматическому или иному оружию, либо направленных на криминалистическую экспертизу или уничтожение.
Необходимо декриминализировать незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, газового, метательного и холодного оружия, учитывая, в частности, судебно-медицинские экспертные критерии поражающей способности снарядов при различных удельных кинетических энергиях, установленные исследованиями Л.Ф. Савраня, Е.И. Сташенко и других ученых СССР и РФ. При их анализе путем вычислений возможно установить, что удельная кинетическая энергия огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) может быть достигнута при значениях дульной энергии до 0,5 Дж, если калибр составляет около 1 мм, при ее значениях до 3 или 7,5 Дж, если калибр составляет до 2,8 или 4,5 мм соответственно, и до 25, 100 или даже нескольких сотен Дж, если калибр достигает 8, 18, 26 или более мм. Поэтому значения дульной энергии, составляющие 3, 7,5 и 25 Дж, являются небольшими значениями поражающей способности при нормальных или крупных калибрах оружия, а критерий огнестрельного оружия является нечетким и «плавающим» по отношению к критериям пневматического и иного оружия, т.к. он превышает значения дульной энергии от 3 до 25 Дж при нормальных или крупных калибрах и составляет менее 25, 7,5, 3 или 0,5 Дж дульной энергии при небольших или очень малых калибрах. Это делает критерии огнестрельного оружия менее строгими по отношению к критериям пневматического оружия калибра от 4,5 до 18 или более мм и более строгими, если калибр составляет не более 4,5 мм, а также более строгими по отношению к критериям метательного, холодного и иного оружия.
Наличие критериев энергии огнестрельного оружия у страйкбольного или игрушечного оружия с дульной энергией до 3 или 0,5 Дж калибра до 2,8 или 1 мм только доказывает бессмысленность указанного критерия огнестрельного оружия и небольших значений дульной энергии как критериев различных видов пневматического оружия.
Наиболее нелогично и несправедливо распределены критерии отнесения к оружию и лицензирования приобретения пружинно-поршневого пневматического оружия и иного пневматического или метательного оружия, поскольку они отнесены к оружию и ограничены к обороту на равных условиях с иным пневматическим оружием, т.е. при значениях дульной энергии более 3, 7,5 и 25 Дж, а также при калибре до 4,5 мм или более. При этом пружинные механические метательные устройства не отнесены к метательному и иному оружию при любых значениях дульной энергии. Также не отнесены к метательному, пневматическому и иному оружию духовые трубки, выстрел из которых производится силой легких человека, при любой дульной энергии, а ствольные арбалеты (шнепперы) отнесены к метательному оружию только при силе натяжения тетивы более 43 кгс (как и остальные виды арбалетов), т.е. дульная энергия шнепперов, не отнесенных к оружию, может достигать 40 и более Дж, а их удельная кинетическая энергия может намного превышать 0,5 и 1,5 Дж на мм2 (в особенности, если их калибр или калибр пуль, которые могут в них использоваться, составляет не более 4,5 мм).
При этом необходимо учитывать тот факт, что при нанесении ударов рукой, ножом или другим предметом могут быть достигнуты значения кинетической энергии от 20 до 50, 85 или 200 Дж, а значения удельной кинетической энергии при нанесении ударов бытовыми ножами, холодным оружием или другими острыми предметами либо при их метании вручную могут превосходить 0,5 и 1,45 Дж на мм2. Нанесение ударов ножом или другим предметом в сосновую доску с кинетической энергией от 20 до 50 Дж предусмотрено экспертной методикой криминалистического исследования холодного оружия, действующей с 5 ноября 1998 года.
При этом данная энергия не является максимальной энергией удара и предметы, способные наносить определенные методикой повреждения могут не быть отнесены к холодному оружию, а существующие экспертные критерии холодного оружия являются избыточными и коррупционными (причинить тяжкий вред здоровью или смерть человеку может и предмет, не отнесенный к холодному или иному оружию, а определить принадлежность предмета к холодному оружию может только компетентный эксперт после проведения соответствующей криминалистической экспертизы), допускающими повреждение предметов, что нарушает конституционные права их владельцев.
При этом подход законодателей многих других стран, определяющих холодное оружие по виду, длине клинка и (или) его толщине, а также по другим простейшим признакам не является во всех отношениях более правильным, а критерии холодного оружия не могут быть четко выработаны и правильно применимы без нарушения законных прав человека, т.к. холодное оружие имеет такую же поражающую способность, как и бытовые предметы или другие предметы материального мира и не может быть равным по эффективности и (или) опасности стрелковому и иному современному оружию и, тем более, не является более эффективным или опасным. Данное утверждение можно отнести и к метательному бросковому оружию, являвшемуся до 2020 года метаемым холодным оружием.
Поэтому необходима отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия с их исключением из перечня видов оружия и установление минимальных критериев опасной для жизни человека энергии стрелкового оружия, превышающих вышеуказанные значения кинетических энергий, создаваемые при ударе рукой или метании предмета вручную либо при силе натяжения тетивы арбалета более 43 или 50 кгс.
В целом, учитывая существующее разграничение видов стрелкового оружия и предметов, сходных с ними, по значениям энергии и принципу действия, в качестве минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий оружия следует четко установить и принять наибольшие значения данных энергий, достигаемые при максимальной возможной силе сжатия пружины пружинного ружья или другого подобного стреляющего устройства, существенно превышающие их максимальные значения, достигаемые при максимальной возможной силе легких при выстреле из духовой трубки, т.к. духовые трубки и пружинные стреляющие устройства не отнесены к метательному, пневматическому и иному оружию и это не влечет общественно опасных последствий.
При этом введение строгих ограничений на изготовление или иной оборот стрелкового оружия может быть допустимо только, если оно имеет значения удельной кинетической энергии, превышающие 1,5 Дж на мм2 на расстоянии более 10 или 100 метров, превосходит по поражающей способности распространенные в быту предметы, может быть эффективно использовано в качестве оружия соответствующего вида для производства различного количества выстрелов и сопоставимо по поражающей способности по поражающей способности и эффективности боевого применения с современными образцами стандартного охотничьего или боевого огнестрельного оружия.
Следует отметить, что в ФЗ Об оружии не предусмотрены специальные правила оборота пневматических минометов, пушек и других подобных крупнокалиберных устройств (орудия для стрельбы динамитом и т.п.), поэтому к ним применяются правила оборота оружия, имеющего культурную ценность, или спортивного пневматического оружия с дульной энергией более 25 Дж, либо иного пневматического оружия (если их дульная энергия составляет не более 25 Дж), а до 2021 года их незаконные сбыт и изготовление не относились к преступлениям, но снаряды к ним не разрешены к гражданскому обороту и их незаконный оборот является преступлением (до 2021 года по ст. 222 и 223, а с 2021 года - ст. 222.1 и 223.1 УК РФ).
При этом катапульты, не являющиеся арбалетами (баллистами), пружинные пушки и другие подобные устройства не отнесены к оружию при любой кинетической энергии и иных характеристиках в ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, а также экспертными критериями оружия.
Поэтому ответственность их владельцев зависит от наличия во владении и законности владения конкретными видами разрывных и иных не разрешенных к обороту снарядов, а оборот самих данных стреляющих устройств, включая их изготовление, является свободным.
Баллисты находятся в таком же обороте, как и иные арбалеты, отнесенные к метательному оружию, в качестве оружия, имеющего культурную ценность, спортивного или охотничьего метательного оружия, а если натяжение их тетивы составляет менее 43 кгс, либо в случае их отнесение к предметам, не являющимся оружием по своему назначению (предметам производственного назначения, спортивным снарядам и т.п.), - они не относятся к метательному и иному оружию и находятся в свободном обороте. При этом сила натяжения тетивы баллист может достигать 400 кгс.
В отличие от первого Закона РФ Об оружии 1993г., ФЗ Об оружии 1996г. не регулирует оборота артиллерийских орудий (им регулируется оборот боевого ручного стрелкового и холодного оружия), поэтому даже данные орудия, отнесенные к огнестрельному оружию любой мощности, не регулируются положениями ФЗ Об оружии.
При этом существующие Правила оборота боевого оружия в государственных военизированных организациях регулируют оборот боевого ручного стрелкового, холодного и иного оружия.
Оборот оружия, являющегося боевым в других государствах, регулируется законодательством о военно-техническом сотрудничестве РФ и международными договорами РФ, а запреты на оборот оружия устанавливаются ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями к гражданскому и служебному оружию, не применяющимися к оружию, имеющему культурную ценность, и международными договорами РФ.
Старинные (антикварные) артиллерийские орудия и иное подобное наиболее опасное оружие (ручные мортирки) отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и их правила оборота не отличаются от правил оборота иного оружия, имеющего культурную ценность.
За криминализированный незаконный оборот любого метательного и пневматического оружия, а также гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, предусматривающих ответственность также за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия, установлены менее строгие наказания, чем за незаконный оборот иного огнестрельного оружия в ч. 1 – 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, а наиболее строгие наказания установлены за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, поскольку в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ предусмотрены сроки лишения свободы до 4 и 2 лет соответственно, в ч. 1 – 6 ст. 222 и в ст. 222.2 они составляют до 5 - 15 лет соответственно, в ч. 1 – 3 ст. 223 – 6 – 10 лет, а в ст. 222.1 и 223.1 - 8 – 20 лет соответственно.
При этом все перечисленные наказания являются излишне строгими по отношению к незаконным действиям с холодным, метательным, газовым и пневматическим оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к газовому или огнестрельному оружию и к любым видам маломощного, редкого или неудобного в использовании, перемещении и (или) хранении оружия, а также к незаконным действиям с оружием, не связанным с совершением тяжких насильственных преступлений, и не повлекшим наступление тяжких последствий. Они влекут смешение мер наказания за насильственные и ненасильственные преступления, а установление за данные действия наказаний, равных максимальным срокам лишения свободы за многие или любые преступления, включая умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство (сроки лишения свободы до 8, 10, 12, 15 или 20 лет), только усугубляет данное смешение мер наказаний за различные преступления (в особенности, учитывая возможность назначения сроков лишения свободы до 15, 18, 22,5 и 25 лет по совокупности преступлений и – до 30 лет по совокупности приговоров (по совокупности приговоров наказывают и за длящееся преступление, начавшееся до вступления в силу первого приговора, а окончившееся после его совершения (например, криминализированное незаконное хранение огнестрельного оружия))). Все это крайне пагубно сказывается на борьбе с преступностью и развитии общества.
По административной ответственности все меры наказания за незаконный оборот любого оружия, не влекущий уголовной ответственности, приравнены в ст. 20.10 КоАП РФ, а строгость наказаний (существенных размеров штрафов и сроков административного ареста) влечет смешение насильственных и ненасильственных административных правонарушений и возникновение права на длительное задержание без суда (до 48 часов) и арест по постановлению суда как лиц, не совершавших насильственных действий, так и лиц, совершивших преступления, ненаказуемые лишением свободы, т.к. максимальные сроки задержания за многие административные правонарушения составляют 3 часа с о времени доставления или вытрезвления, а за такие преступления не имеют права задерживать по ст. 91 УПК РФ и требуются иные основания для задержания.
Это усугубляет распределение мер ответственности и наказания за правонарушения, поэтому необходимо смягчение и упорядочивание указанных мер.
Следует отметить, что незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, включая охотничье оружие, пистолеты, револьверы, обрезы ружей, автоматическое огнестрельное оружие и артиллерийские орудия, любого охотничьего оружия (включая нарезные ружья и винтовки, а также пистолеты и револьверы (в то время, когда использование на охоте пистолетов и револьверов было законодательно разрешено)) или всех видов оружия невоенного назначения (спортивные и иные ружья, винтовки, пистолеты и револьверы), не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В законодательстве СССР и УК союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия (с 1924 по 1927 год), всех видов охотничьего огнестрельного оружия (до 1959 года в общесоюзном законодательстве и до 1974 года в УК ряда союзных республик) или любого невоенного оружия (до 1933 года в УК Украинской ССР 1927г. (ст. 183)), всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия (в ст. 182 УК РСФСР 1926г. с 1932 по 1933 год и в ст. 222 УК УССР 1960г. в 1961 году) и гладкоствольного охотничьего оружия (во всех соответствующих нормах общесоюзного законодательства, в УК всех союзных республик до 1960 года, в УК многих из них с 1960 по 1974 год и в УК всех указанных республик с 1974 года).
В УК РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия являлся преступлением до 2003 года, незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, включая его незаконный сбыт, был декриминализирован в ст. 222 с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот указанного гражданского оружия – до 2011 года, но незаконный оборот артиллерийских и иных разрывных снарядов и других боеприпасов к боевому и иному огнестрельному оружию, не являющемуся гражданским, всегда относился к преступлениям (до 2021 года ст. 222 и 223, а с 2021 года - ст. 222, 222.1, 222.2 и 223.1 УК РФ). При этом в 2011 году был полностью криминализирован незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт указанного длинноствольного оружия.
Во многих странах постсоветского пространства криминализировано только незаконное изготовление огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия в нормах УК о незаконном изготовлении любого огнестрельного оружия, а в ряде данных стран не является преступлением незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
В УК РСФСР и многих других союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконные хранение и (или) ношение либо приобретение, сбыт и изготовление холодного оружия в соответствующих местностях или во всех случаях его необходимости по условиям промысла, быта, работы или службы (ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926г., ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г. и др.).
При этом в Эстонской ССР не было уголовной ответственности за незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия с 1961 по 1985 год (с 1964 по 1985 год Указом ВС Эстонской ССР была предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, ношение, сбыт или изготовление холодного оружия, кроме случаев, установленных МООП (МВД) Эстонской ССР), а с 1985 по 1993 год в Эстонской ССР и Эстонии предусматривалась уголовная ответственность за указанные незаконные действия с холодным оружием, не связанные с условиями промысла, быта или службы.
В УК ряда стран постсоветского пространства декриминализирован незаконный оборот холодного оружия (в УК Эстонии, Латвии, Молдовы и Узбекистана (со 2 декабря 2022 года предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или перевозки холодного клинкового оружия (охотничьих ножей, охотничьих стилетов и кинжалов, рапир, шпаг и сабель), если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 249))) и не криминализирован либо декриминализирован незаконный оборот метательного (в УК Эстонии, Латвии, Молдовы и Узбекистана (со 2 декабря 2022 года предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или перевозки метательного оружия (луков, арбалетов и копий), если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 249))), газового (в УК Эстонии, Молдовы, Украины, Грузии и Узбекистана) и охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (в УК Молдовы, ПМР, Украины и др.).
При этом незаконный оборот пневматического оружия до 2021 года был криминализирован только в Латвии (при дульной энергии более 12 Дж), Литве (наказуемы незаконные ношение, приобретение, сбыт или изготовление в целях сбыта неогнестрельного оружия или других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям) и Белоруссии (ВС Белоруссии указывает на наличие ответственности только за незаконные сбыт и изготовление, а также повторные после назначения административного наказания ношение и перевозку пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, т.е. имеющего дульную энергию более 3 Дж и калибр более 4,5 мм, либо дульную энергию более 7,5 Дж).
С 1 июля 2022 года незаконное ношение пневматического оружия криминализировано в новом УК Армении 2021г. и приравнено к незаконному ношению холодного и ряда других видов оружия (ст. 234), а со 2 декабря 2022 года в УК Узбекистана криминализировано нарушение правил хранения, ношения или перевозки пневматического оружия, если оно повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.
Таким образом, в законодательстве СССР и союзных республик не всегда предусматривалась уголовная ответственность за незаконные действия с холодным оружием, которая носила местных характер и зависела от рода занятий конкретных лиц, т.е. не предусматривалась в ряде местностей РСФСР и многих других союзных республик, исключалась в УК Грузинской ССР и ряда других союзных республик в случаях необходимости наличия холодного оружия на работе или службе, а также не всегда предусматривалась в Эстонской ССР.
При этом в законодательстве СССР и союзных республик не предусматривалась уголовная ответственность за незаконные действия с охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием и не всегда была предусмотрена уголовная ответственность за незаконные действия с охотничьим огнестрельным нарезным оружием или с любым огнестрельным гладкоствольным либо невоенным оружием, а также за незаконный оборот любого огнестрельного оружия.
Это означало нелогичное распределение мер ответственности за незаконный оборот оружия, т.к. незаконный оборот холодного оружия не был преступлением в части регионов СССР и (или) в ряде случаев, а незаконный оборот намного более опасного гладкоствольного охотничьего ружья не был преступлением вообще и до 1960 – 1974гг. не был преступлением незаконный оборот охотничьего нарезного огнестрельного оружия (винтовок, штуцеров и т.п.), а в УК УССР 1960г. не был преступлением незаконный оборот любого огнестрельного гладкоствольного оружия, при наличии уголовной ответственности за незаконные ношение, сбыт или изготовление холодного оружия. Получалось, что незаконные ношение, сбыт и изготовление холодного оружия с 1935 года всегда являлись преступлениями, например, в Москве, Московской области и Ленинграде, а указанные действия с охотничьим ружьем не являлись преступлениями на всей территории РСФСР и СССР, что явно противоречило здравому смыслу.
При этом незаконный оборот огнестрельного оружия, не отнесенного к охотничьему и (или) гладкоствольному, с 1927 года всегда являлся преступлением независимо от его поражающей способности, а криминализация незаконного оборота нарезного или не охотничьего гладкоствольного огнестрельного оружия влекла его приравнивание к мощному боевому оружию по мерам ответственности и наказания, что было также нелогично.
В законодательстве СССР и союзных республик не предусматривалась уголовная и иная ответственность за незаконные действия с метательным, пневматическим и иным оружием, не являющимся холодным или огнестрельным, и к оружию законодательно относилось только холодное и огнестрельное оружие
В законодательстве РФ и других стран постсоветского пространства встречается подобное распределение мер ответственности и наказания, которое часто распространяется на газовое и метательное оружие, но незаконный оборот пневматического оружия криминализирован лишь в малой части данных стран.
Правила оборота холодного оружия и критерии его отнесения к оружию являлись в СССР менее строгими, чем в РФ и части других стран постсоветского пространства, т.к. для приобретения охотничьих ножей было достаточно наличия охотничьего билета, в котором они регистрировались, национальное холодное оружие не подлежало регистрации в милиции в соответствующих местностях, кортики, выданные офицерам, хранились и носились без разрешений милиции (они вписывались в удостоверение личности офицера), но подлежали сдаче в военкоматы после смерти офицеров, которым они выдавались.
При этом к оружию относились именно предметы, предназначенные для поражения цели, не имеющие иного назначения, а использование холодного оружия в бытовых целях исключало его отнесение к оружию.
Незаконное изготовление пневматического и (или) метательного, холодного и газового оружия не является наказуемым деянием в части стран постсоветского пространства, в которых частное изготовление предметов, отнесенных к оружию, как правило, запрещено.
В УК РФ и ином законодательстве РФ отсутствует отдельная ответственность за нанесение на клинки, стрелы и другие предметы, используемые для поражения цели, ядовитых веществ, использование таких предметов в качестве оружия и их незаконный оборот. При этом использование в предметах ядовитых веществ не влияет на их отнесение к оружию, а уголовная ответственность установлена только за незаконный оборот ядовитых веществ, не являющихся наркотическими, без цели сбыта или их сбыт (ст. 234 УК РФ).
Поэтому, например, духовая трубка с отравленной стрелой, не является оружием и любые действия с отравленной стрелой могут быть наказуемы только при приготовлении к убийству либо иному тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушении на него, если преступление не доведено до конца по независящим от виновного обстоятельствам, либо при наличии признаков незаконных сбыта или оборота ядовитых веществ в целях сбыта.
При этом дульная энергия снаряда, выстрелянного из такой духовой трубки, может быть менее 3, 1 или 0,5 Дж, но удельная энергия заостренного снаряда или иного снаряда калибра около 1 мм может превышать значение, равное 0,2, 0,3 или 0,5 Дж на мм2.
При этом духовая трубка не отнесена к оружию, пневматические устройства с дульной энергией не более 3 Дж не отнесены к пневматическому оружию, многие механические метательные устройства не являются оружием при любой дульной энергии, дульная энергия луков и арбалетов, отнесенных к оружию, составляет десятки Дж, а любые огнестрельные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, отнесены к огнестрельному оружию, независимо от их дульной энергии, если они не имеют производственного и иного назначения, исключающего их отнесение к оружию.
Поэтому имеет место несоответствие критериев поражающей способности различных видов оружия и сходных с ними предметов, которое может быть решено только путем установления высоких значений дульной энергии для всех видов оружия, учитывая простоту изготовления и использования духовых трубок, из-за которых отнесение их к оружию может упростить фабрикацию дел о незаконном обороте оружия, и низкие значения дульных энергий, установленные для малокалиберного нелетального оружия самообороны и сигнального оружия, конструктивно сходного с огнестрельным, и малокалиберного огнестрельного оружия, а также любого пневматического оружия, позволяющих относить к оружию предметы, не имеющие достаточно высокой поражающей способности и сходных по степени опасности с предметами, не отнесенными к оружию, распространенными бытовыми предметами и другими предметами материального мира.
При этом необходимы четкие критерии допустимости использования в оружии, снарядах и других предметах различных веществ, а также правила оборота ядовитых веществ и предметов, их содержащих, в особенности, учитывая отсутствие правил оборота всех видов ядовитых веществ и предметов, используемых в качестве оружия, ими снаряженных (отравленных стрел, пуль, зонтиков, ампул с цианидом, выстреливаемых из пружинных или пневматических пистолетов и т.п.), а также невозможность отнесения таких предметов к газовому и иному оружию, т.к. к нему в ФЗ Об оружии отнесено только оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ, а оружие массового поражения и другие виды оружия, запрещенные или строго ограниченные к обороту, имеют существенные отличия от указанных предметов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение права на изготовление физическими лицами (частное изготовление) холодного оружия, метательного броскового оружия, копий старинного (антикварного) оружия и иного оружия, имеющего культурную ценность, видов оружия, которые могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и наименее опасных видов оружия, сходных по поражающей способности с предметами, не отнесенными к оружию, находящимися в свободном обороте, а также многих или всех видов нелетального оружия, либо многих видов гражданского и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами, с введением правил его изготовления, соответствующих поражающей способности и степени опасности конкретных видов оружия.
При этом необходимо декриминализировать незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, газового, метательного и холодного оружия и незаконный оборот оружия в иных случаях, не представляющих общественной опасности (совершенный при отсутствии тяжких последствий и не сопряженных с совершением насильственных вооруженных преступлений), и исключить из перечня видов оружия холодное, метательное бросковое, и сигнальное оружия, оружие, имеющее культурную ценность, наименее опасные виды нелетального оружия, а также все остальные виды оружия, не имеющие большей поражающей способности, чем бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию, с отменой ограничений на их оборот и их критериев как видов оружия и решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов нелетального оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и пневматического оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ, а также сохранению культурных ценностей и дальнейшей либерализации законодательства.

Решение

Необходимо введение права на изготовление физическими лицами (частное изготовление) холодного оружия, метательного броскового оружия, копий старинного (антикварного) оружия и иного оружия, имеющего культурную ценность, видов оружия, которые могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, и наименее опасных видов оружия, сходных по поражающей способности с предметами, не отнесенными к оружию, находящимися в свободном обороте, а также многих или всех видов нелетального оружия, либо многих видов гражданского и иного оружия, не запрещенного к приобретению гражданами с введением правил его изготовления, соответствующих поражающей способности и степени опасности конкретных видов оружия.
При этом необходимо декриминализировать незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж, газового, метательного и холодного оружия и незаконный оборот оружия в иных случаях, не представляющих общественной опасности (совершенный при отсутствии тяжких последствий и не сопряженных с совершением насильственных вооруженных преступлений), и исключить из перечня видов оружия холодное, метательное бросковое, и сигнальное оружия, оружие, имеющее культурную ценность, наименее опасные виды нелетального оружия, а также все остальные виды оружия, не имеющие большей поражающей способности, чем бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию, с отменой ограничений на их оборот и их критериев как видов оружия и решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов нелетального оружия, метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов) и пневматического оружия.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 926 голосов

74

Против решения: 167 голосов

К началу списка инициатив