Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
21Ф113435
Уровень инициативы:
Федеральный

Реабилитация граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию

Порядок получения разрешения суда на отмену постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования регламентирован статьей 2141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).
В целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 28-П (далее — Постановление от 14 ноября 2017 г. № 28-П) Федеральным законом от 12 ноября 2018 г. № 411-ФЗ в УПК РФ были внесены изменения.
Так, указанным Постановлением от 14 ноября 2017 г. № 28-П была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации часть первая ст. 214 УПК РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение во взаимосвязи с пунктом 3 части второй ст. 133 УПК РФ позволяет прокурору в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в УПК РФ изменения с тем, чтобы гарантировать эффективную государственную защиту от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования (п. 4.2 Постановления от 14 ноября 2017 г. № 28-П).
После внесения соответствующих изменений в уголовно-процессуальном законодательстве появилось принципиально новое положение о том, что отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается только на основании судебного решения. Причем в случае, если уголовное дело или уголовное преследование прекращалось неоднократно, годичный срок исчисляется со дня вынесения первого такого постановления (ч. 11 ст. 214 УПК РФ).
Таким образом, сегодня под жесткий судебный контроль поставлен вопрос об отмене решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении годичного срока со дня, когда уголовное дело или уголовное преследование были впервые прекращено. При этом новый механизм сопровождается проверкой наличия оснований для отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Вместе с тем правовая позиция Конституционного Суда РФ и законодателя, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем развитии с целью исключения необоснованного возобновления уголовного преследования.
Следует признать, что в настоящее время предусмотрено существенное отличие механизма возобновления уголовного преследования после вынесения решений о прекращении уголовного преследования судом и органами предварительного расследования. Если пересмотр судебного акта строго регламентирован законом и ограничен по времени, субъектам и основаниям, то в отношении постановлений следователя (дознавателя) о прекращении уголовного преследования с теми же правовыми последствиями аналогичные ограничения не установлены, соответственно, реабилитация лица может быть подвергнута сомнению неоднократно и в пределах сроков давности уголовного преследования.
Отсутствие ограниченных сроков обжалования вынесенных следователями и дознавателями постановлений о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям может стать почвой для злоупотреблений своими правами как со стороны заявителей, так и со стороны должностных лиц, к компетенции которых относится право на возобновление уголовного преследования.

Практический результат

Исключит злоупотребления со стороны должностных лиц правоохранительных органов, а также будет способствовать принятию окончательного решения по делу в разумные сроки.

Решение

С учетом проведенного анализа считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство, закрепив механизм реализации судами исключительного права принятия окончательного решения о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям по находящимся в производстве органов предварительного расследования уголовным делам на основании мотивированного ходатайства следователя (дознавателя), согласованного прокурором, по результатам судебного заседания с участием заинтересованных лиц, следователя (дознавателя) и прокурора.
Предлагаемый порядок прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, на наш взгляд, с одной стороны, определенным образом ограничит пределы реализации прокурором его надзорных полномочий, а с другой стороны, будет способствовать соблюдению разумных сроков уголовного судопроизводства, исключению фактов злоупотреблений и тем самым будет реально гарантировать реабилитацию лиц, подвергнутых незаконному уголовному преследованию.

К началу списка инициатив